Ох, уж эти извечные меломанские споры о том, что же такое истинная, настоящая рок-музыка – студийный продукт или "живое" исполнение? Порою оппоненты чуть ли не с пеной у рта сходились в словесных ристалищах, пламенно отстаивая свою точку зрения. И в том и другом случае были свои весомые аргументы. Доводы первых сводились к следующему: концертное шоу при непосредственном контакте музыкантов с публикой придает им небывалое воодушевление, резонирующую энергию взаимодействия, возводя полет исполнительства до небывалой степени. Поэтому именно "концертники" в полной мере сообщают слушателям все, на что действительно способны артисты и что же они хотели донести до всех нас.
А вот при студийной работе многодублевая раздельная запись каждой партии, с последующей доводкой, шлифовкой, миксами, изменением фразировки, темпа, скорости, порой тональности и прочих технических ухищрениях – все только выхолащивает музыку, лишая ее темперамента, динамики, задора и теплоты. Да, так можно было добиться правильного баланса и безошибочного звучания, только это все было уже ненатурально, подобно искусственному "гомункулусу" – прекрасно на вид, но лишено души.
Другая точка зрения сводилась к тому, что при записи можно отобрать безошибочный, правильный дубль, и технологическими наворотами добиться неповторимого совершенства и баланса, создав шедевр на все времена, который невозможно "сваять живьем". И правда, с точки зрения исполнительства почти любая студийная запись звучит идеально. А на концертах порой и техника подводит, и музыканты горазды "лажать", и энергия с драйвом способны куда-то прятаться, а следовательно продемонстрировать свое истинное лицо и мастерство в режиме реального времени практически невозможно.
Да и технологически хорошо записать концерт порой было сложно до не давнего времени. Ведь для этих целей студии звукозаписи как раз и существуют. И именно по этой же причине прожженные аудиофилы, гурманы звука, зачастую отказывают живым фонограммам в состоятельности. Доводы сторон не лишены резона, а истинна, как это обычно бывает, всегда где-то посредине. Тем более, давно уже не секрет, что многие концертные альбомы таковыми называются лишь номинально – ибо после первоначальной фиксации они все равно доводятся до ума в студии. Есть немало легендарных рок-концертов, увековеченных на пленке, и котируемых наравне со студийными альбомами. Тем более, что в ряде случаев они принесли своим создателям куда больше дивидендов, чем обычные студийные релизы.
Наверно, еще по этой причине любители старого доброго рока всегда с особым пиететом относились к живым "концертным" альбомам. Одной из таких пластинок был "Slade Alive!" – первый концертный альбом британской рок- группы Slade, увидевший свет 24 марта 1972 года. С ним они впервые вошли в чарты альбомов Великобритании и оставались там целых 58 недель, поднимаясь при этом до 2-й позиции, также это первый альбом, вошедший в престижный "Billboard 200" в США. Австралийцы так и вовсе обеспечили ему первое место в своих топах. Журнал "New Musical Express" по итогам 1972 года поставил эту работу в своем списке на 2-е место.
Он был записан вживую на "Command Theater Studio" и сведен частично в "Olympic Studios". Продюсировал альбом Чес Чендлер. Сегодня он считается одним из величайших концертных альбомов всех времен. Группа Kiss, на которую именно Slade повлияли музыкой и шоу, назвали свой "концертник" 1975 года "Alive!" в дань уважения именно альбому "Slade Alive!". Одна из вышедших тогда рецензий подвела итог своим описаниям достоинств этой работы:
"Поскольку он был записан перед аудиторией, они добились успеха, своего рода баланса и звука, который нечасто можно услышать на живых выступления".
Первому по-настоящему успешному лонг-плэю группы предшествовали, как водится, годы неудач, поисков и упорных усилий. Рок-квартет, состоящий из певца и гитариста Невилла "Нодди" Холдера, гитариста Дейва Хилла, басиста Джимми Ли и барабанщика Дона Пауэлла, первоначально сформировался весной 1966 года в Вулверхэмптоне под названием The In-Be-Tweens из бывших участиков групп The Vendors и Steve Brett & The Mavericks. Из всей четверки лишь Ли, игравший помимо баса еще на фортепиано и скрипке, имел музыкальное образование, получив диплом с отличием Лондонской музыкальной школы. Первое выступление квартета состоялось 19 марта 1966 года в Ратуше города Уолсалла.
