Найти в Дзене
Индустриальный турист

Архитектор Каценеленбоген: от модерна к неоклассике - от Петербурга до Самары!

Оглавление

Архитектор Каценеленбоген - это яркий пример того, как личность человека постепенно стирается из истории, оставляя по итогу лишь труды его работы, а именно созданные им памятники архитектуры.

Про Николая Каценеленбогена известно мало - в открытых источниках о нём пишут буквально в двух словах. Это кажется мне совершенно несправедливым: Николай Давидович был талантливым и очень интересным архитектором, да ещё и с нелёгкой судьбой - судя по тому, что мне удалось выяснить в ходе долгих поисков хотя бы какой-нибудь информации о его жизни.

Творчество Николая Каценеленбогена слабо изучено, и я хотел бы попробовать хоть как-то это исправить: сегодня я с удовольствием поделюсь вами всем тем, что мне удалось найти, а также покажу вам главные творения Каценеленбогена, которые мне удалось запечатлеть на свой фотоаппарат!

Биография

Николай Давидович Каценеленбоген родился в 1879 году в городе Поневеж (ныне Паневежис, Литва) в еврейской семье. Его отец - Арон-Давид Шеймович (Давид Иосифович) Каценеленбоген, был дантистом (хотя в своей автобиографии, написанной в советские годы, Николай Давидович называет отца "учителем местного училища").

Начальное образование Каценеленбоген получил в Двинском реальном училище, которое он окончил в 1899 году, после чего отправился в Петербург, где поступил в Институт Гражданских инженеров, который он успешно окончил в 1904 году, получив диплом, а вместе с ним и звание гражданского инженера с правом на чин 10 класса при поступлении на государственную службу, которое позволяло ему вести самостоятельную архитектурную деятельность.

Первым местом работы Николая Давидовича стала лаборатория профессора Эвальда, из которой он вскоре ушёл ради должности земского инженера в городе Ямбург (ныне Кингисепп). Получив некоторый опыт в провинции, Каценеленбоген вернулся в Петербург - и в 1906 году в Северной столице появились первые творения Николая Давидовича! В 1907 году Николай Каценеленбоген был избран в действительные члены Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов. На промежуток с 1906 по 1914 годы приходится основная архитектурная деятельность Каценеленбогена, о который мы с вами и будем говорить в этой статье.

В остальном же биография Николая Давидовича туманна: единственное, что я смог найти - это краткая автобиографическая справка Каценеленбогена, приведённая им в 1940 году. Дальнейшие тезисы из биографии зодчего я взял именно оттуда (информацию я получил из группы СамГТУ - университета, в котором некоторое время преподавал Николай Давидович). Очень надеюсь на достоверность этого документа, так как других источников информации мне найти не удалось.

После начала Первой Мировой войны спрос на архитекторов упал до нуля, и Каценеленбоген был вынужден податься в инженеры: он работал над строительством коммуникаций, а также над возведением железных дорог. Во время Октябрьской революции Каценеленбоген подвергся аресту, но вскоре был освобожден из-за отсутствие состава преступления.

В дальнейшем Николай Давидович продолжал трудиться на благо страны: сначала он работал в Новгороде (на нужды местных заводов), позднее вернулся в Ленинград, где устроился штатным инженером при фабрике "Скороход", для которой он строил склады, гаражи и прочие промышленные сооружения. Позднее Каценеленбоген перешёл в сферу электропромышленности, где тоже работал над строительством и модернизацией фабрик и заводов - не только в Ленинграде, но и по всей центральной России!

В 1930 году Николая Каценеленбогена снова арестовали - на этот момент он занимал довольно высокую должность заместителя председателя НТС электропромышленности, что вовсе не защитило его от несправедливых обвинений (а, быть может, и наоборот - навело на него эти обвинения). Благо этот арест тоже продлился недолго, и спустя полгода ссылки в город Риддер (Казахстан), Николай Давидович вернулся в Ленинград, где снова занял высокую должность - на этот раз заместителя главного инженера Невдубстроя.

