Для некоторых людей, возможность летать, сродни наркотику. В обеих мировых войнах всегда находились самоотверженные, бесстрашные асы-пилоты полные отваги и патриотизма. Некоторые из них продолжали сражаться, даже несмотря на свои увечья, хотя по всем правилам социума, должны были сидеть дома на пенсии. Во время Второй мировой войны вспоминаются два таких пилота, советский летчик Алексей Мересьев и англичанин Дуглас Бадер.
Дуглас Бадер британский ас-истребитель, вошел в историю как один из немногих летчиков, сражавшийся в воздушных боях без ног. Родился в 1910 году в семье инженера, с ранних лет интересовался военной техникой. В 1928 году он поступил в школу Королевских ВВС в Крэнвелле. Уже через три года молодой летчик попал в элитный акробатический отряд, где быстро начал показывать свое мастерство.
Его наглость, изобретательность, доставляли ему немало неприятностей с начальством, которое не принимало чрезмерно рискованный стиль полетов. Полный бодрящего, непрекращающегося энтузиазма, настойчивый, нетерпеливый, откровенный, бунтующий против власти, непокорный Бадер почти не прислушивался к замечаниям руководства.
14 декабря 1931 года он в очередной раз нарушил регламент. На малой высоте он попытался сделать акробатическую фигуру «бочка» на самолете Bristol Bulldog. Но не успел сделать полный оборот — машина разбилась, и он чудом остался жив. Ему ампутировали обе ноги.
Для молодого летчика отказ от полетов стало настоящим испытанием. И хотя благодаря протезам он снова смог передвигаться, представители британских ВВС даже слышать не хотели о возобновлении его службы. И только Вторая мировая война, позволила Бадеру снова сесть за штурвал. Истощенные силы RAF нуждались в любой помощи. Чиновники наконец согласились на службу Бадера. Он стал командиром эскадрильи и нанес тяжелый урон немецким люфтваффе, уничтожив 22 вражеских самолета.
В гостях у немцев
В августе 1941 года при странных обстоятельствах он был сбит над оккупированной немцами Францией (по слухам, он был случайно сбит своими). При попытке покинуть кабину один из его протезов заклинило, что вынудило летчика отцепить его и оставить в самолете. Он был схвачен в плен.
Немцы отнеслись к пленному с большим уважением. В нацисткой расовой политике англичане были равны немцам. К тому же, летчики во всех армиях, были самой привилегированной военной группой, не каждый день встретишь безногого пилота за штурвалом истребителя.
Адольф Галланд, командир немецкого подразделения, захвативший Бадера, быстро подружился с коллегой. Бадер со свойственной ему наглостью попросил немца дать поуправлять ему одним из «мессершмиттов». Галланд отказался, опасаясь, что Бадер угонит самолет. В итоге, он оказался прав в оценке британского темперамента.
В лагере для военнопленных Бадер получил из Великобритании два новых протеза, которые позволили ему вновь эффективно двигаться. Получив посылку, он сразу попытался сбежать. Хотя он и был пойман немцами, попыток побега он все равно не оставил, бежать он пытался еще дважды. Но опять безрезультатно.
В 1942 году он был заключен немцами в печально известный замок Кольдиц, где ему прямо сказали, что в случае очередной попытки побега у него отнимут протезы. Охранники острегаясь столь дерзкого заключенного, стали на всякий случай, каждую ночь, забирать у него искусственные ноги, отдавая их только утром. Это немного охладило надежды Бадера. Но все равно, отношение немцев к нему было довольно мягким, ему позволяли под конвоем гулять по полям вокруг замка.
Он был освобожден американскими солдатами из плена только в 1945 году. В июне возглавил воздушный парад во время торжественного парада войск союзников в Лондоне.
Год спустя он уволился с действительной службы. Его пригласили работать в нефтедобывающую компанию, где он занимал высокие посты до конца своих дней. Он продолжил летать, но уже на гражданских самолетах. В 1976 году ему присвоили рыцарское звание за военные заслуги, а также в знак признания его деятельности во благо инвалидов. Он умер шесть лет спустя от сердечного приступа.
Спасибо за внимание!
Читайте также:
1. Вотчина богини Венеры Клоакиной или как это делали в общественных туалетах древнего Рима?
2. Инцест и убийство матери, садист, сумасшедший - возможно, он был худшим императором Древнего Рима
3. Гладиаторы - дети смерти
Журнал по истории и культуре "Сослагательное наклонение"
#история #история 20 века #интересные факты #исторические факты #исторические личности #вторая мировая война #самолеты авиация #1941-1945 #летчики #ввс великобритании