В 1966 году группа записала промо-сингл на "Highland Records", а после – полноценный сингл "You Better Run" продюсерства Кима Фоули, выпущенный на "Columbia Records". По сообщениям Пауэлла, он возглавил региональные чарты средней полосы Англии, но в остальной Англии прошел незаметно. Ребята поначалу играли смесь мелодичного соула, который в те годы можно было услышать на пластинках лейбла "Motown Records", и довольно резкого рока, вроде The Kinks и The Who. Дэйв Хилл вспоминал об этом периоде:
"Мы делали музыку "Motown", когда это еще считалось андеграундным. Единственная известная нам группа, которая этим занималась, были Action, хотя мы их никогда не видели. В материалах "Motown" есть отличные мелодии. Мы никогда не знаем, что будем делать, а просто стараемся получить как можно больше мелодий и чувства".
Видео с ютуб-канала The 'n'betweens – тема
Хотя группа примерно два года с той поры не записывалась и не выпускала пластинок, она заработала своими заводными шоу на концертных площадках респектабельную рок-репутацию "крепкой" банды. К концу 60-х музыканты подписали контракт с лейблом "Fontana" и по их настоянию сменили название на Ambrose Slade. Оно было взято с подачи секретарши главы отдела артистов и исполнителей "Philips Records", которая в шутку именовала свою сумочку "Ambrose", а туфли – "Slade".
Дебютный альбом "Beginnings" одновременно с синглом "Genesis" был выпущен 9 мая 1969 года, но он так и не попал в чарты. В США он был выпущен под названием "Ballzy". Группа провела неделю в студии "Philips Records" в Стэнхоуп-Плейс, записывая "Beginnings" с инженером Роджером Уэйком. Один из руководителей "Philips Records" Джек Баверсток под впечатлением от ранее услышанной им композиции группы попросил музыкантов написать для дебютного альбома несколько авторских песен, и Ambrose Slade разродились тремя номерами. Остальной материал представлял кавер-версии и включал два трека из репертуара Steppenwolf и по треку от The Amboy Dukes, The Mothers of Invention, The Moody Blues, The Beatles и Марвина Гэя.
Видео с ютуб-канала Misio Polarny
Рассуждая об отсутствии коммерческого успеха первых релизов, Джим Ли поведал следующее:
"Альбом рухнул. Но дело было не в этом, видите ли, он помог нам закрепиться в Лондоне, так что это была его миссия, выполненная для нас".
Во время записи альбома будущие "Слейды" познакомили с Чесом Чендлером, бывшим басистом The Animals, успевшим побыть менеджером у самого Джими Хендрикса. Чес посетил группу в студии со своим деловым партнером Гуннелом и, впечатленный тем, что он там услышал, решил посмотреть ближайшее выступление новичков вживую в клубе "Rasputin". К концу шоу он решил, что хочет ими управлять, и вскоре стал менеджером группы. Новоявленный управленец предложил ребятам сократить название до просто Sladе, и примерить на себя в качестве заманивающего трюка имидж "скинхедов" – ботинки "Dr. Marten", короткие прически, подтяжки и агрессивные позы в стиле "bovver boy".
Такой новой модной тенденцией, по его замыслу, можно было заинтересовать самих "скинхедов" – перспективную и заслуживающую внимания в качестве будущих фанатов группу молодежи. Узнаете ли вы музыкантов в таком облике без длинных волос?
Видео с ютуб-канала Chris Strom
Чендлер перевел Slade на "Polydor Records", полагая, что более известный лейбл увеличит продажи. Кроме того, он потребовал от "скинхэд-роковой" группы больше оригинального авторского материала для нового альбома, который сам же потом и спродюсировал. Альбом "Play It Loud" появился на прилавках 28 ноября 1970 года, но также не попал в чарты, как и вышедший месяцами ранее синглы ''Wild Winds Are Blowing'' и "Know Who You Are".
Видео с ютуб-канала Inspired Soundz
Видео с ютуб-канала SladeFeelTheNoize
Лишь спустя пару лет, после того как Slade уже прославятся, "Play It Loud" добьется серебряной сертификации. На альбоме уже три четверти песен были собственного сочинения, причем, совсем неплохого качества, и только ненадлежащая раскрутка и относительная малоизвестность не позволила аудитории с должным вниманием отнестись к этой достойной работе группы.
