Появление Фёдора Кузьмича
Осенью 1836 года в Сибири, в Пермской губернии, объявился человек, называвший себя Фёдором Кузьмичом. Он подъехал на телеге и попросил кузнеца подковать лошадь. Кузнец заподозрил неладное: на незнакомце была крестьянская одежда, но она никак не гармонировала с его манерами. Кроме того, на обычные вопросы кузнеца о цели путешествия отвечал уклончиво. В итоге подозрительного ездока задержали и передали властям. На допросе он назвал себя крестьянином Федором Кузьмичом, но вскоре отказался от дальнейших показаний и объявил себя не помнящим родства бродягой. Он был осужден, как бывало в таких случаях, за бродяжничество к 20 ударам плетями и сослан в Томскую губернию. Там он жил уединенно, получил известность как ревнитель церковного благочестия, за что был почитаем среди местного населения.
Рост его был выше среднего, плечи широкие, сутуловат, высокая грудь, глаза голубые, черты лица чрезвычайно правильные и красивые, лысоват, глух на одно ухо, имел привычку закладывать левую руку за пояс, а правую прижимать к сердцу. По всему было видно его непросто народное происхождение — он прекрасно знал иностранные языки, отличался благородством осанки и манер и так далее. К тому же было заметно и сходство его с покойным императором Александром I (это отмечали, например, камер-лакеи).
Очевидцы свидетельствуют, что старец проявлял прекрасное знание петербургской придворной жизни и этикета, а также событий конца XVIII — начала XIX столетия, знал всех государственных деятелей того периода. При этом он никогда не упоминал о императоре Павле и не касался характеристики Александра I.
Старец часто вспоминал войну 1812 г., ход сражений описывал, словно боевой офицер. Рассказывал, как император Александр I молился перед мощами Сергия Радонежского и услышал голос, призывающий доверить Кутузову истребление неприятеля. И кто знает: пересказывал благословенный старец одну из народных легенд, или сам Александр Благословенный делился с крестьянами своими душевными терзаниями?
Томский краевед И. Чистяков, лично знавший Федора Кузьмича, писал: «Рассказывал он, что, когда Александр I в 1814 г. въезжал в Париж, под ноги его лошадей постилали шелковые платки и материи, а дамы бросали на дорогу цветы и букеты; что Александру это было очень приятно; во время этого въезда граф Меттерних ехал справа от Александра и имел под собой на седле подушку».
Многовато точных деталей и подробностей для простой легенды.
В 1859 году Федор Кузьмич заболел довольно серьезно, и тогда Хромов обратился к нему с вопросом: не откроет ли он свое настоящее имя?
— Нет, это не может быть открыто никому, об этом меня просил преосвященный Иннокентий и Афанасий, и я им то же сказал, что говорю тебе, панок.
Нечто подобное старец сказал и своему исповеднику:
— Если бы я на исповеди не сказал про себя правды, небо удивилось бы; если же бы ж сказал, кто я, удивилась бы земля.
Утром 20 января 1864 года Хромов в очередной раз пришел проведать тяжело хворавшего Федора Кузьмича. В то время старец жил в келье, выстроенной специально для него около дома Хромова. Видя, что жизнь в Федоре Кузьмича угасает, Хромов просил благословить его.
— Господь тебя благословит и меня благослови,— ответил старец.
— Объяви хотя имя своего ангела,—попросила жена купца, на что он ответил: — Это Бог знает.
Вечером Федор Кузьмич скончался. Перед смертью старец оставил две странные записки с зашифрованным текстом. Его пытались дешифровать, толковали на все лады.
На могилу старца, по слухам, приходили великие князья, будущие императоры – Александр II и Николай II.
Графологическая экспертиза
Первая графологическая экспертиза была проведена в конце XIX века, которая сравнила рукописи Александра I и записи старца Фёдора Кузьмича. Графологи пришли к выводу, что тот и другой текст был написан одной рукой- рукой императора.