Третий арест застал Николая Давидовича на должности инженера Гипроводтранса - и снова надуманное обвинение, и снова ссылка, но теперь хотя бы в крупный и стремительно развивающийся город Куйбышев. Здесь и закончился путь Николая Каценеленбогена - в Ленинград он более не возвращался. В Куйбышеве он построил несколько зданий, самым выдающимся из которых стал театр оперы и балета (в соавторстве с Ноем Троцким). Также в Куйбышеве Николай Давидович впервые полноценно занялся педагогической деятельностью: он преподавал в КИСИ, где дослужился до звания доцента и заведующего архитектурной кафедрой.

К сожалению, мне так и не удалось выяснить причины арестов Николая Давидовича. Вероятно, всему виной был высокий статус Каценеленбогена - всё-таки до революции он жил небедно, и, как и любой успешный архитектор Петербурга тех лет, относился скорее к "высшему обществу". По всей видимости, именно поэтому в советское время ему пришлось нелегко - благо до реального тюремного заключения дело так и не дошло.

Умер Николай Давидович в 1943 году - в возрасте 64 лет. Место его захоронения неизвестно.

Также хочется сказать пару слов о младшей сестре Николай Давидовича - Тамаре Каценеленбоген. Она, как ни странно, пошла по стопам своего брата, что было невероятно трудно для женщины того времени: до революции она отучилась на курсах Политехнического женского института, а в 1923 году повысила свою квалификацию в Академии Художеств, став полноценным архитектором!

Тамара Давыдовна подарила нашему городу несколько знаковых построек (Кондратьевский и Батенинский жилмассивы, несколько зданий школ конца 1930-х годов и т.д.), которые она создавала в соавторстве с главными мастерами ленинградского конструктивизма - Георгием Симоновым и Ноем Троцким. Забавно, что с Ноем Абрамовичем в разное время работали и Николай, и Тамара Каценеленбоген - сложно сказать, кто из них кого познакомил, но факт остаётся фактом!

Впрочем, сегодняшняя статья посвящена именно Николаю Каценеленбогену - о творчестве Тамары Давыдовны мы поговорим в другой раз.

Доходный дом Алексеева

Дата постройки: 1906 год
Адрес: Малый проспект Петроградской стороны, 21, Мончегорская улица, 8

Трудно выделить первую постройку Николая Каценеленбогена, так как в 1906 году им было построено сразу пять зданий, и в каком порядке Николай Давидович работал над ними - нам доподлинно неизвестно. Поэтому предлагаю опустить хронологические тонкости, и поговорить о трёх постройках 1906 года в порядке возрастания их художественной интересности.

Доходный дом Алексеева располагается в том месте, где Малый проспект Петроградской стороны совершает причудливый изгиб под углом в 90 градусов. Благодаря этой особенности здание хорошо просматривается сразу с нескольких ракурсов, что позволяет подробно изучить все детали его фасада.

Впрочем, деталей здесь не так уж и много: симметричный фасад визуально разделён на три части: две боковые и одна главная, центральная - её выделяют два ряда балкончиков-лоджий, похожих на эркеры (будто бы у эркера вырезали центральную часть, оставив лишь боковые простенки). Этот необычный приём сразу даёт нам понять, что Николай Каценеленбоген был зодчим с богатой фантазией!

-2

Замыкает же центральное звено фасада фронтон с небольшой декоративной вставкой и ломанным изгибом карниза. Во всём остальном же фасад абсолютно типичен: стены покрыты шубой-штукатуркой, и только в центре дома архитектор поместил небольшой участок с плиткой-кабанчиком (имитация кирпичной кладки).

-3

На моих фотографиях дом Алексеева выглядит печально, однако в 2024 году дом был капитально отремонтирован, и его фасадам вернули былую красоту: штукатурку отмыли и обновили, а на фасад вернулись некоторые декоративные украшения - впрочем, всё равно весьма скромные.

В будущем постараюсь дополнить эту статью свежим фото, ну а пока что ограничусь этой небольшой ретроспективой.

