В городе Бийске в районе железнодорожного вокзала долгое время стояла копия статуи выдающегося советского скульптора и заслуженного мастера альпинизма Евгения Михайловича Абалакова. Она изображала молодую красивую женщину-альпинистку, которая опираясь на ледоруб, смотрела в даль.
Истребление памяти и символов
Статуя была сделана из мраморной крошки и белого цемента. В солнечный день поверхность статуи поблескивала, камень «оживал», придавая статуе иллюзорную подвижность. Особо впечатлительным казалось, что она дышит. К статуе настолько привыкли, что уже не замечали.
Потом началась реконструкция вокзала и статуя пропала. Сначала ждали, что ее вернут, но на другое место, а потом просто о ней забыли. Тем более, что к тому времени волшебство статуи уже было скрыто под слоем штукатурки, которой ее покрыли во время реставрации.
К советским памятникам отношение было такое – морально устарели, куда деть – не знаем, в облик современного города все эти альпинистки и женщины с веслами не вписывались. Началось буквально «избиение» городских, парковых статуй и скульптур, которые символизировали советскую эпоху. Очередь дошла и до «альпинистки» Абалакова в Бийске. Разбивать, как другие скульптуры, «альпинистку» не стали, рука не поднялась. С пьедестала свалили и поручили «утилизировать» бригадиру строителей железнодорожной поликлиники. Там как раз велись работы по благоустройству территории.
Во время транспортировки статую все же повредили, разбился ледоруб. Раз такое дело, решили просто ее закопать в песок в основание площадки, которую готовили под асфальтирование. Так и сделали. К счастью асфальтирование затянулось, погода не позволяла, шли дожди, решили подождать. Главное, что статую «пристроили», значит одной проблемой меньше. А еще через несколько на площадке появился мужчина с лопатой. Он что-то искал. Сначала ходил и втыкал лопату. Потом раздобыл длинный щуп и стал им методично проходить всю площадку. Наконец щуп уперся во что-то твердое.
"Вершины любви"
Статую откопали вместе с 20 сантиметровым пьедесталом. Вес ее был немалый – полторы тонны. «Спасением» статуи занимался Андрей Афанасьев, альпинист, у которого недавно трагически погибла жена, Галина Афанасьева, тоже альпинистка. Пару многие знали. Об их романтических отношения говорили с уважением, слегка подучивали.
-Вершинам, которые вы вместе покоряете, надо присваивать категорию "вершин любви".
Рана в душе была еще слишком свежа. Казалось, ничто не могло хоть немного ослабить давление горя, не хотелось жить. Статуя у вокзала Андрею всегда нравилась. Мраморная белоснежная альпинистка была похожа на Галину.
В тот день ноги сами привели его к тому месту, где обычно находилась статуя. Не увидев ее на прежнем месте, Андрей пошел к начальнику вокзала.
-Извините, может быть вопрос вам покажется глупым, какое мое дело, но мне очень надо знать, куда делась статуя «альпинистки»? Видите ли, она очень похожа на мою.. погибшую жену, Галину. Где она?
Чиновнику шумиха вокруг статуи, которая сто лет никому была не нужна и вдруг понадобилась, была очень некстати. Но, посмотрев на мужчину, поразился глубине его горя,
- «Надо же, какая любовь к жене…в наше время о таком только в кино…», - и рассказал о том, где статую искать.
-Поторопитесь. Не думаю, что работяги будут с ней церемониться, могли и того.. разбить. Может не стоит вам ею заниматься? Горе быстрее отпустит, чем меньше напоминаний, по себе знаю.
Андрей Афанасьев ничего не сказал, поблагодарил и ушел. А точнее побежал, потому что сказанное привело его в ужас. Ему показалось, что Галина может "погибнуть" дважды.. Наваждение, но эмоции в тот день помогли ему справиться со всеми трудностями.
Спасена
Состояние статуи потребовало вмешательства специалистов. Вместо разбитого ледоруба друг-кузнец выковал железный с деревянной рукояткой. Очистили от извести, сколы забетонировали. Теперь надо было думать, как статую доставить на место…
Андрей решил, что она будет стоять там, где они часто встречались и расставались с Галиной, когда водили туристические группы. С этого места открывался прекрасный вид. Точка располагалась на высоте 2200 метров. Друзья, которые помогали Андрею в реставрации статуи уговаривали установить ее где-нибудь пониже.
-Нет, она должна стоять здесь.
Стали вместе думать. Разработали план. Из старых покрышек, набитых песком, соорудили в кузове грузовика ложе, на которое бережно уложили статую. Машина поползла к назначенному месту.
Пока добирались, несколько раз чуть не перевернулись на повороте и когда наезжали на какое-нибудь препятствие. Натерпелись. Водитель отказывался ехать дальше, требовал выгружаться. Пришлось увеличивать плату. Когда у Андрея кончились деньги, в карманы полезли его друзья. Так и добрались до намеченной Андреем точки.
Устояла
Соорудили треногу, установили лебедку и так перенесли статую на предназначенное ей место. Удивительно, но даже землетрясение, которое случилось вскоре после этого, статую не повредило, она лишь немного сдвинулась.
Памятник в честь погибшей альпинистки Галины Афанасьевой стоит и сейчас между лагерями в ущелье Актру на Алтае. История любви печальная, но у памятника - счастливая и удивительная.
На памятной табличке выбито посвящение:
Вместо эпилога
Возможно именно непростая история с памятником помогла Андрею Афанасьеву и его семье пережить свое горе. Дети выросли, тоже стали альпинистами. Андрей работает и сейчас в группе спасателей МЧС в Иркутске. У него почетный титул «снежный барс», который присваивается тому, кто смог покорить все семитысячники СССР.
О своей жене Андрей никогда не забывает:
«Все лучшее в моей жизни было с Галей...»