В деревнях до революции единственным и наиболее важным методом лечения оставалась традиционная медицина. Знахари пользовали своих соседей травяными настоями, сборами, специальными колдовскими и религиозными ритуальными практиками.
В нашем сегодняшнем материале мы расскажем о том, как справлялись с психическими заболеваниями до появления психиатрии и чем, по мнению наших предков, объяснялись те или иные душевные расстройства.
В чем причина психических болезней?
Информация о методиках борьбы с теми или иными психическими расстройствами дошла до нас благодаря устному творчеству, скрупулёзно собранному этнографами, летописным источникам, памятникам литературы, старинным травникам и лечебникам. Тут нашлось место специфическим рецептам и методикам борьбы с головными болями, параличом, расстройствами сна, эпилептическими припадками и великим многообразием других проблем.
Те, кто страдал ими, считались порчеными – жертвами наведения порчи. В это понятие включались различные «заклинания», налагаемые как на человека, так и на вещи, скот, места или даже явления. В народе так называли психбольных, наиболее распространённых «на селе» — кликуш, истериков и эпилептиков, страдающих неврастеническими расстройствами. А, коль скоро в качестве причины болезни называли колдовство, то и лечить его следовало аналогичными методами. И помочь тут должен был колдун или знахарка, а не врач.
Бытовало убеждение, что порча – следствие колдовства или дурного глаза, причём даже не всегда злонамеренного. Такие «проклятья» называли озык. Наиболее способными, обладающими максимальным шансом сглазить считали людей с тёмным или чёрными глазами, что считалось признаком сродства с нечистыми силами.
Другая ситуация – чёрная магия, к которой прибегали колдуны, ведьмы и прочие специалисты. Это могло быть следствием причинённой обиды, ненависти, в рамках товарно-денежных отношений. Колдун заселял в человеческое тело беса, что и вызывало безумие, эпилепсию или депрессию. Больной человек мог узнать, что стал жертвой порчи, самостоятельно или от соседей.
Изурочение
Порчу можно было нанести через принадлежащее человеку имущество. Чаще всего для этого использовали одежду или нижнее бельё, веревку с узелком или амулеты, куколки. Очень часто это могло быть яйцо, свёрток с одеждой, завязанная узелком солома, иногда – платок головной или шейный, носимые украшения. Если ты поднимешь такой предмет или случайно до него дотронешься – пиши пропало.
Чаще всего речь шла о болезни, нередко – тяжелой или даже смертельной. В более сложных случаях человек начинал вести себя особым образом – впадал в тоску (депрессию, если по-нашему), начинал кричать или говорить странными голосами.
Ещё можно было взять одежду, которую ранее носил больной человек, развесить её в лесу, чтобы перенести болячку на дерево или бедолагу, которому не повезёт найти предмет. Был способ избавиться от порчи: вернуть вещицу на прежнее место. После этого болезнь должна была отступить.
Ещё одним способом изурочения, или наведения порчи, были ковы (колдовство) на след: человеческий отпечаток на земле, снегу или где-либо ещё. Приглашённый колдун изымал землю с места и производил с ним определённые манипуляции. Таким образом можно было лишить человека разума, увести из дома супруга, проклясть детей или любых других домочадцев. Порча «на след» не могла быть снята без помощи «специалиста» узкого профиля.
Лечение сглаза и порчи
Жертву порчи можно было излечить при помощи знахаря, знахарки или более сведущего колдуна, обладавшего большей силой. Учили этих специалистов устно, нередко знания передавали от отца к сыну или в рамках одной семьи, но по другой линии.
Сельские жители не верили медикам и нередко отказывались от их услуг даже когда возможность обратиться присутствовала. Бытовало убеждение, что лечить нутряные болезни им доверить ещё можно, но нет смысла пить обезболивающие средства «от головы», коль скоро препарат неизбежно попадёт в живот, что весьма далеко от проблемной зоны.
Знахари – дело другое. Сведущий человек проводил расследование, в результате которого мог выяснить причины и предпосылки возникшего заболевания, чтобы понять источник: сглаз, порча, одержимость нечистой силой или что-то ещё. В случае, если путём опроса выяснить причину не удавалось, на помощь приходило колдовство.
От первопричины расстройства зависело многое, прежде всего – способы лечения и предметы, которые надлежит использовать при проведении очистительного ритуала. Это могла быть вода или земля, зеркала, свечи, различные минералы или вещи жертвы магии. Очень популярным средством была «заговорённая» вода, над которой в рамках специальных ритуалов проводились чтения определённых колдовских формул. Ещё одним способом избавиться от болезни был испуг: удар, громкий и неожиданный вскрик или звук мог заставить беса покинуть тело человека. До наших дней так продолжают иногда пытаться «лечить» икоту.
Колдовские практики были локализованы по месту: около печки в доме или в бане. После завершения утомлённый манипуляциями человек обычно засыпал, и в ряде случаев, проснувшись вновь, чувствовал положительную динамику, что было однозначным свидетельством успешности магических практик.
Меры по борьбе с эпилепсией
Болезни психические в медицинских «учебниках» того времени – травниках и целебниках, а также художественной литературе – звались «изумлением», «умовредием» или «скудоумием», а страдающих ими людей могли звать «убогими», «бесноватыми» или «дурными».
В разные исторические периоды к таким людям было разное отношение. Когда-то их считали одержимыми нечистой силой и даже преследовали, а в другие временные периоды считали своеобразными посредниками между человечеством и Господом Богом. В ряде регионов полагали, что нервнобольные люди находятся под контролем Диавола или бесов. В других – что заболевание связано с нарушением бытовавших в ту пору запретов на определённые действия, а наиболее эффективным способом противодействия таким болячкам считалась молитва об исцелении правильному святому.
Эпилепсию тогда называли падучей. Считалось, что во время припадка страдающий ей человек проваливался, «падал» в другой мир. Где-то полагали, что это связано с тем, что внутри нашлось место для долговременного «поселения» нечистой силы, и припадки — следствие борьбы души человека с непрошенными гостями. А на юго-востоке и вдоль границы с Украиной полагали, что заразиться можно, просто дыша с больным человеком одним воздухом или в результате прикосновения.
Эффективными мерами были специальные ритуальные практики с использованием предметов обихода, одежды, белья. К примеру, можно было вывернуть на изнаночную сторону нательную рубашку, закопать её под камнем или изорвать. Но это не помогало, если не сопровождалось чтением определённых заговоров. Разумеется, было и медикаментозное лечение: действенным средством против падучей, мигреней и других расстройств считали отвары и настойки полыни (к слову, вызывающие галлюцинации из-за содержащегося в растении туйона).
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Почему американцы пытаются стать как можно беднее к пенсии — и получают от этого выгоду
✅ Вырваны из контекста: знаменитые фразы, которые значат совсем не то, что вы привыкли думать
✅ Сколько может заработать оленевод на Крайнем Севере?
#история #здоровье #медицина #россия #технологии #культура #интересные факты #психология #саморазвитие #мотивация