Найти тему

SWIFT «великий и ужасный»

2 марта Евросоюз официально отключил от SWIFT банки ВТБ, «Россия» и «Открытие», а также Новикомбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк и ВЭБ. РФ

Что же такое SWIFT?

SWIFT не является платежной системой. 

Это не система, позволяющая или запрещающая осуществлять платежи. 

SWIFT это защищенный интерфейс информационного сопровождения платежей между банками, ставший общепринятым в силу удобства своего использования и глобального охвата. Ежегодный трафик SWIFT неуклонно растет, с 2014 года количество проходящих сообщений увеличилось в два раза, и теперь превышает 40 миллионов сообщений за один рабочий день.

Откуда SWIFT взялся и кому принадлежит?

Общество всемирных межбанковских финансовых каналов связи (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications, SWIFT) было основано в 1973 году. Его соучредителями стали 248 банков из 19 стран. Компания является кооперативным обществом, созданным по бельгийскому законодательству и принадлежит его членам. В своей деятельности SWIFT руководствуется решениями ЕС, подтвержденными правительством Бельгии. 

Почему нельзя «отключить» Россию от SWIFT? 

В настоящее время SWIFT объединяет более 11 тысяч организаций из более 200 стран. Среди них около 1 тысячи нефинансовых компаний. Остальные 10 тысяч пользователей это банки. Поэтому невозможно «отключить» страну. Отключить можно только конкретные организации. 

SWIFT и Россия

Благодаря количеству платежей внутри страны Россия – пользователь SWIFT –третий по величине в мире. 

В сегменте международных платежей предпочтение SWIFT связано с тем, что в России очень мало дочерних иностранных банков, и действует запрет на ведение российскими компаниями счетов в иностранных банках. Поэтому большая часть международных расчетов проходит именно между российскими банками и иностранными банками, попадая в прерогативу SWIFT, конкурентов которому по охвату попросту нет.

Отключение от SWIFT на практике

Единственным в истории случаем единовременного отключения большого количества банков от SWIFT стала история с банками Ирана. В 2012 году SWIFT подчинился всеобъемлющим санкциям, наложенным решением Европейского совета, подтвержденным Министерством финансов Бельгии. Тогда позиция регуляторов Европы и Америки по отношению к Ирану была единой. В 2015 году, после принятия СВПД в отношении ядерной программы Исламской Республики Иран, подписанного Ираном с одной стороны, и Россией, США, Китаем, Великобританией, Францией и Германией – с другой, ряд иранских банков был исключен из европейских санкционных списков и восстановлен в системе SWIFT.

В 2018 году Дональд Трамп объявил о выходе США из СВПД и наложил на Иран дополнительные санкции, что привело к повторному лишению ряда иранских банков доступа к SWIFT, хотя никаких дополнительных европейских санкций наложено не было. Европейцы тогда выступили против американского демарша, но были вынуждены подчиниться после публичного предупреждения тогдашнего министра финансов США о возможном введении санкций за связи с Ираном уже против самой SWIFT. Далее грустная и скучная, но важная, в сегодняшнем контексте официальная цитата с сайта SWIFT: «В исключительном случае в ноябре 2018 года SWIFT прервала доступ определенных иранских банков к системе обмена сообщений. Данный шаг, хотя и прискорбный, был предпринят в интересах стабильности и целостности глобальной финансовой системы и базировался на оценке экономической ситуации»

История с отключением банков Ирана доказывает, что, хотя формально SWIFT находится в европейской юрисдикции, решения компании могут приниматься под влиянием основного мирового санкциониста – США. Хватило банальной угрозы вторичных санкций в отношении SWIFT со стороны американского правительства, и те подчинились, даже несмотря на риски получения штрафов со стороны Евросоюза из-за того, что последовали американскому, а не европейскому законодательству.

*Почему? Дело в том, что банковские платежи в долларах США могут быть заблокированы американскими банками в любой стране мира, независимо от того, в какой системе передачи финансовых сообщений платеж сопровождается.

Импортозамещение 

СПФС (Система передачи финансовых сообщений)  

СПФС была запущена в 2014 году, работает круглосуточно и обеспечивает передачу сообщений и в форматах SWIFT и в собственных форматах её пользователей. СПФС работает со всеми валютами. К системе подключены около 400 кредитных организаций и других пользователей с ежедневным траффиком более 70 тысяч сообщений. В 2020 году ежемесячный трафик в СПФС превысил 20% трафика внутрироссийских сообщений через SWIFT.

