Найти тему
Александр К.

Трагедия на заводе № 401 в Аше

Оглавление

Введение

С началом Великой отечественной войны в 1941 году, ставшей для всего советского народа тяжелым испытанием, встал вопрос не только о защите суверенитета страны, но и сохранении имеющейся в стране промышленности. Многие производства из западных городов вместе с рабочими в срочном порядке эвакуировали на восток страны и размещали в больших и малых городах. Одним из таких производств был Московский пороховой завод № 401, работавший с конца 1930-х годов. До эвакуации в 1941 году завод производил в год

  • 12 тысяч тонн термита,
  • 600 тонн сплава АМ,
  • 80 тонн алюминиевой пудры.

Для справки

  • Термит - порошкообразная смесь алюминия (реже магния) с оксидами различных металлов (обычно железа). При воспламенении интенсивно сгорает с выделением большого количества тепла. Обычно имеет температуру горения 2300—2700 °C, а в случае применения более сильных окислителей, таких как оксиды никеля, хрома или вольфрама, — значительно выше.
  • АМ - литейный сплав на основе алюминия с медью.

Завод (81 единица оборудования и 204 человека) был эвакуирован в город Аша Челябинской области и размещен в клубе лесокомбината на основании постановления Челябинского обкома от 16 декабря 1941 года.

Работа завода в эвакуации

После переезда в Ашу, для производства сплава, алюминиевой пудры и снаряжения для зажигательных бомб по требованию техники безопасности необходимо было построить новые здания. Но близость жилых домов в посёлке исключала возможность такого строительства.  Ограничились тем, что в клубе лесохимиков установили оборудование цеха №1 по производству термита, на втором этаже разместили заводоуправление, а в ремесленном училище — вспомогательное производство: ремонтно-механическую мастерскую, электроцех и тарный цех.

Основное производство занимало 1489 м2, вспомогательная площадь составляла 1041 м2, прочая 641 м2.

Производство термита, форсирование которого особенно требовал Наркомат боеприпасов, было запущено в здании клуба в конце марта 1942 года. Но предприятие не справлялось с планом. Как писал директор завода № 401 тов. Войцеховский, из-за отсутствия сырья, рабочей силы и строительных материалов. Несмотря на это, новое предприятие боеприпасов постепенно набирало обороты.

Основной продукцией был термит пиротехнический.

Во время ВОВ зажигательные бомбы использовали термитные смеси. Зажигательные бомбы обычно состояли из десятков тонких наполненных термитом канистр (бомб), воспламеняемых магниевым запалом. Зажигательные бомбы наносили огромный ущерб многим городам из-за пожаров, вызванных термитом. Особенно уязвимы города, которые в основном состояли из деревянных построек. Эти зажигательные бомбы использовались в основном во время ночных воздушных налетов. Бомбардировочные прицелы нельзя было использовать ночью, что создавало необходимость использовать боеприпасы, которые могли бы уничтожать цели без необходимости точного размещения.

День трагедии

Трагедия случилась 14 июня 1942 года в цехе № 1.

В этот день смена была назначена только для упаковки готового термита. По этой причине всё электрооборудование цеха в семь часов утра было отключено. Руководил сменой Евгений Верещагин. Две партии термита — 15-20 тонн, упакованных в мешки по 10 кг, располагались в углу цеха. В 8 часов 50 минут работница А.В. Липина пошла в сторону мешков, чтобы перепаковать забракованный ОТК мешок и заметила в нижнем ряду партии горящий мешок с термитом.

Во время попытки затушить возгорание песком произошёл взрыв. Раскалённой волной пламени и газов он настиг убегающих в панике людей. Густой дым и языки огня мгновенно вырвались через дверные проёмы и окна, из производственных помещений, ремонтной мастерской, конторки и кладовой гаража на первом этаже. На втором этаже огонь моментально охватил помещения заводской лаборатории, конторы цеха № 1, медпункт и все кабинеты заводоуправления с южной стороны. На третьем этаже полыхали помещения бухгалтерии, технической библиотеки, технического архива, караула и секретного отдела с северной стороны. Поскольку температура горения термита составляет более 2000 градусов по Цельсию, пожар полыхал настолько мощный, что на деревьях вокруг клуба пожелтели все листья. Пожарная команда лесохимкомбината была на месте через 5-7 минут после взрыва. Спустя минуту прибыли огнеборцы Ашинского метзавода. До приезда пожарных тушили и выносили из пламени вещи сами рабочие завода № 401. Из-за мгновенного распространения пламени после взрыва, спасти людей, оставшихся в помещениях, отрезанных огнём, оказалось невозможным. Тем, кто выбегал в полыхающей одежде, тут же оказывалась помощь, их отправляли в медпункты предприятий Аши и в Ашинскую городскую больницу.