Доходный дом Дерещевых

Дата постройки: 1906 год
Адрес: Малый проспект Петроградской стороны, 70, Полозова улица, 18

Второй постройкой 1906 года стал доходный дом Дерещевых, построенный архитектором на всё том же Малом проспекте Петроградской стороны, но в другой его части - поближе к "сердцу" района, коим, на мой взгляд, является Каменноостровский проспект.

-4

В отличии от дома Алексеева, фасадам доходного дома Дерещевых Николай Давидович уделил достаточно внимания: особенно мне импонируют растительные вставки на щипцах! Впрочем, украшений здесь всё равно не так много: Каценеленбоген в целом никогда не перенасыщал фасады своих зданий декором - и далее вы в этом ещё убедитесь.

-5

Внимание к фасадам своего детища Каценеленбоген проявил не только в виде украшений - стоит также обратить и на удачную работу с композицией: Николай Давидович членил фасады и по вертикали (с помощью лепных простенков и ряда светлой плитки), и по горизонтали (окна второго и третьего этажей объединены попарно).

-6

Доходный дом Дерещевых не сильно выделяется среди окружающей его застройки - это просто качественный "средовой" дом. Однако не стоит его недооценивать - из таких вот домов и строится любимый нами единый облик дореволюционного Петербурга!

-7

Доходный дом Бойцова

Дата постройки: 1906 год
Адрес: Митавский переулок, 3

Главным творением Каценеленбогена в его дебютный год стал доходный дом Бойцова - один из самых необычных домов Петербурга той эпохи! И вот что удивительно: сам фасад дома Бойцова не то чтобы сильно оригинален - нет, его красота и особенность заключается в том месте, на котором он находится, и в том, как архитектор сумел вписать его в облик Митавского переулка!

Контекст заключается в том, что Митавский переулок - это крохотная дорога, отходящая от достаточно крупной улицы Восстания. И, как и в случае с Малым проспектом, Митавский переулок совершает изгиб на 90 градусов. И вот на месте этого изгиба, прямо в перспективе переулка Каценеленбоген возводит дом Бойцова - и он намеренно делает его длинным, но узким, чтобы весь фасад здания идеально вписался в эту самую перспективу!

-8

И ведь вся прелесть дома Бойцова заключается именно что в удачной композиции фасада: участок, на котором был возведён доходный дом, не такой уж и узкий - в отличии от самого переулка, считающегося самым узким в Петербурге!

Дом Бойцова на Яндекс картах
Дом Бойцова на Яндекс картах

Каценеленбоген решает оставить незастроенной красную линию, так как в этом месте ширина дороги не превышает и пяти метров. Разумеется, продолжать многоэтажный корпус вдоль узкого переулка не было смысла (да и градостроительные нормы не позволили бы), поэтому Николай Давидович убрал вторую часть дома вглубь участка.

-10

В итоге получился то ли двор-курдонер (незамкнутый до конца), то ли открытый двор колодец. Впрочем задний корпус и выглядит не то чтобы дворым - его фасадам Николай Давидович тоже уделил достаточно внимания.

К таким вот хитростям пришлось прибегнуть Каценеленбогену для того, чтобы возвести на этом сложном участке доходный дом. Тем забавнее осознавать, что Николай Давидович построил сразу два дома на изгибе улицы за год - правда в случае с домом Алексеева задача перед ним стояла куда более простая.

-11

Вернёмся к центральному фасаду, и изучим его более подробно. Здесь нам снова встречаются те же детали, что мы видели с вами ранее: сразу в глаза бросается характерная плитка - излюбленный приём Каценеленбогена! Туда же можно добавить и лепной венок на одном из щипцов - ещё одна деталь, которая неоднократно встречается в работах Николая Давидовича, и которая выдаёт его пристрастие к классической архитектуре!

-12

Центральный фасад дома Бойцова тоже неоднороден: левая часть здания выше правой - её квадратный щипец возвышается над карнизом дома, тем самым визуально подчёркивая трёхгранный эркер, который, к слову, тоже достаточно оригинален - на боковых гранях размещены окна, тогда как центральная часть "глухая".