Предусматривает СФПС и подключение иностранных банков. Сейчас к системе подключены около 20, большинство из их из стран ЕАЭС (например, Белгазпромбанк и Евразийский банк Казахстана), и лишь считаные банки из дальнего зарубежья.

💰Сопроводить платеж можно и по электронной почте, главное быть уверенным в надежности и безопасности такого канала связи

💰Технически можно вернуться в прошлый век, к телексу, так сказать произвести доинтернетизацию

💰Можно воспользоваться современными расчетными платформами, построенными на технологии блокчейн. 

Made in China

CIPS Китайская система межбанковских платежей в юанях (RMB Cross-border Interbank Payment System, CIPS), созданная в 2015–2018 годах. Подходит для тех финансовых институтов, которые обслуживают бизнес-операции с КНР. Например, в России в 2016 году к CIPS присоединенился Примсоцбанк из Владивостока. 

Альтернативой SWIFT CIPS все-таки не является, поскольку последняя полностью интегрирована с первой и использует её каналы для передачи финансовых сообщений. Кроме того, CIPS работает на сопровождение расчетов только в юанях. Год назад CIPS включала 1162 участника, из них чуть более 500 в самом Китае. CIPS будет полезна, если Россия решит перевести международные расчеты в юани, под управление Народного банка Китая. 

INSTEX

Попытка налаживания расчетов с Ираном, которая была предпринята Германией, Францией и Великобританией в 2019 году и распространялась лишь на гуманитарный круг товаров, а именно: лекарства, медицинское оборудование и продовольствие, дабы лишний раз не тревожить заокеанских сторожевых. Европейский механизм расчетов с Ираном назывался INSTEX (The Instrument in Support of Trade Exchanges, инструмент содействия торговым обменам) и задуман был так: трансграничные платежи с Ираном в евро предусматривались не против каждой поставки, а лишь для урегулирования накопленной задолженности той или иной стороны. 

Например, есть французкая компания, которая экспортирует в Иран лекарства. И есть английская компания, которая из Ирана импортирует финики. Так вот, оплату за свои лекарства французская компания получает не от иранского покупателя, а от английской компании, которая должна Ирану оплату за финики. Соответственно, иранский покупатель французских лекарств заплатит не французам, а иранскому экспортеру фиников.

Возлагались на INSTEX в том числе и российские надежды, в частности для обслуживания сделок по нефтяным контрактам, но толком система так и не заработала. В 2019 году через INSTEX была проведена единственная сделка на поставку в Иран небольшой партии медоборудования. 

В Европе попросту не нашлось людей, которые параллельно не работают с США и решились бы нарушить американские санкции.

Почему больно будет сразу всем?

Большинство стран мира, включая главного коллективного торгового партнера России, Европейский союз, не готовы к единовременному прекращению российских внешнеэкономических платежей.

💰Одна из причин связана с наличием значительного массива российского госдолга в портфелях иностранных инвесторов. Если российские банки отключаются от SWIFT, то доходы от операций с гособлигациями лишатся возможности возвращения.

💰Кроме того российские компании, имеющие задолженность перед нерезидентами, но не имеющие счетов в зарубежных банках, без SWIFT не смогут обслуживать и гасить свои валютные кредиты.

💰При отключении SWIFT возникнут проблемы с оплатой импорта товаров и услуг. А иностранцы соответственно не смогут оплатить, а значит, и получить важные для себя российские экспортные товары и услуги, хоть всё те же нефть, газ, уголь и пшеницу. 1/3 часть всего топлива, импортируемого ЕС, идет из России. За топливо надо платить. И платить не в рублях. 

Последствия для банков

Российские банки, обслуживающие платежи юридических и физических лиц, будут вынуждены сменить маршрутизацию процесса передачи финансового сообщения. Сейчас это около 80% трафика российского сегмента SWIFT, то есть на каждые пять рублевых платежей внутри страны приходятся четыре платежа, которые задействуют SWIFT. Так удобнее, привычнее и зачастую дешевле. Тем не менее альтернативные каналы для подобных платежей существуют. В частности всё тот же СПФС Банка России.

Последствия для населения

Для расчетов юридических и физических лиц друг с другом внутри России в рублях влияние будет минимальным. Отправители и получатели таких платежей вообще ничего не заметят. Кроме повышения банковских комиссий, разумеется, но об этом мы поговорим в другой раз.