Сразу нужно отметить: ни о какой должности президента речь не шла. А говорим мы о событиях 30-х годов – о времени, когда обсуждался проект новой Конституции. И она была принята. И она же получила название «Сталинская». Ничего в этом удивительного нет. Иосиф Виссарионович в 1936-м решал все вопросы. А потом – подавно.
Что касается слова «президент», то хотели ввести такую должность. Точнее – похожую. Называться она могла Председатель Президиума Верховного Совета СССР.
Историк Олег Хлевнюк отмечал, что, во-первых, эта должность по своим полномочиям, по полноте власти, должна была соответствовать тем должностям, которые существовали в Америке, в европейских странах. Во-вторых, Союз, по мнению историка, смотрел на Запад и хотел введения у себя какого-то такого поста, чтобы быть «как они». Речи не шло о капитализме, поймите правильно. Стране нужен был один официальный лидер. Единоличный. Считалось, как указывает Хлевнюк, что это помогло бы эффективнее взаимодействовать с западными странами по вопросу противостояния фашизму, который именно во второй половине 30-х набирал силу. Причем – очень быстро.
Когда проект Основного закона был готов, созвали съезд. Он был «Чрезвычайным» - так его назвали, всесоюзным – приехали делегаты из разных регионов, восьмой по счету.
Слово предоставили Сталину. Он, в частности, высказался по поводу должности единоличного главы и лидера. Если ориентироваться на книгу, авторами которой стали: Шэуджен, Харитонов, Галкин, то нужно говорить, что Иосиф Виссарионович упоминал именно слово «президент». Возможно, что так и было. Здесь важны не столько термины, сколько смысл. Сталин четко понимал, о чем он говорит: о могущественной должности – о посте самого настоящего лидера государства с очень широкими полномочиями.
Что удивительно: Сталин высказался против введения такой должности. Он заявил, что есть Президиум Верховного Совета, который и есть тот самый «президент», но только коллегиальный.
Кстати: как вы должны помнить, президент в Союзе все же появился. Случилось это не в 30-х, а, спустя несколько десятилетий. Должность занял ориентирующийся на Америку Михаил Сергеевич. Тот точно хотел быть президентом, как его многие иностранные партнеры.
Сталин, как иногда пишут, сделал так, что Конституция 1936-го получилась очень даже демократичным документом. Так ли это?
На самом деле, тот факт, что был принят новый Основной закон, почти никакой роли не играл. Хотя, например, в ст. 126 было прописано, что Партия важнее каких-то там государственных органов, именно она задает главную линию развития страны.
Сталин выступил за коллегиальную власть, понимая, что это поможет ему удержать лидерство. Если бы большими полномочиями был наделен какой-то Председатель… нет, не колхоза, а Президиума и так далее, и тому подобное, то Сталин рисковал бы.
Не нужна была эта должность Иосифу Виссарионовичу. Поэтому, как считает, например, Всеволод Курицын («История государства и права России»), Сталин заранее всё просчитал и сделал так, как ему нужно.
Спасибо за внимание. Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Своё мнение вы всегда можете написать в комментариях.