"Порочный круг" нищеты и безысходности, в котором оказалось российское крестьянство в начале XX века, при категорическом нежелании царских властей что-либо делать для улучшения экономического положения подаляющего большинства населения страны мог быть разорван только революционным путем.
Усугубляющееся малоземелье, огромный избыток крестьянской рабочей силы на селе, нищета и голод, не оставляли российским крестьянах иного выхода кроме революционной борьбы против безжалостной капиталистической эксплуатации и угнетения помещиками и царскими чиновниками.
Неумолимое приближение революционной бури чувствовали все. Даже поэт-символист Валерий Брюсов, выражавший в основном интересы либерально-буржуазной интеллигенции, в начале века пророчески писал: "Где вы, грядущие гунны, Что тучей нависли над миром? Слышу ваш топот чугунный По еще не открытым Памирам."
"Но вас, кто меня уничтожит, встречаю приветственным гимном!" - заключал он свои поразительные, провидческие строки (В.Я. Брюсов. "Грядущие гунны". 1904 г.). Впрочем, далеко не все предствители буржуазной интеллигенции были настроены так же обреченно.
К примеру, любимый многими писатель и поэт, выросший в среде мелкопоместного дворянства и сам мелкий помещик, И.А. Бунин надеялся сохранить в России крупное помещичье землевладение и усмирить восставшее "мужичье"с помощью армии.
Любой теперь может прочитать, как он печатно призывал "загнать взбунтовавшуюся чернь пулеметами обратно в их сараи..." (И.А. Бунин "Окаянные дни"). В 1905 -1907 гг. это получилось, а в 1917 г., как мы все помним, не вышло...
Давно ожидаемая всеми революция в России началась. И ее ход и та организованность и слаженность, с которой вступило в начавшуюся революционну. борьбу российское крестьянство, требуют отдельного внимательного исследования.
Без такого глубокого и внимательного анализа, который. кстати, до сих пор никто из историков почему-то не сделал, невозможно понять движущие силы глобальных, буквально "тектонических сдигов" в социально-политической структуре российского общества, произошедших ы 1905 - 1917 гг.
Весь ход российской революции и роль, которую в ней сыграло российское крестьянство, наглядно показывабт насколько были неправы так любимые нашими либералами западные идеологи Ф. фон Хайек ("Путь к рабству") и Д. Оруэлл ("1984 год").
Оба этих автора своими умозрительными конструкциями, основанными на анализе Западно-Европейского социума, ясно показали, что они ничего не смыслят в вопросах организации традиционного общества и тем более в в культуре и традициях русского народа.
На самом деле в крестьянской патерналистической идее государства-семьи нет ничего авторитарного, предполагающего добровольное подчинение и рабство. В ее основе лежит принцип активный коллективной политической воли (!).
Историк В.П. Булдаков по этому поводу так оценивает тогдашний расклад политических сил: "Для предреволюционных крестьянских и рабочих масс был характерен не авторитарный, а патерналистический тип политической культуры, образованное же общество, напротив, тяготело к "демократии вообще".
Революционные выступления российских крестьян начались еще в 1902 г. К 1904 г. они приобрели организованный и отлаженный характер. К концу 1904 г. крестьянские бунты в виде массовых "порубок" в помещичьих лесах распространились уже по большой территории. "Порубки" обычно происходили в виде коллективных акций с ипользованием телег.
После того, как один "порубщик" был пойман полицией и избит, крестьяне соседних деревень по решению сельского схода в ответ полностью разрушили пять ближайщих поместий.
Озлобленные крестьяне ломали мебель, поджигали здания, забивали скот.
Крестьянское движение 1905 года хронологичски началось 14 февраля в Дмитровскм уезде Курской губернии. В ту ночь было совершено нападение на одно из помещичьих имений, а в следующие дни было "разобрано" еще 16 имений в округе.
Историк Т. Шанин пишет: "Массы крестьян с сотнями запряженных телег собирались по сигналу зажженного костра или по набату. Затем они двигались к складам имений, сбивали замки и уносили зерно и сено. Землевладельцев не трогали...
Все отчеты подчеркивали чуство правоты, с которым обычно действовали крестьяне, что выразилось также в строгом соблюдении установленных ими же самими правил, например, они не брали вещей, которые считали личной собственностью...
В течении первых месяцев 1905 г. крестьянские действия... были стихийным ответом на нужду и отчаянный недостаток продовольствия, корма и леса во многих крестьянских общинах. Все эти действия были хорошо организованы на местах и обходились без кровопролития".
Попытки представить выступления крестьян следствием подстрекательства со стороны эсеров, большевиков или анархистов при внимательном изучении реальных событий оказались полностью несостоятельными.
"Страшны не "книжки", а то, что есть нечего, ни тебе, ни скотине", - разъяснил по поводу причин беспорядков на суде один сельский староста.
Царь Николай II и его приближенные даже в ходе начавшейся революции и позднее наивно полагались на сказку о исконном российском крестьянском монархизме, о сермяжной вере полуграмотных крестьян в "доброго царя".
И это в итоге привело к полному краху всей политической доктрины царизма и неизбежному падению николаевской монархии.
Крестьяне вначале действительно поверили в желание царской администрации как-то улучшить их бедственное положение и активно участвовали в выбрах в I и во II Государственные думы. Они "всем миром" писали "наставления" своим депутатам, прося в первую очередь решать вопрос "о земле".
Однако после разгона царем и I и II думы, ареста полицией наиболее активных членов созданного в 1905 г. Всероссийского крестьянского союза и жестокого подавления крестьянских выступлений Николай II с его приближенными стал в глазах крестьян символом произвола и угнетения.
Приведенные выше факты наглядно и убедительно показывают, почему начавшаяся в 1905 году в России революция была по своим целям и основным движущим силам крестьянской, а по своей направленности - антибуржуазной и антимонархической.