Жертвы трагедии

В аварии погибло 13 рабочих, ИТР и служащих завода. Трупы погибших смогли извлечь только после ликвидации пожара. На сегодняшний день достоверно известны имена всех погибших. Это

  • Верещагин Евгений Ефимович — мастер смены цеха №1, 1924 г.р.
  • Гимпелевский Наум Иосифович — начальник цеха №1, 1913 г.р.
  • Крутикова Зинаида Филипповна — копировщица бригады Х.О. ГСПИ-4
  • Логунов Николай Васильевич — вахтер ВВО завода, 1916 г.р.
  • Лукашова Пелагея Николаевна — работница цеха №1, 1918 г.р.
  • Персиц Сарра Исааковна — медсестра здравпункта завода
  • Селиванов Владимир Яковлевич — помощник начальника ВВО завода, 1914 г.р.
  • Серпичев Михаил Васильевич — начальник караула ВВО завода, 1915 г.р.
  • Стародубцева Раиса Александровна — работница цеха №1, 1923 г.р.
  • Тарасова Татьяна Романовна — уборщица цеха №1, 1897 г.р.
  • Финеева Мария Митрофановна — вахтёр ВВО завода, 1905 г.р.
  • Фролов Серафим Петрович — главный инженер ОКСа завода №401, 1905 г.р.
  • Чернавина Таисия Тимофеевна — работница цеха №1, 1890 г.р.

В память о погибших на старом кладбище в посёлке Лесохимиков (район Аши) в 1968 году установлен памятник.

Последствия взрыва для завода

В огне пожара были полностью уничтожены межэтажные деревянные перекрытия, оконные переплёты, кровля и перегородки. В пепелище превратились помещения цехов №1 и №2, отделение медпункта, механической мастерской, лаборатории, всех комнат заводоуправления, охраны завода. Сгорело всё оборудование завода №401, вся бухгалтерская, финансовая,кассовая, проектно-техническая документация, техническая библиотека и архив, медпункт, инструментальная кладовая, центральная заводская лаборатория со всем оборудованием и реактивами. Сгорела даже печать завода. Комиссия, работавшая на пепелище, не смогла установить причин, непосредственно указывающих на возникновение пожара и взрыва. В документе написано следующее: «Из приведённых этапов по определению чувствительности термита к воспламенению от различных импульсов на старой площадке в г. Балашиха в 1940-1941 гг. и в Аше в 1942 г. в присутствии работников НКВД Миньярского района установлено: термит не зажигается от спичек, от горящего дерева, от раскалённого докрасна металла или от бикфордова шнура. Термит, смоченный бензином или керосином, также не горит. Всё перечисленное подтверждается спецлитературой. Возгорание из-за неисправной электропроводки также исключается — в местах нахождения термита электропроводки не было, электроэнергия в этот момент была отключена. Термит воспламеняется только от специально подготовленной зажигательной смеси, в состав которой входит окислитель и горючее. Из приведённых данных комиссия установила: возгорание и взрыв были умышленно подстроены». Изучив выводы комиссии, 18 июня 1942 г. директор завода № 401 тов. Войцеховский издал приказ: «В связи с тем, что имевшая место на заводе авария является результатом диверсии, приказываю: акт комиссии и все материалы передать следственным органам». Директор Войцеховский принял беспрецедентные меры, чтобы в кратчайшие сроки начать производство термита. Но завод № 401 в посёлке Лесохимиков так и не смог восстановиться после взрыва и выдавать продукцию в требуемых объёмах. Согласно распоряжению правительства СССР от 2 августа 1944 года и указанию Наркомата боеприпасов предприятие законсервировали. Его оборудование было описано, собрано и вывезено с территории Аши.