Трудно говорить о модели вагона, который всем знаком.
Очень качественно, со множеством ссылок, рассказано об этих вагонах в теме Олега (Iosch)
Осмелюсь также добавить свои впечатления о вагонах и о моделях.
Но, сначала о самом простом: а собственно – почему появились полувагоны именно такого вида?
До первой мировой войны каждый российский завод выпускал свои полувагоны: и полностью деревянные, и полностью металлические. В 1906 году были выпущены даже трехосные полувагоны грузоподъемностью 25т. Никто, в общем-то и не парился их как-то стандартизировать.
Однако, с началом первой мировой войны потребность в вагонах в стране резко возросла и Россия заказала в США и Канаде 20,000 грузовых вагонов (преимущественно четырехосных).
Полувагоны поставлялись либо со стальным каркасом и деревянной обшивкой кузова, либо с цельнометаллическим кузовом, и имели люки в полу для выгрузки сыпучих грузов, а также торцовые двери, которые отводились внутрь кузова. Грузоподъемность полувагонов равнялась 50т, а тара 20-21,5т. Ручные тормоза были выносными, без площадок для кондукторов.
В конце 1915 года эти вагоны доставлялись в разобранном виде во Владивосток, где были организованы временные мастерские.
После войны, революций и гражданской войны более половины всех грузов перевозили в открытых вагонах. Использование полувагонов обеспечивало меньший коэффициент тары вагона, меньшую его стоимость, позволяло упростить и удешевить погрузочно-разгрузочные работы.
За основу дальнейшей разработки конструкции полувагонов были взяты следующие положения:
- учитывать стандарты и технические условия США, измененные для условий отечественных железных дорог,
- строить вагоны четырехосные,
- для полувагонов исходной грузоподъемностью считать 60тонн, с возможным повышением,
- ориентироваться на постепенное вытеснение двухосных вагонов,
- переходить на постройку стандартных, унифицированных вагонов, с применением стального литья, штамповки и электросварки.
Первые вагоны (Уралвагонзавод) в середине каждой стены имели двухстворчатые двери (открывались наружу вагона), подвешенные на петлях к дверным стойкам фермы. Но, оказалось, что такие двери уменьшают прочность и жесткость вагона. Поэтому такие двери были упразднены не только у всех новых полувагонов, но даже заварались и на старых вагонах.
Торцовые стены имели угловые стойки с усиливающими контрфорсами, выполненные из листов и ребер жесткости. К этим стойкам были подвешены двери, которые открывались вовнутрь вагона.
Деревянная обшивка боковых стен и торцовых дверей была выполнена из досок толщиной 40мм.
Пол состоял из 14 крышек разгрузочных люков, изготовленных из листовой стали толщиной 6мм.
На противоположной стороне крышки размещались запорные угольники, которые закидками удерживали крышку в закрытом состоянии. Их хорошо видно на модели.
После Великой Отечественной Войны полувагоны с деревянной обшивкой продолжают строится, но изменялись формы и размеры рамы, каркаса кузова и других частей и элементов кузова.
С недостатками деревянной обшивки мирились какое-то время: она быстро изнашивалась, ломалась и в 1949-50 годах Крюковский завод выпустил первую крупную партию цельнометаллических полувагонов с обшивкой стен из стальных листов толщиной 5мм.
Для жесткости обшивка боковых стен имела корытообразные выштамповки, а обшивка торцовых стен – гофры.
С 1979 года отечественные полувагоны выпускаются только с металлической обшивкой кузова.
Вот такая краткая история полувагона с деревянной обшивкой.
А теперь давайте посмотрим на модель полувагона. Купил я ее случайно и дорого в "Паравозикоф". Ну да ладно.
Главное, наверное, что модель показалась мне удачной и жаба почти не квакала. :)
В модели удалось передать «тяжелость» вагона – модель не выглядит игрушкой и самоделкой.
К тому же автору модели удалось найти модель, которая будет пользоваться спросом на рынке и она дает возможность продолжать линейку: можно менять цвета кузова, надписи, наконец, видоизменять сам кузов. Мне кажется, у этой модели большое будущее.
Пусть простит меня АВТОР модели – я совершенно запутался, кто ее изготовил. Ошибаться не хочу. Поэтому, я буду рад если вы мне подскажете точно имя автора.
Достаточно хорошая деталировка, хотя ступени хотелось бы видеть потоньше.
Одно плохо – сцепки не работают. Совсем. Если второй вагон будет «фирменный» - Арнольд, Пико, Минитрикс и т.д., то они сцепятся. А вот если два авторских вагона - то они не сцепятся.
Как говорят, в этих сцепках вместо пружинок стоят резинки – естественно, в таком масштабе они не работают. Если бы вместо пружинок натолкали кусочки поролона, то сцепка работала почти хорошо. Да, поролон бы года через три постарел и посыпался, но это будет через три года и поролон всегда под рукой. Сцепке, как процессу, также мешают вертикальные насечки на поверхности скольжения у сцепки. Их видно на снимке с торца вагона. Сцепка второго вагона не скользит, если она находится под небольшим углом к этой.
Нижняя рама и тележки собраны заодно. Печально, что здесь автор пошел по пути облегчения работы сборки: тележки не на винтах и не на защепках, а просто ось расплавлена, чтобы не вылетала. В итоге получилась неразборная конструкция – нельзя ни поменять резинку в сцепке, ни аккуратно отсоединить тележки от корпуса.
Клееный корпус состоит из стенок и дна. Это позволило также показать внутренний вид стенок и дверей. Качество склейки хорошее – на моей модели следов клея почти не видно.
Вам это ничего не напоминает? По такой технологии собирались первые пассажирские вагоны PIKO лет 50 назад. Но это не повод для смеха: не забывайте, что PIKO была фирмой, которая пользовалась полной поддержкой государства, и над проектированием модели вагона работали несколько человек.
А здесь ОДИН человек смог повторить эту технологию!!! То есть он смог индивидуальное изготовление поднять до промышленного! (Пусть и старого).
Конечно, есть что добавить: на моем вагоне нет ступенек (у других они есть) на стенках. Хотелось бы четкого выражения дверей.
Цифры… шесть или семь? Было и так и так…
В них есть нестыковки?
А теперь давайте перейдем к сухой математике:
Расстояние между осями модели равно 55мм, у образца = 8550мм, то есть в масштабе 1:160 = 53,4, то есть погрешность моделирования всего 3%
Ширина корпуса – 18,5мм = 3130мм = 19,6, погрешность 6%
Ширина корпуса по лесенкам – 19,7мм = 3130мм, то есть 19,6мм, погрешность 0,5%
Высота от путей – 21,4мм = 3274мм = 20,5, погрешность 4%
Высота от путей до пола – 8,5мм = 1394мм = 8,7, погрешность 2%
Расстояние между осями в тележках – 11мм = 1850мм = 11,6, погрешность 5%
Расстояние от оси до края вагона – 13,2мм = 2025мм (не тормоз) = 12,7, погрешность 4%
-- - 15мм = 2515мм (тормоз) = 15,7, погрешность 5%
Совсем, совсем не плохо!!!
Автору/авторам – от меня большое СПАСИБО!
С уважением,
ххх
К сожалению, в настоящее время алгоритм Дзена устроен так, что без Ваших лайков и комментариев статья совсем не показывается в ленте. Да и я буду знать, что пишу не зря. Если есть чем поделиться, пишите в комментариях, обязательно отвечу.
Если подпишетесь, то Вы всегда будете в курсе новых публикаций!