Найти в Дзене
GetFinance

Что такое оферта? Повышаем финансовую грамотность

Оглавление

"Предложение не является офертой", "предложение носит информационный характер": такие фразы часто фигурируют в рекламе финансовых услуг - кредитов, лизинга, ипотеки. Что это означает?

Оферта: что это такое, для чего используется

Любое сотрудничество начинается с того, что один потенциальный контрагент предлагает другому потенциальному контрагенту какие-то условия, а тот решает - принять их или отказаться.

Если условия четко обозначены и сторона, которая выдвинула предложение, готова заключить контракт, если вторая согласится, то такое предложение будет называться офертой. Сторонами сделки может быть кто угодно: физические лица, государство и бизнес, государство и резидент или нерезидент, две коммерческих (или некоммерческих) компании, бизнес и частное лицо и т.д.

Согласно ст. 435 ГК РФ, «офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение».

Что должно содержаться в оферте, чтобы оферта стала офертой?

Оферта должна в обязательном порядке содержать существенные условия будущего договора:

  • Предмет и суть сделки. То есть описывается товар (услуга, действие), в отношении которого предлагается сотрудничество, и условия, на которых объект договора можно получить).
  • Информация об участниках - причем такая, которая могла бы их с точностью идентифицировать (например, названия организации недостаточно - они могут совпадать у разных юрлиц, поэтому в оферте должен содержаться ИНН).
Если оферта предназначена конкретной группе лиц, то эту группу тоже нужно четко описать, иначе оферта будет действовать для любого, кто ее прочитал. Например, когда банк предлагает своим клиентам повышенные ставки по вкладу, то обязательно оговаривает в оферте, что она предназначена не любому человеку, а именно уже имеющему счет в этом банке.
  • Финансовые и иные важные параметры договора (цена товара или услуги, срок и процентная ставка для кредита, котировки акций на бирже и т.д.).

Заметим, что #оферта может быть как устной, так и письменной - на этот счет законодательство требований не выдвигает. А вот окончательное соглашение, как правило, заключается уже в бумажном (или электронном) виде, и в нем прописывается позиция не одной стороны (как в оферте), а двух.

Для того чтобы заключить договор на основании оферты, ее необходимо акцептовать - то есть получившая оферту сторона выражает согласие с условиями предложения.

Публичные и непубличные оферты

"Автор" оферты - это всегда конкретное лицо (частное, или коммерческая/некоммерческая организация, или учреждение). А вот направлена оферта, как уже отмечалось выше, может быть как одному лицу, так и широкому кругу.

По этому принципу оферты делят на публичные и непубличные:

  • Публичная оферта — это предложение заключить договор с любым, кто на это согласен. Практически все товары и услуги для населения продаются на основании публичных оферт. Продавец размещает товары на полке, прикрепляет ценник - этот ценник и есть публичная оферта. Любой покупатель может взять с полки товар и оплатить его на кассе (тем самым акцептовав публичную оферту). И даже если на кассе окажется, что ценник не соответствует действительности, ответственность ляжет на продавца - ведь он обязан продать товар по цене, которую сам же и указал в публичной оферте.
Меню в ресторане, объявление в газете об услугах репетитора или продаже детской коляски, выложенный на сайте компании прайс-лист - все это публичные оферты.
  • Непубличная оферта — это предложение о сотрудничестве на конкретных условиях конкретному лицу, и акцептовать его может только адресат.
Любое адресное #коммерческое предложение - это непубличная оферта. Ее создатель не обязан предлагать такие же условия другим потенциальным контрагентам (да и вообще не обязан с ними сотрудничать).

Чем рекламное предложение отличается от оферты

В бизнесе предложить - не значит обещать. Если озвученное предложение подается с оговоркой, что оно не является офертой, это значит, что гарантировать озвученные в рекламе условия вам никто не может и не будет. Цифры, которые вы услышали - ориентировочные (и реальные могут от них существенно отличаться), а решение будет приниматься индивидуально - возможно, с вами вообще не захотят вести работу.

Только когда вы получите официальную оферту о заключении договора, вы сможете узнать, на каких условиях контрагент готов с вами сотрудничать. После этого вы вправе акцептовать оферту и перейти к заключению договора либо отказаться от предложенных условий. После отказа можно перейти к переговорам и согласованию других условий или вообще не сотрудничать.

Важно! Если в рекламе не указано, что предложение носит информационный характер и не является публичной офертой, то предложение является публичной офертой! Разумеется, если предложение отвечает всем требованиям к офертам и четко описывает параметры сделки. Согласно ст. 11 ФЗ "О рекламе", такое предложение действует в течение 2 месяцев, если в рекламе не назван другой срок.

🟢

На факторинговой платформе GetFinance финансовые компании рассматривают заявку клиента и затем направляют ему в личный кабинет предложения-оферты, где четко указаны все условия финансирования: лимиты, ставки, сроки, дополнительные параметры. Клиент выбирает из полученных оферт наиболее подходящую и акцептует ее - заверяет электронной подписью, тем самым заключая договор факторинга на предложенных условиях. Подача заявки, подписание соглашений и выплата финансирования происходят в 100% онлайн-режиме.

🟢

Понравилась публикация? Ставьте лайки и подписывайтесь (кнопка в шапке профиля), чтобы не пропустить новые материалы!