Как ни оттягивала я неприятный для меня момент работы с первым заданием, время пришло им заняться вплотную. Есть ученики, с которыми разобрана вся остальная тестовая часть, которые весьма неплохо пишут сочинения. Единственное задание, с которым мы ещё не работали, - это задание №1.
Да, оно мне по-прежнему не нравится, хотя я люблю сложные задания. Для меня оно странное, нелогичное, часто спорное и некорректное. Вероятно, буду рекомендовать детям на экзамене делать его в последнюю очередь, после всей тестовой части и сочинения, ибо заработать на нём можно всего один балл, а потерять минут 10. Лучше это время использовать для проверки и правки 27-го задания, на мой взгляд. А вот когда основное сделано, можно позволить себе вернуться к первому заданию, куда спихнули всё, что можно и нельзя.
Итак, что необходимо знать при выполнении первого задания?
Во-первых, пять стилей речи:
- Научный
- Официально-деловой
- Публицистический
- Художественный
- Разговорный
Используется одноступенчатая классификация. Других стилей и подстилей, как обещают разработчики, не будет.
Во-вторых, необходимо знать особенности каждого стиля.
Особенности научного стиля: обобщенность, логичность, точность, сухость, сжатость, информативность, объективность, доказательность. Особенности лексики: преобладают специальные термины, общенаучные слова, абстрактные существительные.
Особенности официально-делового стиля: объективность и безличность, безэмоциональность выражения, точность, не допускающая иных толкований, стереотипность, стандартизированность изложения, сжатость и краткость, официальность. Особенности лексики: использование штампов (канцеляризмов), частое употребление отглагольных существительных и производных предлогов .
Особенности публицистического стиля: скрытая и открытая оценочность, призывность, эмоциональность, образность, субъективность (так как публицистические тексты содержат, с одной стороны, объективную информацию, с другой - эмоционально-экспрессивную интерпретацию этой информации). Особенности лексики: общественно-политическая, эмоционально окрашенная, возможны индивидуально-авторские неологизмы.
Особенности художественного стиля: образность, эмоциональность, особая роль подтекста, индивидуальный авторский стиль, метафоричность. Особенности лексики: используется всё богатство лексики.
Особенности разговорного стиля: непринужденность, неофициальность, неподготовленность речи, иногда фамильярность, прерывистость, эмоционально-оценочная информативность, стремление к экономии речевых средств, использование неполных предложений, междометий, вводных слов, обращений. Особенности лексики: часто используется разговорная и просторечная лексика, сленг.
В третьих, необходимо знание типов речи.
Здесь ничего нового и страшного: описание, повествование и рассуждение мы разбираем при подготовке к 23-му заданию.
В-четвёртых, сюда же для густоты каши намешали и средства выразительности.
С этим проблем быть не должно, так как всю необходимую теорию мы разбираем, когда готовимся к 26-му заданию. На канале много материала о средствах выразительности. Оставляю для новеньких ссылки на старые материалы:
Для того чтобы понять, как выполнить то или иное задание, полезно не только прорешать готовые варианты, но и придумать свои, чем я активно занималась последнее время:
До встречи на канале "Люблю читать, люблю писать".