Видео с ютуб-канала wormpiano
Музыка группы стала отличаться более плотным грувом, напором и агрессией, при этом временами была довольно мелодичной. Критика тоже обратила внимание на квартет:
"Что касается музыки и вокала Slade, они меняют громкость с большим умением, иногда звучат тихо, а затем прибавляют ее и кричат на слушателя. Ведущий вокалист склонен слишком много кричать, но, может быть, в этом и заключается привлекательность группы".
Не обошлось, правда, и без внешних заимствований, так в треке "See Us Here" главный рифф, слегка изменив и ускорив, позаимствовали у Creedence Clearwater Revival из их композиции 1968 года "Gloomy". Ну, да кто этим не грешил?
Видео с ютуб-канала Danny Amir
После коммерческой неудачи двух дебютных альбомов, Slade и их менеджер Чес Чендлер начали обдумывать следующий карьерный ход музыкантов. Поскольку их сильной стороной было не виртуозное исполнительство, а драйв громкого, хриплого рок-н-ролла на концертных шоу, они решили, что лучший способ сделать прорыв – это записать на пластинку живое выступление. Выбор пал на "Get Down and Get with It", кавер Бобби Марчана, перепетый в свое время Литл Ричардом, который группа часто играла на концертах и неизменно получала большой отклик от публики. Впечатленный всеобщим восприятием этой песни аудиторией, Чендлер предложил ее в качестве сингла. Группа появилась в "Olympic Studios" в Барнсе, чтобы делать запись, и Чендлер их напутствовал:
"Просто играйте, как вы это делаете на сцене. Взорвите это на фиг, как будто это живое выступление. Представьте, что перед вами публика".
Успешно записав все с одного дубля, группа, чтобы полностью придать ощущение живого шоу, добавила в микс топанье ногами и хлопанье в ладоши.
Видео с ютуб-канала SladeFeelTheNoize
В итоге сингл, появившись 21 мая 1971 года, успешно распространился по UK и Европе. Он достиг 16-го места в Великобритании и стал первым из семнадцати последующих хитов группы, входивших в топ-20. Удивительно, но его пришлось выпускать дважды. В первом релизе авторство было приписано группе и Литтлу Ричарду, поскольку "Слэйды" полагали, что именно он написал эту песню. Но по мере роста продаж вскоре к ним обратились издатели от имени Бобби Марчана. Сингл был поспешно переиздан под названием "Get Down with It" и уже с авторскими правами Марчана.
Песню часто запускали по радио, в результате Slade стали одной из самых любимых команд для вечеринок. Между тем их имидж "скинхедов" повлиял на ситуацию двояко. Да, это привлекло к квартету внимание множества новых слушателей, поскольку они впервые стали "своей" рок-группой для такой публики, но это также обуславливало порой отмену бронирований концертных площадок, когда промоутеры боялись присутствия в аудитории буйных "bovver boys". По этой же причине им были "заказаны" аудитории колледжей и университетов.
Между тем, в Великобритании уже начали ощущаться свежие веяния глэм-рока, и Slade скоро опять сменят имидж. Дэйв Хилл и Джим Ли некомфортно чувствовали себя с короткими прическами из-за своих оттопыренных ушей, да и другим музыкантам стал действовать на нервы облик "скинхеда". В результате члены группы отрастят длинные волосы, сменят ботинки "Dr. Marten" на сапоги с большой платформой и нарядятся в пестрые одеяния растущего глэм-движения, присоединившись к Дэвиду Боуи, Марку Болану и другим. Очень скоро они выбьются в его передовые ряды. Дэйв Хилл резюмировал перемены:
"Они (фанаты) приняли нас как группу и пришли нас слушать. Их не волнует, как мы выглядим".
Нодди Холдер объяснил смену имиджа стремлением быть в тренде:
"Хотим быть ведущими. Ну, мы отрастили волосы, чтобы охватить как можно больше аудитории. Мы нацелены на массы. Каждая поп-группа должна быть такой. Наша главная цель, как на сцене, так и за ее пределами, – хорошо провести время и увидеть, как все остальные тоже получают удовольствие!"
