Найти в Дзене
Venefica

Податель горьких истин для великой нации.

Совесть обычно мучает не тех, кто виноват (Э.М. Ремарк "Три товарища").

Не самый легкий для меня писатель, особенно после прочтения его книги "Время жить и время умирать", где повествуется о солдате германского вермахта, прокатившегося в отпуск в родной фатерлянд из России и вернувшегося, чтобы остаться "среди нечуждых ему гробов".

Странное чувство возникло и не отпускало во время прочтения этой книги, ни разу еще не испытываемое дотоле: недоброе мстительное наблюдение за злоключениями маленького человечка, выполнявшего приказы сверху и начавшего смутно подозревать, что он творил какое-то явное "не то" только под влиянием недоедания и доходчивыми аргументами вшей, которые особенно любят приводить их отступающим или надолго забуксовавшим.

И вот с одной стороны я читаю историю о том, как винтик военной машины вновь чувствует движение разума и гуманизма в своей черепной коробке, а голос крови внучки тех, кто встретил и проводил таких вот Эрнстов на выход, шепчет: "Они получили своё, они получили то, за чем пришли, они обрекли не только себя, но и поколения Эрнстов после на долгие годы "платить и каяться, каяться и платить.."

И даже финал, эта отчаянная попытка искупить и хоть как-то уйти от чувства неизбывной вины, и гибель во имя искупления, для меня просто окончание истории о человеке, наделавшем фатальных ошибок и павшем под их грузом и грузом ответственности за содеянное ранее. У него просто не было другого выхода, или Ремарк не понимал, как об этом писать, а когда писатель не знает, что делать со своим героем дальше, от либо его счастливо женит, либо отправляет в небытие.

Собственно, за эту книгу Ремарка в послевоенной Германии очень не жаловали.

Его вообще не любили в Германии: после взлета на крыльях славы в 1929, когда он стал автором одной из самых пронзительных книг об опаленных Первой мировой, всемирного признания, начиная с 1933 года, когда главный ценитель культуры и искусств Германии объяснил нации, что всё, написанное Ремарком - декаданс и разложение, верные сыны и дочери Германии его дружно отвергли. Тем более, что вестник тогдашних истин, газета Völkischer Beobachter утверждала, что его настоящее имя Крамер (если прочитать «Ремарк» наоборот) и что он ... совсем ни разу не немец, а еврей.

Ремарк во время Первой мировой
Ремарк во время Первой мировой

Родина не приняла его даже после проведенной союзниками денацификации - хотя некоторые в Германии его и в 30-е, и позднее считали "совестью и голосом немцев", но это было абсолютное ничего не решающее меньшинство, склонное ко всяким рефлексиям.

А в 1933 году, когда друг шепнул барону Ремаку (популярный и состоятельный писатель не смог отказать себе в причуде и купил права на баронский титул у поиздержавшегося аристократа) что-то вроде "тикай с городу, тоби...... ", он сел в машину и на максимально возможной скорости переместился в нейтральную Швейцарию, откуда, собственно, и наблюдал дальнейшие взлет и падение тысячелетнего Рейха. В знак признания его таланта и заслуг Германия в том же 1933 лишила Ремарка гражданства.

И только много лет спустя, много-много лет спустя, уже после того, как до немцев окончательно довели, что они натворили и насколько виноваты, они начали вновь гордиться Ремарком, тем более, что его книги разлетелись по миру на цитаты, а Гете хоть и велик, но гораздо менее современен.

Но он-то всегда это знал..

... человека начинают ценить лишь тогда, когда его больше нет.
Тени в раю

НепоДзензурное традиционно тут:

https://vk.com/public199851025

или тут

https://old-venefica.livejournal.com/

и Телега, которая не скрипит и едет

https://t.me/joinchat/ijFlXa8yUpxmN2Qy

Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях