В декабре 2021 года в Екатеринбурге охранник художественной выставки неожиданно пририсовал глаза героям картины, которую должен был охранять от вандалов. Этот акт неуважения к искусству сразу стал предметом обсуждения, комментариев и мемов. Новость быстро распространилась сначала по России, затем и по миру. Теперь трудно развидеть широко открытые глаза.
В разговор об искусстве в Екатеринбурге включились все от модного ресторатора до митрополита и губернатора.
Могла ли на это рассчитывать Анна Лепорская - автор картины, в разумной зрелости, создававшая фарфоровые изделия на заводе в Ленинграде?
Правда, в этих обсуждениях ее герои приобрели глаза, а она лишилась имени, став безымянной ученицей Малевича.
Попытки присвоить искусство, сделать его понятным в Екатеринбурге происходят не впервые.
Этот прекрасный отзыв появился на выставке "90-е", которой стартовала галерея в Ельцин-Центре в 2016 году. Авторы отзыва искренне старались понять - зачем раскрашивать портреты членов Политбюро. На той выставке никто ничего не пририсовывал, видимо, потому что уже все было пририсовано, а в 2021 лица сияли манящей пустотой.
Сегодня коллекция произведений авангарда считается жемчужиной собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Но чтобы привыкнуть и переварить неформальную живопись уральцам потребовалось несколько десятков лет. В 1920 году авангардных художников встречали словами:
Мороз дерет по коже от гадливости, причем все это накрашено грязью, но никак не красками
Слова критика газеты "Уральский рабочий" ничем не напоминали современные завернутые в вату рецензии. Далее вы приводится текст заметки о выставке современных художников в екатеринбурге в 1920-м году.
Тихий ужас (на выставке в художественных мастерских).
Иначе положительно нельзя назвать ту выставку «всех течений живописи», которая открылась 9 мая в Екатеринбургских- государственных свободных художественных мастерских (так громко именуется учреждение, легкомысленно приютившее в своих стенах кошмарные мудрствования до наглости зарвавшихся творцов нового, якобы, искусства).
Обстоятельный плакат, вывешенный у столика, где посетители расписываются в собственной неосторожности притти на эту, с позволения сказать, выставку, гласит: Комната А (3 эт.): передвижники, натуралисты, импрессионисты: комната Б (3 эт.) импрессионисты, неоимпрессионисты, примитив, кубизм: комната В (2 эт.); кубизм, лучизм, беспредметное творчество, супрематизм.
Подготовленный таким сногсшибательным плакатом зритель направляется в ближайшую «комнату В» и, замирает ошарашенный.
Здесь футуристы распоясались вовсю.
Направо у самых дверей, красуется желтое искалеченное лицо без одного глаза и с непомерно кривой и распухшей щекой; налево — вся стена завешана пестрой галиматьей пересекающихся плоскостей, лоскутьев и геометрических тел; против входа висят два холста, невообразимо испачканных яркими красками и линиями; против окон (вот он—гвоздь выставки!) — с десяток «картин», на которых изображены ослепительно синие, желтые, красные, зеленые и пр. кубики, линейки, кирпичики, круга а всякая всячина, неподдающиеся разумению нормального человека а доступные (разве только самим «творцам» этой чудовищной гадости.
Я не называю фамилий авторов, так как они не заслуживают быть напечатанными типографской машиной.
Потрясенный зритель подымается в «комнату Б» и снова обалдевает.
Здесь, правда, экспонаты более понятны для непосвященных в таинство «нового искусства», но и то поражают зрение своей дикой безграмотностью. Под потолком привешено гнусное изображение уродливой, обескровленной и одержимой слоновой болезнью женщины, до изнеможения стыдливо прикрывшей часть своих прелестей веером; рядом с ней бредовое подобие мужчины с вывернутыми ногами и такими руками, что мороз дерет по коже от гадливости, причем все это накрашено грязью, но никак не красками. Страшный мужчина оказывается, принадлежит кисти академика (!!) профессора (!!!) Кончаловского. Почтенный «профессор» сделал-бы истинное благо, если бы оправдал свою фамилию и раз навсегда кончил малевать.
Шатающийся от изумления и неожиданностей злополучный посетитель направляется наконец в последнюю «комнату А» и тут уже отдыхает и глазом, и душой, любуясь подлинным искусством, представленным такими мастерами, как Репин, Горюшкин-Сорокопудов, Зарубин и Жуковский, которых кстати умалишенные новаторы не признают и советуют публике на них «наплевать».
Возникает естественный вопрос: что хотят доказать своей бесшабашной мазней футуристы? Увы, сколько-нибудь рассудительный ответ и сами они не в состоянии дать. Это выяснилось на «диспуте», устроенном в день открытия выставки ее-же создателями.
В общем — тихий ужас да и только.
Небольшая деталь: почти вся отвратительная мазня привезена из Москвы на что затрачено минимум 200 тонн угля, и не менее 15 рабочих часов машинистов, кочегаров и поездной бригады. И это при нашем-то кризисе транспорта так расходовать ценнейшее топливо и еще .более ценный труд?! Молот
Екатеринбуржцы за многие годы научились шутить, а не только гневаться. Теперь картина с глазами стала частью городской среды. Недавно подобного человечек Лепорской появился как герой граффити.
Понравился материал, подписывайтесь на канал