-13

В общем и целом, дом Бойцова - прекрасный памятник архитектуры модерна, отражающий в себе и декоративное богатство, и богатство воображения зодчего, сумевшего создать такую необычную и при этом вполне функциональную композицию.

-14

Кстати, долгое время доходный дом Бойцова был в ужасном состоянии. Но несколько лет назад его тоже отреставрировали, вернув ему былую красоту!

Доходный дом Дейчмана

Дата постройки: 1908 год
Адрес: улица Жуковского, 31

Одна из самых выразительных и интересных работ Николая Каценеленбогена - доходный дом Дейчмана, построенный в 1908 году на улице Жуковского по заказу инженера путей сообщения С.М. Дейчмана. Это здание - прекрасный пример тонкой работы Николая Давидовича, в которой он детально прорисовал каждую мелочь, уделив внимание как общей композиции здания и его формам, так и облицовке и декору его фасада.

-15

Для начала хочется отметить, что дом Дейчмана - это пример очень удачного дополнения уже существующего ансамбля: дело в том, что четырьмя годами ранее, на соседнем участке архитектор Горленский выстроил на собственные средства доходный дом, отличительными чертами которого стала вертикальная ориентированность и выразительный эркер, а также чёткое деление фасада на зоны - низ убран в кладку под камень, верх оштукатурен.

Николай Давидович решил сделать так, чтобы его постройка идеально сочеталась с соседом - поэтому дом Дейчмана в общих чертах схож со своим соседом, но всё же сделан он с куда большим творческим воображением!

-16

Если говорить о формах здания, то тут сразу же бросаются в глаза эркеры. Хотя правильнее сказать - в глаза бросается один эркер, тогда как другой архитектор намеренно "спрятал" от зрителя, дабы предоставить ему возможность сделать для себя открытие при более детальном рассмотрении фасада. Если правый эркер трёхгранный и выразительный, то эркер в левой части дома едва заметен - он лишь слегка выпирает из общей массы здания, играя роль этакой "выпуклости", небольшой волны, прошедшей по фасаду!

-17

И эта лёгкая "волнистость" фасада - очень оригинальный приём, который едва ли можно встретить в других постройках Санкт-Петербурга!

-18

Ну и, разумеется, отдельного внимания заслуживает облицовка. Нижняя часть дома, как и у соседней постройки, убрана в камень - только в данном случае он помещён на фасад в неотёсанных формах, что придаёт зданию северное настроение. Выше располагаются этажи с облицовкой плиткой-кабанчиком белого цвета - немного напоминает "санитарный модерн" архитектора Мельцера.

Ну а завершает композицию квадратная глазурованная плитка, которой Каценеленбоген выделил верхнюю часть дома, а также щипец, венчающий один из эркеров.

-19

Стоит отметить, что дом Дейчмана отличается идеальной прорисовкой деталей: каждый сандрик, каждый простенок выполнен в единой стилистике "под камень". Такой щепетильностью к деталям может похвастаться далеко не каждый мастер северного модерна. Тем удивительнее, что в дальнейшем Каценеленбоген оставил модерн, предпочтя ему другой стиль...

-20

Доходный дом Перла

Дата постройки: 1910 год
Адрес: Рузовская улица, 9

В 1910-х годах Каценеленбоген отошёл от модерна в пользу классицизма. И самый яркий тому пример - доходный дом Перла, построенный Николаем Давидовичем в 1910 году на Рузовской улице.

Как же сильно поменялись предпочтения Каценеленбогена всего лишь за пару лет! Нет, конечно и раньше было видно, что Николай Давидович тяготел к классицизму, однако столь резкий переход от скромных и элегантных домиков в стиле модерн к строгому и монументальному классицизму - немного неожиданен!