Чес Чендлер на волне первого успеха торопил ребят с продолжением, попросив сочинить что-то свое. И Холдер с Ли откликнулись, написав "Coz I Luv You". Дело было так: однажды вечером Джимми после того, как услышал "Nine By Nine" от John Dummer's Famous Music Band, пришел домой к Холдеру со своей скрипкой и предложил написать песню, в которой бы ощущалось влияние старого свинга "Hot Club" Стефана Граппелли, известного по интерпретации Джанго Рейнхардта.
Видео с ютуб-канала top 40 1971
Видео с ютуб-канала Robert Cuellari
Пара написала песню за полчаса, положив начало успешному сотрудничеству Холдера и Ли в области хитмейкерства, обеспечившего в будущем Slade большую часть их репертуарного сет-листа. Как позже вспоминал Джим Ли:
"Однажды днем я зашел к Ноду и заявил: "Эй, Нод, почему бы нам не написать песню?" Тогда был в чартах Марк Болан, я взял с собой свою скрипку и спросил, почему бы нам не сделать вещь Стефана Граппелли, что-то в этом роде, очень просто, и мы написали песню за полчаса. Мы получили структуру мелодии, и Нод просто заполнил пробелы. Это единственная песня, которую мы когда-либо писали в таком стиле...
На следующий день мы акустически сыграли эту песню Чендлеру, который ответил: "Я думаю, вы написали свой первый хит. На самом деле, я думаю, что вы написали свой первый хит №1"."
Так и произошло: записанная за два дня в "Olympic Studios", песня вышла синглом 8 октября 1971 года, обеспечив группе первый № 1 в Великобритании и Ирландии, и оставаясь в чартах в течение пятнадцати недель, а также вошла в топ-5 в Европе и других странах мира. При этом Холдер предложил написать название против правил английской грамматики с "фонетической орфографией" "Coz I Luv You", используя "Coz" вместо "Because", чтобы отразить диалект Блэк Каунти, распространенный на территории городской агломерации Уэст-Мидлендс к северу и западу от Бирмингема. Так неправильное написание положило начало отличительной фирменной фишке Slade. Как вспоминал Нодди Холдер:
"Мы подумали, что "Because I Love You" – это глупое название для песни, поэтому мы использование написание, которое могло бы быть на стене туалета в Мидлендс, и это сделало ее просто убойной".
Взрывное внимание к синглу было во многом обеспеченно выступлением группы с этой песней в программе "Top of the Pops" на "Би-Би-Си Телевижен". Именно "Coz I Luv You" можно считать причиной резкого взлета Slade на Европейский музыкальный Олимп. Джим Ли подтверждает, что музыканты были сами поражены успеху песни:
"Coz I Luv You была для нас чем-то несерьезным, одноразовым. Однако когда она стала номером один, мы все сильно удивились".
Видео с ютуб-канала Hanna0815007
Успех закрепил следующий сингл – "Look Wot You Dun", записанный накануне Рождества 1971 года и вышедший 28 января 1972 года. Сингл добрался до 4-го места в британских чартах, а группа опять исполнила эту песню в популярном музыкальном телешоу "Top of the Pops".
Песню в основном написали Джим Ли и Дон Пауэлл, а Нодди Холдер добавил текст. Примечателен вклад Пауэлла в своеобразную форму бэк-вокала, обеспечивающего тяжелое дыхание, слышимое в припеве песни. Для записи в студии Хилл позаимствовал гитару Питера Фрэмптона, поскольку из-за плохой погоды и праздников его гитару своевременно не доставили в студию.
Название песни на конверте сингла было выполнено опять с "по-слэйдовски", что снова вызвало стихийный протест со стороны учителей по всей Великобритании, поскольку считалось, что такое фонетическое написание создает трудности ученикам при изучении английской грамматики. И это только подогревало интерес к группе.
Видео с ютуб-канала SuperYob1
Правда, за пару месяцев до этого, Чес Чендлер сделал важный судьбоносный ход: он решил, что лучший способ положить конец отсутствию в чартах альбомов – запечатлеть привлекательность Slade на "живом" лонг-плее, собранном из их "концертных" выступлений. Дело в том, что Slade беспроигрышно держались на сцене и буквально с первых минут выступления всецело овладевали симпатией любой публики. Именно концерты в полной мере выражали ту энергию и драйв, что группа разносила из колонок. Тем более, что уже состоялся прецедент с "Get Down and Get with It". Как вспоминал Нодди Холдер:
"Чес сказал нам: "Я думаю, вам надо записать концертный альбом. Мы устроим концерт и запишем его". Мы были в шоке. В то время концертные альбомы не пользовались особой популярностью. Но Чес, как всегда, тщательно все продумал".