Современная экспертиза, которая прошла в 2015 году, также показала положительный ответ. Вот мнение одного из графологов:
«У меня сложилось четкое представление, что это одно и то же лицо. Доминанты и буквенные конструкты почерков идентичны. Когда ему было 24 года, эти приметы и доминанты были так изображены, что, когда старцу было 80 лет, они были и по размеру даже те же. Графология с высокой вероятностью позволяет утверждать, что это один и тот же человек», - заявила президент Русского графологического общества Светлана Семенова на пресс-конференции в Томске.
Пустой саркофаг-аргумент «за» или «против»?
В царствование Александра III могила была вскрыта, но саркофаг обрели пустым. А в 1919 году подвергавшие все и вся ревизии большевики также вскрывали гроб в поисках сокровищ царской семьи, после чего пустили слух, что тела самодержца нет.
Сторонники, которые верят во всё, что подтверждает, что старец – это император, приводят еще один "убийственный" аргумент. В 1921 году большевики вскрыли гробницы императоров в Петропавловском соборе. И якобы гроб Александра I оказался пустым. А тут еще графологи говорят, что почерки Александра I и старца Федора идентичны. Тут следует заметить, что могилу Александра I в те революционные времена вскрывали не ученые, а мародеры, рыскавшие в поисках сокровищ.
В данном вопросе я придерживаюсь мнения историков, которые подтверждали, что император дожил до 1864 года. Почему именно к ним примыкаю? Потому что много внешних сходств (рост, цвет глаз, телосложение, черты лица), хорошо обучен старец для своего сословия, смерть императора странная. Трагическая история в Михайловском замке могла стать толчком возникновения у Александра I идеи об искуплении, быть может, невольного греха.Грех, который преследовал его всю жизнь назывался отцеубийством. Также были проведены экспертизы, подтверждающие, что они были одним человеком.
Выводы
Таким образом, смерть российского императора по-прежнему остается тайной за семью замками. Идентичность Фёдора Кузьмича и Александра I не доказана и не опровергнута до сих пор. Возможно из-за одного любопытного факта: ученые еще в 1960-х годах обращались в правительство СССР с просьбой обследовать царские гробницы в Петропавловской крепости, но разрешения не получили. Позже они ходатайствовали уже перед правительством России, но тоже безуспешно…
Конечно, в этой истории с Александром I Благословенным больше вопросов, чем ответов. Но картинка сама сходится, волей-неволей приводит к одному выводу: император не умер, а удалился из шумного и суетного Петербурга, чтобы посвятить себя духовному самоочищению. Данный факт заставляет хорошенько задуматься о глубине человеческой души. Но всё же многие экспертизы не были проведены. Они вполне могли бы поставить точку в этой легенде, но может неизвестность истины этого факта лучше?
В истории много подобных загадочных ситуаций и, к сожалению, мало на них ответов. Но без этого история не была бы столь увлекательной наукой и манящей к себе исследователей из разных сфер и стран.
Источники
1. Барятинский В.В. Царственный мистик : (Император Александр I-й и старец Феодор Козьмич) / В. В. Барятинский. - 2-е изд. - [СПб. : Прометей, 1913]. - 144 с., 2 л. портр., 2 л. факс.
2. Курукин И.В., Шестаков В.А., Чернова М.Н., Клоков В.А. История универсальный справочник//Внутренняя политика Александра I.-Москва: Эксмо, 2017.- 432 с. 152,с.156, с.158.
3. Русский биографический словарь: Аарон — император Александр II / Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцова. — Санкт-Петербург: тип. И. Н. Скороходова, 1896 [4]. — Т. 1. — с. 141-384.
4. Соловьев В.М. История России для детей и взрослых//Александр I.-Москва: ООО «Белый город».- с.219.
5. H. K. Шильдер "Император Александр I, его жизнь и царствование" - СПб., 1897 - 1898, 4 тома.
6. . https://ria.ru/20180201/1513694759.html
7. https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=1013
#александр i #императорская семья #загадка истории #миф #федор кузьмич #романовы