-21

Думаю, что основное влияние здесь оказала мода: к 1910 году ретроспективизм плотно вошёл в архитектурную практику Северной столицы, в каком-то смысле сместив модерн. Вероятнее всего, Каценеленбоген был только рад таким изменениям: тогда как многие его коллеги продолжали работать в стиле модерн, Николай Давидович резко изменил курс своего творчества!

Обратимся к дому Перла. Что мы можем здесь видеть? Протяженный и полностью симметричный фасад с обилием полуколонн ионического ордера и строгой отделкой серыми крупными плитами. Сюда же можно добавить и декор, выраженный в виде барельефов в классическом стиле.

-22

Любопытно, что центральная часть фасада выделена небольшой колоннадой, которая очень уж напоминает то, что мы с вами уже видели ранее у дома Алексеева на Малом проспекте: только там эта композиция была скромной и слитной с плоскостью стены, здесь же на замену пилястрам пришли крупные полуколонны. То есть, стиль сменился, а композиционные идеи остались прежними - просто они получили более свободную и роскошную трактовку!

-23

Важно отметить, что именно в этом доме Каценеленбоген прожил целых двадцать лет: с 1911 по 1931 год. И если в советское время вопрос выбора квартир мог быть затруднителен, то до революции архитектор был волен сам выбирать себе место жительства - а значит Каценеленбоген искренно любил своё творение!

Доходный дом Берковского

Дата постройки: 1912-1913
Адрес: Съезжинская улица, 29, Татарский переулок, 7

Сменив стилистику своих работ, Каценеленбоген всё равно остался верен своему принципу - браться за тяжелые задачи и решать их неординарными способами! Именно такую задачу поставил перед зодчим помощник адвоката Берковский: он выделил ему в распоряжение участок треугольной формы, острый угол которого срезан небольшой площадью. Построить в таких условиях дом сложно, но можно - и Каценеленбоген наглядно это нам доказал!

Он решил свою постройку в форме трапеции, меньше основание которой обращено к перекрёстку, а ребра выходят на Съезжинскую улицу и Татарский переулок. Главное же основание должно было быть спрятано другим зданием, если бы его построили на соседнем участке "стена к стене". Однако новой постройки там так и не появилось - вместо неё образовался скверик со спортивной площадкой, так что брандмауер дома Берковского виден с улицы по сей день.

-24

Сложно сказать, какой фасад у этого здания считать главным. На мой взгляд, центральным звеном дома служит его угловая часть: она просматривается издалека, создавая удачную перспективу, а также украшена массивной колоннадой в три этажа высотой.

-25

Однако боковые фасады дома при внимательном осмотре оказываются не такими уж и боковыми: если фасад по Татарскому переулку состоит из чередования одинаковых эркеров (он представляет меньший интерес), то вот фасад по Съезжинской смотрится как отдельное цельное здание со своей композицией: две группы попарных эркеров и центральный ризалит, завершённый башней.

-26

Причём ризалит завершён тоже оригинально: он представлен в виде открытой площадки с квадратными подпорками-колоннами, держащими скатную кровлю башни, образующую своего рода козырёк.

-27

Что уж говорить про отдельные декоративные элементы вроде балкончика (единственного в своём роде), оформленного в виде небольшого портика с ионическими колоннами и классического фронтона. Казалось бы, малая деталь - но такая милая глазу!

-28

Дом Берковского - одна из самых зрелых и интересных работ Каценеленбогена, в которой он совместил все свои сильные стороны: умение работать на трудном участке, любовь к классицизму, выраженную, как минимум, в изысканном декоре, а также настоящий талант по созданию композиций, удачных как с точки зрения самого здания, так и со взгляда градостроителя!

Доходный дом Штерна

Дата постройки: 1913
Адрес: Гражданская улица, 16, Столярный переулок, 10

Одной из последних работ Каценеленбогена в Петербурге стал доходный дом Штерна, построенный им в 1913 году на пересечении Гражданской улицы и Столярного переулка. И в этот раз Каценеленбоген снова работает с так называемым классицизирующим модерном: декор и элементы от классики, однако композиция у здания явно всё ещё модерновая - как минимум за счёт нарочитой асимметрии.