Чендлер арендовал большой зал в новенькой лондонской "Command Theater Studio", и в течении 19-21 октября 1971 года группа отыграла там три вечерних шоу перед студийной аудиторией, исполняя свои самые проверенные ударные номера,порой достаточно продолжительные. Чтобы заполнить помещение публикой, дали объявление по радио и сообщили в фан-клуб группы, поэтому зал был набит почитателями в количестве около 300 человек. По словам Нодди Холдера:
"Это напоминало частную вечеринку. Мы могли вытворять на сцене все, что хотели, и толпа просто сходила с ума от этого. Каждый кричал так, чтобы его было слышно на записи, поэтому все орали гораздо громче обычного. У толпы поехала крыша, едва мы закончили первую песню. Это было как раз то, что нам было нужно. Нас это так завело, что получилось отличное выступление. Это можно слышать в альбоме".
Для миксов использовали большую часть записанного выступления со второго вечера 20 октября, когда группа прибыла в студию прямо с телепередачи "Top of the Pops". Музыканты приехали уже "разгоряченные", и атмосфера в студии была достаточно наэлектризована.
Концерты прошли во вторник, среду, четверг, а в пятницу уже занялись сведением альбома, на что ушла в общей сложности неделя. Никаких дополнительных наложений в студии не было. В результате "Slade Alive!" оказался одним из малобюджетнейших хитовых альбомов в истории рок-музыки. Он был записан за 400 фунтов стерлингов плюс еще 200 фунтов ушло на сведение. Звукорежиссером выступил Барри Ансуорт. С названием особо не заморачивались: просто и говоряще – "Slade Alive!". Как вспоминал Нодди Холдер:
"Мы решили назвать его "Slade Alive!" потому что так оно и было. Он передает нас такими, какие мы есть, а также наше чувство юмора. Оставалось только придумать обложку. И опять идею подал Чес. Он предложил: "Давайте обложку сделает какой-нибудь фанат группы. Мы устроим конкурс, и лучшая работа пойдет на обложку альбома". Нам это понравилось. Все, что вовлекало фанатов, было хорошо для нас.
Спустя несколько дней конкурс был объявлен в газете "The Sun". Прислали тысячи работ. Мы были потрясены. Некоторые из них были просто сказочные. В качестве приза было не только утверждение дизайна обложки, но и поездка призера вместе с нами в первое турне Slade по Америке. Газета выдала нам пять самых лучших рисунков и предложила выбрать какой нам понравится больше всех".
"Мы, как всегда, выбрали самый несуразный. Он не имеет никакого отношения к данному альбому, но просто нам понравился. Это классный рисунок, он такой дурацкий, что вызывал смех. В итоге, он не пошел на саму обложку, но был помещен во внутренний разворот конверта. Там же внутри мы поместили отзывы об этом концерте. На лицевой стороне была наша фотография с концерта. Она вся черно-красная, просто тени, нас можно там разглядеть, только приглядевшись попристальней.
Пару лет спустя, во время какого-то концерта к нам в гримерку пришел один фанат и показал татурировку, покрывавшую всю его спину. На ней были изображены те медведи с обложки. Там были нарисованы только контуры, но парень сказал, что собирается их раскрасить".
Со сведением песен вышло небольшое приключение. Изначально Чес Чендлер проигнорировал совместное с группой микширование на "Command Theater Studio" и приступил к ремикшированию лент самостоятельно в "Olympic Studios". Но после того как "Слэйды" отклонили эту работу, он был вынужден частично вернуться к тому самому первому миксу. Перед выходом альбома решили выпустить промо-сингл в феврале 1972 года с "Hear Me Calling" на заглавной стороне и "Get Down With It" на обратной стороне, правда, тираж был ограничен 500 копиями.
Видео с ютуб-канала aferraioli1
"Slade Alive!" вышел в марте 1972 года. Он имел большой успех в Великобритании, где стал №2. В Австралии он достиг №1 и стал самым продаваемым альбомом того периода после битловского "Sgt.Pepper's Lonely Hearts Club" 1967 года. Нечасто "концертники" входят в официальную дискографию рок-групп, но с "Slade Alive!" произошло именно так – он считается третьим альбомом Slade, и признается одним из лучших альбомов эпохи глэма.
