Это уже не первая моя статью на эту тему, но поводов много.
Когда я в очередной раз прочитал ряд комментариев, в которых их авторы рьяно доказывали то, чего не было, я понял, что надо снова и снова писать. Дабы та часть читателей (а таковых подавляющее большинство), которая способна рассуждать и воспринимать информацию объективно, ещё раз смогла понять о чём идёт речь.
Итак, давайте посмотрим широко тиражируемую везде фразу:
В обороне Москвы участвовали четыре дивизии, две бригады, ряд отдельных воинских частей и три бронепоезда войск наркомата внутренних дел. В этот период отличились 2-й полк, отдельный танковый батальон, артиллерийская батарея, другие подразделения легендарной Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения (ОМСДОН) имени Дзержинского, 156-й полк по охране оружейного завода в Туле, ставший затем Краснознаменным.
Всё это сущая правда, только непонятно, почему не все войска НКВД перечислили. Ведь их было больше.
Давайте для начала разберёмся с самым ключевым понятием — участием в обороне Москвы, и в целом, что подразумевает собой участие в боевых действиях для войск НКВД.
Почему-то, для очень многих, участие дивизий НКВД в обороне Москвы представляется как армады немецких танков, идущие на траншеи бойцов наркомата внутренних дел, и как эти бойцы стойко держат позиции. И любая попытка объяснить, почему так не было и быть не могло, сразу воспринимается в штыки.
Но на самом деле, если хоть немного задуматься, то становится понятно, что у войск НКВД на войне задачи несколько иные, чем занимать оборону на переднем крае. И это нисколько не должно принижать их роль в войне. Как сказано в одном замечательном фильме: «На войне у каждого своё место», и к этому стоит добавить, любое место на войне важно. И каждого нужно оценивать по тому, как он выполняет свою работу, на своём месте. Вы же не будете требовать от бойцов банно-прачечного отряда, чтобы они шли в атаку или боролись с вражескими танками. Но это не значит, что их работа не нужна на войне и что они не внесли свой вклад в победу.
На войне так устроено, что далеко не все на передовой воюют, очень многим приходится воевать в тылу. Причём воевать без кавычек, потому что на войне у каждого своё место и любое место важное.
И войска НКВД свою работу выполняли в тылу, они для этого были предназначены. И делали свою работу они, и погибали ведь тоже. Задачей войск НКВД было поддержание порядка, охрана важных объектов и, что важно, борьба с парашютистами и диверсантами. Причём не просто с парашютистами, а и с воздушными десантами. Это мы сейчас знаем, что никаких десантов не было, но тогда же этого не знали. Воздушных десантов боялись очень, немалые силы против них держали. Мало того, с этими несуществующими десантами вели бои и несли потери. Неважно, что за десанты принимали глубокие прорывы немецких войск, важно то, что те бойцы и командиры войск НКВД, что погибли боях, честно свою работу делали.
А бывало и так, что на стоявшие в тылу части НКВД выходили немецкие танки. И с ними вступали в бой. Даже несмотря на то, что с одними винтовками против танков воевать… сами понимаете.
Собственно, этими двумя поводами и ограничивается непосредственное участие в боях частей и подразделений войск НКВД.
Например, один из наиболее часто упоминаемых героических эпизодов:
… с 12 по 13 октября 1941 года 5-я и 6-я роты 2-го полка дивизии Дзержинского с приданной артиллерией вели бой с фашистскими частями в районе деревни Ищеино.
Дело было так. Во время боёв на Можайской линии обороны на позициях 37-го Малоярославецкого УРа части 3-й моторизованной дивизии 11-го октября взяли Ищеино, которое наши войска пытались отбить.
В эти же дни появилось сообщение о высадке крупного воздушного десанта в районе Дылдино-Коростелево. Для его ликвидации отправляются два истребительных батальона и специальное подразделение по борьбе с авиадесантами противника из состава 2-го полка дивизии им. Ф.Э. Дзержинского, которым командовал подполковник Шевцов. Таких подразделений в тылу Западного фронта было развернуто несколько.