-29

Часть здания со стороны Гражданской улицы примечательна дерзким нарушением симметрии: казалось бы, симметричная колоннада, идущая от первого этажа, убранного в натуральный камень, и до самого карниза, и обрамлённая по бокам трёхчастными щелями оконных проёмов. Ну типичный классицизм! Ан нет - смотрим на фасад дальше и видим, что он продолжается, и выглядит совсем иначе, нежели предыдущая часть здания.

-30

Кстати, декор у дома Штерна простенький: встречаются уже привычные нам классические элементы, но их тут мало и помещены они на просто отштукатуренную стену. Особая облицовка у дома Штерна только в основании - каменная кладка на первом этаже, что придаёт доходному дому эффект устойчивости и надёжности.

-31

И как бы в довершение ко всему прочему, Николай Давидович поместил перед парадным входом в здание крупную "пузатую" колонну. Она здесь как будто бы ни к месту, особенно учитывая тот факт, что она буквально мешает проходу жителей дома, и функциональной пользы от неё нет.

Каценеленбоген намеренно добавляет своей постройке гротескности, выделяя её из целого ряда обычных построек тех лет. Мне же здесь вспоминается другой выдающийся памятник классицизирующего модерна - дом Азовско-Донского коммерческого банка на Большой Морской авторства Лидваля: там тоже есть место гротескности, там тоже сочетаются два совершенно разных фасада - не удивительно, что у двух выдающихся построек в этом стиле так много точек пересечения!

-32

Театр оперы и балета в Самаре

Дата постройки: 1936-1938
Адрес: Самара, площадь Куйбышева, д. 1
Совместно с: Ноем Троцким

После революции 1917 года Каценеленбоген продолжал свою профессиональную деятельность, но в куда меньших масштабах: Николай Давидович всё меньше возводил памятники, и всё больше проектировал более типовую, простую архитектуру, на которую в те годы был спрос.

Исключением стала грандиозная работа Николая Каценеленбогена в Самаре, созданная им в соавторстве с выдающимся советским архитектором Ноем Троцким в Куйбышеве (Самара).

-33

До революции на этом месте располагался кафедральный собор Самары. Однако в начале 1930-х его снесли под предлогом строительства на этом месте клуба, но процесс затормозился, и планы поменялись - решили строить здесь театр оперы и балета. Конкурс на строительство выиграли ленинградские архитекторы Троцкий и Каценеленбоген.

Здание спроектировано в стилистике сталинского неоклассицизма: здесь Николай Давидович остался верен своим предпочтениям. Впрочем, отличия от его дореволюционного творчества видны невооружённым взглядом: никаких элементов модерна здесь нет и в помине - строгая, грубая и монументальная неоклассика.

-34

Боковые "фланги" здания украшены декоративными элементами в привычной для того времени стилистике: так сказать, аполлон советского времени - фигура и пропорция отсылают к греческой скульптуре, сюжеты же современные, с небольшим налётом пропаганды (в данном случае - пропаганды культуры).

-35

Интересно решена центральная часть здания: она возвышается над соседними объёмами буквально в два раза, что немного нарушает пропорциональную целостность постройки, делая её, одновременно с этим, оригинальной. Ну и колоннада, состоящая из спаренных колонн, завершающихся массивными пьедесталами.

В подобных необычных приёмах чувствуется рука мастера, который много лет до этого уже проектировал необычные здания, вызывающие живой интерес у зрителя. Вот и в Самаре (на тот момент - в Куйбышеве) Каценеленбоген спроектировал знаковую постройку - пускай и не без помощи своего талантливого коллеги Ноя Абрамовича Троцкого.

-36

И на этом я завершаю свой рассказ, посвящённый Николаю Каценеленбогену. Я постарался максимально подробно рассказать вам о творческом пути Николая Давидовича, и я очень надеюсь, что благодаря моей работе вы узнали для себя что-то новое.

Спасибо за внимание и до новых встреч на страницах моего канала!