Этот сет-лист песен демонстрирует переход Slade из категории восторженных новичков, ловко исполняющих музыку других исполнителей, в мощную группу с их собственным материалом. Из семи представленных на пластинке песен три были собственного сочинения, а четыре представляли собой каверы известных хитов, причем "Get Down With It" Бобби Марчана был уже хорошо раскручен ранее, когда выходил синглом. Собственных песен на "Slade Alive!" могло оказаться больше, успей они их довести до ума, что следует из информации, опубликованной в сентябре 1971 года в бюллетене официального фан-клуба группы:
"Чес поощряет Nod & Jim писать свой собственный материал. Мы понятия не имеем, какие песни войдут в новый альбом, потому что ребята все еще пытаются их написать".
Из ноябрьского выпуска фан-клубного бюллетеня, анонсировавшего концертный альбом, следует, что записано было больше песен, чем разместили потом на пластинке. В частности это касается каверов:
"Там восемь треков, которые им не принадлежат, поскольку сет-лист все еще переполнен каверами. Они бы заработали намного больше денег, если бы все были их собственной работой".
Кто бы мог подумать, что один из лучших треков, когда-либо открывавших концертный альбом, был написан Элвином Ли и выходил на альбоме "Stonedhenge" 1969 года его группы Ten Years After, но именно это и было здесь. Slade часто играли эту вещь на концертах, и вскоре она стала их коронным номером для начала шоу, поэтому заслуженно шла первой на альбоме. Элвин Ли позже в шутку жаловался Холдеру, что получил больше авторских за исполнение этой песни группой Slade, чем за собственные.
В свое время "Hear Me Calling" даже планировался следующим синглом Slade после их прорывного хита 1971 года "Get Down and Get With It". Однако группе не удалось улучшить подачу песни при записи в студии, и от этой идеи тогда отказались – куда-то исчезала вся магия динамичности. Зато концертный вариант выражал все лучшее, что несла своей музыкой эта команда – напористый хриплый, дерзкий, грубый, кричащий, и откровенно бесцеремонный рок-посыл в его урожденной ипостаси. По опросу фанатов группы, "Hear Me Calling" признана №1 среди концертных записей Slade.
Видео с ютуб-канала SladeFeelTheNoize
"In Like a Shot from My Gun" – яркий образчик глэм-рока "слэйдовского" розлива торговой марки "Джимми Ли – Нодди Холдер", позволивший сделать этот альбом бестселлером. Хотя жанрово глэм не всегда определял их звучание, такие вещи безусловно являются одними из лучших в этой стилистике. Со слов Дона Пауэлла, Slade хоть и выступали в эпоху глэм-рока, но никогда не были глэм-группой:
"Какое-то время мы были немного колоритными, но, честно говоря, мы так и не приняли весь этот глэм-материал. Мы были рок-группой и серьезно относились к тому, что мы делали, и тот факт, что мы стояли в стороне от более экстремальных элементов глэма, помог нам заняться более серьезной работой".
Песня "Darling Be Home Soon" Джона Себастьяна была на альбоме "You're a Big Boy Now" 1967 года группы The Lovin' Spoonful. Балладная форма органично интерпретировалась музыкантами Slade. С этой песней связан забавный случай. Как рассказывал Холдер:
"В тот вечер произошел один из моих любимых моментов со Slade. Мы делали песню "Darling Be Home Soon" Джона Себастьяна. Это такая в основном тихая баллада, перерастающая в мощное крещендо. И вот, когда мы все играли особенно тихо, у меня вырвалась мощная отрыжка. Я ничего не мог с этим поделать, потому что целый день пил пиво. Толпа конечно же разразилась смехом.
Нам это тоже показалось забавным, и когда потом мы прослушивали пленку, то решили этот момент оставить как есть. С тех пор отрыжка в этом месте стала фирменной фишкой этой песни. Я просто обязан был делать ее всякий раз, как мы играли эту вещь на концертах, а если я не делал этого, люди чувствовали себя обкраденными".
