Трудовую деятельность начал в Железноводске на самых различных работах: переписчиком, библиотекарем, младшим милиционером. После окончания Саратовского сельскохозяйственного института в 1930 году Алексей Александрович работал агрономом в Поволжье, Грузии, Кабардино-Балкарии, а с 1934 года - зоотехником в колхозах Карачаевской автономной области.
Окончил Саратовский сельскохозяйственный институт. Работал агрономом в Поволжье, Грузии, Кабардино-Балкарии, а с 1934 года - зоотехником в колхозах Карачаевской автономной области.
В 1935 году в Теберде создается заповедник. Алексей Александрович направляется туда. Закладывает опытные участки, доходя до рекордной в агрономической практике отметки - 2400 метров над уровнем моря. Местные жители удивляются: никогда здесь не росли ни капуста, ни брюква, ни редька, ни свекла. Успехи агронома Малышева по достоинству оценил всемирно известный растениевод академик Николай Вавилов. И в 1939 году Алексей Александрович привез свои съедобные экспонаты на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москву. С этого начался его путь в большую науку.
В военные годы (1941-1944) А. Малышев работал в Алтайском заповеднике заместителем директора по хоз. части, старшим научным сотрудником. Алексею Александровичу предстояло решить важную задачу по размещению зерновых культур на берегах весьма своенравного Телецкого озера. Так мало того, что ячмень отлично прижился и дал хороший урожай, помимо этого Малышев занимался яблоневыми садами, заложенными на Яйлинской террасе в 1937 году Д.С. Рачкиным и овощными огородами. В ноябре 1944 года он публикует в местной газете ("Красная Ойротия") статью "Опыты продвижения сельскохозяйственных культур в высокогорные зоны области".
"Промышленное освоение гор Алтая идет во всех зонах. Высокогорные прииска местами расположены выше границы леса. Трудящиеся здесь особенно нуждаются в витаминизированном питании, в овощах и картофеле. Перед советской наукой поставлена задача – изыскать на месте необходимые пищевые ресурсы.
Алтайский Государственный заповедник с 1942 года проводит опыты по возделыванию культурных растений в разных горных зонах. В результате этих опытов установлено: продвижение сельскохозяйственных культур в горы северо-восточного Алтая возможно производить, если потребуется, вплоть до горно-тундровой зоны на вершинах гольцов – выше границы распространения леса.
Несмотря на то, что здесь в течение лета не бывает месяца без мороза, в период развития растений ограничено каким-нибудь десятком недель, все же удается в условиях открытого грунта даже в альпийской зоне вырастить ряд овощных культур. На высоте 1750 и 1850 метров заповедник выращивает картофель, горох на стручку, редис, чеснок и лук на перо. Высокогорные почвы неблагоприятны. Кислые свойства их подавляются внесением извести, плодородие улучшается местными видами удобрений.
На высокогорном прииске «Колычак» (1350 метров над уровнем моря) приисковая артель не выращивает овощей. Картофель возделывается на километр ниже, в долине. Но оказывается здесь можно выращивать некоторые овощи с урожаем даже более высоким, чем в долине. Холодолюбивый корнеплод, как репа, родится здесь весом до килограмма штука, турнепс – до 3-4 килограммов, хорошие урожаи дают капуста, брокколи, редька, редис, горох. Рабочий – опытник Леконцев, проводивший опыты по заданию заповедника, с куста картофеля получал более килограмма клубней. В 1943 году у него на Колычаке вызрел ячмень.
Наилучшей зоной для возделывания сельскохозкультур в горах северо-восточной Ойротии оказалась таежная зона 800-1000 метров. Здесь на «ельнях» можно получать огромные урожаи картофеля и корнеплодов, которые в 3-4 раза выше, чем в ниже расположенных зонах. Благоприятное сочетание природных условий в этой зоне – высокая напряженность солнечного света при равномерном ходе температуры, повышенной влажности и прочее, дает возможность буйному произрастанию не только дикорастущей растительности («высокотравье»), но и культурным растениям. Здесь вызревают основные зерновые культуры. Высаженные в прошлом году плодовые деревья и ягодники успешно пережили зимовку на высоте 1000 метров над уровнем моря.
Выше зоны 1000 метров успех возделывания имеют уже только те сельскохозяйственные культуры, которые дают не зерно, а продукцию в виде корнеклубнеплодов или листовых овощей.
На побережье Телецкого озера (на высоте 450 метров над уровнем моря) в подсобном хозяйстве заповедника научаются приемы агротехники и испытываются разные сорта новых культур. Здесь над плодовым садом, насчитывающим до 30 сортов яблонь, ведутся научные наблюдения.
Опыты заповедника показывают, что во всех горных зонах человек имеет возможность прокладывать новые пути к их культурному освоению."
Впечатления о людях, природе, работе и всевозможных приключениях на Алтае вылились в лирическую повесть. Оказавшись неподалеку от Москвы, осмелился позвонить своему кумиру - Паустовскому. В 1952 году в издательстве «Детгиз» вышла первая его книга «Золотое озеро». А позже Паустовский способствует вступлению ученого в Союз писателей СССР.
Повесть о событиях, разворачивавшихся в военные годы в Алтайском заповеднике. Рассказ начинается с истории двух молодых людей, поехавших после учёбы в Москве в далекий Алтайский заповедник поднимать заповедную ботанику и энтомологию. А дальше разворачиваются события, из которых читатель узнаёт как жили люди в отрезанном от всего мира заповедном селе, как женщины, старики и дети помогали фронту, а также кто охранял заповедную природу и боролся с браконьерами и дезертирами. События, художественно изложенные на страницах повести, происходили на самом деле.
Прочитать электронную книгу можно на сайте Алтайского заповедника.
Известность Малышеву-писателю принесла повесть «Искатели»(1959), изданная в Ставрополе. В Ставропольском книжном издательстве вышли книги: «Повесть о заповедной земле» (1962), роман «Тропой романтика» (1967), повесть «По следам Апсаты» (1975), «Орлы вылетают на рассвете (1981). В 1953 году он защитил кандидатскую диссертацию, а в 1966 году ему присвоили ученую степень доктора биологических наук. В 1970 году А.А. Малышевым в соавторстве с Ф.М. Воробьевой и В.И. Ткаченко написана брошюра «Тебердинский заповедник», выпущенная издательством «Знание». В 1971 году издательство «Советский писатель» выпустило книгу «Тринадцатый кордон», а Дальневосточное книжное издательство - второе издание книги о Л.Г. Капланове «Повесть о таежном следопыте».
В 1982 году вышел его роман об Алтайском заповеднике "Встреча ветров".
Роман «Встреча ветров» основан на событиях, произошедших в Алтайском заповеднике в 40-е и в 70-е годы 20 века. Описан быт сотрудников заповедника, непростые условия работы в годы Великой Отечественной Войны. Как в условиях военного времени использовали пригодные территории заповедника для выращивания сельскохозяйственных культур для отправки на фронт. Упоминаются и события, происходившие на территории заповедника до его образования (до 1932 г). