Если убрать весь свет во вселенной, то цвета не будет. Ибо свет = цвет. Если исключить весь исторический опыт, то не будет смыслов цвета, с которыми мы живем и работаем.
Нам кажется, что цвета "вызывают" у нас чувства и эмоции, влияют на поступки, поэтому приписываем им некие значения. На самом деле чувства возникают в ответ на сложившиеся за тысячелетия существования культуры стереотипы значений.
На протяжении сотен лет наши предки связывали красный с кровью и жизнью. Где искать жизнь и ее энергию? В любви, например. От этой связи родилось несколько направлений смыслов. Во-первых, смыслы любви как творения жизни - любви телесной, сексуальности.
Во-вторых, любви милосердной, благой, жертвенной - в которой любящий готов отдать свою жизнь ради других (красный - мученичество Христа, борьба за свободу и пр.).
Эти два шаблона смыслов закрепились за красным цветом и вряд ли будут преодолены культурой в ее современном кризисном состоянии. Поэтому мы будем привычно считать красный либо цветом-афродизиаком, либо цветом-жертвой.
Конечно, для красного цвета существуют не только эти два пласта коннотаций. Имепраторы, цари, князья уважали его, проводя параллели с мощью божественного солнца, силой Бога. Красный для них - подтверждение их власти, того, что им дано свыше.
Красный ассоциировался с палачами - их компетенцией забирать жизнь по воле земных правителей (чья власть - длань Господня). Хотя тут, однако, надо оговориться: в действительности никаких красных масок палачи не носили. Вообще масок не было, так как должность палача не была анонимной. Все знали - кто палач, кто получает деньги из казны за эту работу. Но красной тканью могли обить эшафот, красными могли быть детали одежды палача.
В каждой эпохе, в каждой культуре были свои нюансы смыслов красного. Начали мы его рассматривать тут. Красный в Китае, Индии, Египте, Африке и Америке.
Теперь очередь русского красного
Символика цвета в нашей культуре отражает ее черты:
- соборность - стремление к коллективному жизнетворчеству;
- православие - понимаемое не как направление веры, а как идея для объединения людей;
- державность - гордость за страну и ее мощь;
- софийность - стремление понять и научить;
- правдоискательство - вечный поиск истины, добра и справедливости;
- мессианство - жертвенность и стремление помогать;
- философия страдания и пассивности - объясню попроще: любим ныть и жаловаться, но ничего не предпринимаем для исправления ситуации.
Эти характеристики культуры в смыслах, приписываемых цветам. Понять их можно приглядевшись к обозначениям палитры в языке: «побелел от страха», «покраснел от стыда», «позеленел от злости», «пожелтел от зависти», «почернел от горя».
Наиболее значимыми цветами отечественного культурного цветоряда считались белый и красный.Поговорка «Сказанное слово – белое серебро, сбереженное – красное золото» маркирует уважительное отношение к ним.
Красный цвет дан в этимологии слов «красить», «краски», «украшать», «красный», «красивый»: красное солнышко, красная площадь, красный угол, красное крыльцо, красный товар, красноречие, красна девица и пр. Красный = ценный: червонный, червень (июль), червонец, червонное золото, червонные казаки, Червонная Русь (бывшее Галицкое княжество) и т. д.
В ходе историко-культурного развития красному добавились значения, выражающие отношение человека к ценностям: красоте, великодушию, мужеству, семье. Поэтому появились лексемы "красны девицы", прозвище Владимира Святославовича - "Красно Солнышко", название главной площади государства - Красная и др.
Традиционная древнерусская символика красного дошла до нашего времени в виде орнаментов одежды, оберегов, в качестве художественных образов и литературного инструментария былин, легенд, пословиц и поговорок.
Основой смыслов красного в отечественной культуре была традиционная для древних культур символика жизненных сил, солнца и крови.
Энергия жизни была частью картины мира. Такое понимание ложилось в основу образов мифов, культов и ритуалов: персонажи, декор и атрибуты были красными. Самым известным из них является жар-птица (отечественный аналог китайского феникса), несущая благополучие, удачу, символизирующая бесконечность жизни.
Также, поднесенное в дар красное яйцо на праздник весны – Красную горку – служило пожеланием жизни и плодородия ( позднее эта символика ушла в пасхальную христианскую традицию).
Этим цветом чертили защитные магические круги, делали амулеты и обереги.
Красный был символом любви и преобразования. Поэтому в сказках волшебные артефакты имели этот цвет.
Полярно красный использовался в образах отрицательных мифо-религиозных персонажей – бесов, ведьм и русалок.
Из культов солярных богов (и мужского создающего начала), богов огня, фундаментальные значения красного были перенесены в повседневную жизнь - украшения, одежду, декор. Молодые девушки, парни, готовые к браку, предпочитали носить красные одежды и аксессуары. В некоторых русских поселениях красное носили и замужние как здоровые, готовые к продолжению рода.
Пигмент красного получали при помощи смешивания охры, маренового корня и железняка.
Следующий пост о красном цвете в античности.