Композиция "Know Who You Are" – коллективный продукт всех членов квартета, созданный на основе инструментальной пьесы "Genesis" 1969 года, которая выходила синглом, и была на их первом альбоме "Beginnings". Во время сессий второго альбома "Play It Loud" ребята вернулись к этой вещи после того как барабанщик Дон Пауэлл написал к ней текст. Как он сам вспоминал об этом:
"Know Who You Are – это то же самое, что и наш старый инструментал "Genesis", поэтому авторство за него приписывают Ноду и Дэйву, а также мне и Джиму. Я написал текст для него и в паре тактов помог Дэйву. Я не знаю, как это произошло, но первая строчка, которую я придумал, была "Эй, старина, спой песню, чтобы понять, как легко ты играешь"."
"Keep on Rocking" – это своеобразный эскурс в рок-н-ролльную эру времен Чака Берри и Литла Ричарда от пары Ли–Холдер, только на этот раз с хрипяще дерзкой вокальной подачей и овердрайвовой гитарой. Песня прекрасно демонстрирует развивающиеся способности Джима и Нодди как аранжировщиков. Она была одним из "горячих" номеров их "живого" сет-листа, посему ни имела права не оказаться в "концертнике". Как писал Майк Кноп:
"Для группы, которая заработала свою репутацию на громких риффах, меня больше всего поразил голос Нодди Холдера, особенно на Darling Be Home Soon и Keep on Rocking".
Своеобразный байкерский гимн "Born to Be Wild" написал в свое время Марс Бонфаер, Steppenwolf выпустили эту песню в 1968 году синглом, а культовой она стала после выхода на экраны в 1969 году фильма "Беспечный ездок". Slade сразу же включили ее в свой репертуар и даже выпустили на дебютном альбоме "Beginnings", правда та, студийная, версия была короче на три с небольшим минуты. Песня великолепно отражает разнузданность и неукротимость их звучания, поэтому часто итожила их живые шоу. Вполне логично она венчает и концертный альбом. Как писали критики:
"Я никогда не слышал живую версию Steppenwolf, но она должна быть абсолютно гигантской, чтобы превзойти эту слэйдовскую. Это большая часть того, что делает эту группу такой замечательной".
Видео с ютуб-канала SladeFeelTheNoize
В 2006 году "Slade Alive!" был включен в состав двухдисковой концертной компиляции "Slade Alive! The Live Antology". "Salvo" переиздали его на виниле в 2009 году и на компакт-диске в 2011 году. В 2017 году "BMG" выпустила роскошное издание "Slade Alive!" Deluxe 45th Anniversary Edition в честь 45-летия альбома. Он был выпущен на виниле с 6-страничным вкладышем и арт-картой, а также на компакт-диске с 28-страничным буклетом. Переиздание альбома к своему 50-летию "BMG" запланировали на декабрь 2021 года.
В 2013 году журнал "Classic Rock" включил альбом в список "Концертных альбомов, которые изменили мир". Спустя почти полвека после своего выхода альбом "Slade Alive!" остается отличной иллюстрацией золотой эпохи рока. Привожу один из эмоциональных откликов на него из наших времен:
"Как и любая группа, достойная своей рок-н-ролльной обуви, "Slade Alive!" звучит лучше, чем громче вы его включаете. Один из величайших концертных альбомов одной из лучших рок-групп Великобритании 70-х годов! "Slade Alive!" Не только демонстрирует отличное живое выступление, но и является эталоном того, как трансформировать набор песен в отличное зрелище.
Еще он великолепно подает одного из величайших певцов, когда-либо выступавших на сцене, Нодди Холдера! Сказать, что Slade оказали большое влияние на многих, в том числе и на меня, будет преуменьшением. Все их хит-синглы, вышедшие в 70-х, несомненно, доказали, как они были хороши, но "Slade Alive!" по- прежнему остается одним из величайших альбомов классического рока всех времен!"
☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк! Будет еще много интересного!
➤Другие статьи схожей тематики:
❇️50 лет безымянному альбому Led Zeppelin
❇️К 50-летию альбома "Deep Purple in Rock". Воспоминания музыкантов группы
❇️Юбилей альбома "Aqualung" Jethro Tull – ему уже полтинник!
❇️"All Things Must Pass", 50 лет альбому Джорджа Харрисона. Воспоминания участников
❇️Гитарная ипостась Кена Хенсли до и во время пребывания в Uriah Heep
❇️Quadrophenia The Who. Самый величайший из классических рок-альбомов