Русский военный журнал "Разведчик", издававшийся на рубеже XIX-XX вв, переводил и перепечатывал у себя также заметки из иностранных газет, посвященные военной тематике. В № 273 "Разведчика" мне удалось найти любопытную перепечатку из французской "L'echo de l'armee" (1895 год):
"Наблюдения, в минувшую экспедицию над говасскими убитыми и ранеными, дают следующие указания относительно действия пуль малокалиберной винтовки Лебеля: раны почти незаметны при наружном осмотре, и входные, и выходные отверстия пуль чрезвычайно малы; притом края ранок плотно зажимаются и прикрываются кожей. Пораненое место не обозначается ни одною каплею крови, тогда как кровоизлияние почти исключительно происходит внутри пораженного организма. Место, куда вошла или вышла пуля, приходится узнавать только по небольшому пятну сине-серого цвета, которое, вследствие его малых размеров, приходится иногда очень долго разыскивать. Зато кости, в большинстве случаев, дробятся на мелкие части, как будто бы на них подействовал взрыв "заряда мелинита".
Опыты, произведенные во Франции, стрельбы из винтовок Лебеля по брустверам, построенным из снега, обнаружили странный факт, что снеговые постройки составляют лучшее закрытие для войск, чем земляные или даже устроенные из более прочного материала. Хорошо утрамбованный снеговой бруствер, толщиною в 1-2 метра, останавливает пули, выстреленные с расстояния в 50 метров, тогда как та же пуля пробивает дерево толщиною в 1 метр как слой масла."
Имеется в виду вот эта винтовка - восьмимиллиметровка Лебеля образца 1886 года:
Пули к ней, кстати, шли как тупоконечные, так и остроконечные (правда, вторые появились значительно позже). Действие каких именно описано в этой заметке - не уточняется.
А вот насчет снегового бруствера наблюдение интересное...)