Десанта отряд Шевцова не нашёл, по причине отсутствия оного, но 12-го в районе севернее Юрьевского вместе с батальоном 1083-го стрелкового полка 312-й стрелковой дивизии действительно имел бой с немцами.
То есть отряд Швецова делал положенную ему работу, но так получилось, что вместо десантников, столкнулся с немецкой пехотой, прорвавшейся через нашу оборону.
Или другой пример:
… в октябре 1941 года на южных и юго-западных подступах к Мценску 34-й мотострелковый полк войск НКВД, несмотря на превосходство противника в живой силе и технике, несколько раз отражал атаки гитлеровцев и удерживал занимаемые рубежи.
34-й стрелковый полк оперативных войск НКВД был сформирован в начале октября из остатков 84-го полка войск НКВД по охране железнодорожных сооружений, 171-го полка войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности и батальона пограничников из состава резервной группы войск НКВД СССР. Полку были приданы две артиллерийских батареи. В некоторых источниках указано, что батареи были из состава дивизии им. Дзержинского, но в документах указано что полк усиливался за счёт соседних частей: из 36-го из мотоциклетного полка передали 2 бронеавтомобиля БА-6, из 6-й гвардейской стрелковой дивизии — две батареи 45-мм и 76-мм орудий.
Полк предназначался для охраны тыла, но до пункта назначения (город Орёл) не доехал и оказался в Мценске, где оказался в подчинении 1-го гвардейского стрелкового корпуса, в составе которого и принял участие в боях за Мценск. Куда прорвались танки 4-й танковой дивизии Вермахта. Конечно, количество уничтоженных 34-м полком в боях за Мценск немецких танков сильно преувеличено, но это уже мелочи.
В битве за Москву принимали участие следующие соединения войск НКВД:
1-я и 2-я мотострелковые дивизии особого назначения, 11-я и 12-я дивизии по охране особо важных предприятий промышленности, 14-я дивизия конвойных войск, 3-я дивизия по охране железнодорожных сооружений (включая бронепоезда), Отдельная мотострелковая бригада особого назначения, 69-я бригада по охране особо важных предприятий промышленности, 42-я конвойная бригада.
Как видите, получается не четыре дивизии, а целых шесть, не две бригады, а три.
Все они выполняли предусмотренные для них задачи в тылу.
Бригада особого назначения вообще не являлась боевой частью, а готовила разведывательно-диверсионные группы.
Интересный факт по поводу 1-й дивизии им. Дзержинского, а также и других соединений. Там практиковались командировки личного состава на фронт, для приобретения боевого опыта. Отправлялись главным образом снайперы, сапёры. Понятное дело, что боевой опыт очень важен, одно дело стрелять по мишеням, другое дело по реальному противнику, который может и ответить на промах. Так что получается, что бойцы дивизии реально имели на своём счету уничтоженных немцев.
Но как единое целое, и 1-я, и 2-я дивизии особого назначения отвечали за оборону центральной части Москвы, а, стало быть, в бой могли вступить только на улицах столицы. Которого, слава богу, не случилось.
Также, не трудно понять, что работа дивизии по охране железнодорожных сооружений приводила к тому, что в зоне охраняемых объектов могли появляется немецкие войска, и тогда её бронепоезда открывали огонь.
Также и 69-я бригада НКВД в Туле приняла бой, когда немцы пытались взять город.
Ещё раз возвращаясь к началу статьи, надо понимать, что войска НКВД решали совсем иные задачи, чем Красная Армия и их боевая работа была в тылу. Что нисколько не отрицает их заслуг. И не делает какими-то особенными. И служили ведь в войсках НКВД ни какие-то особые люди, а обычные бойцы и командиры, коих направили военкоматы.
И в заключении порекомендую вам ещё мои статьи:
Состав войск НКВД к началу Великой Отечественной
и
Сколько дивизий НКВД было сформировано в Великую Отечественную
Для тех, кто ещё почему-то не приобрёл мои книги «Мифы и факты Великой Отечественной войны» и «Освобождение-2»., очень рекомендую это сделать.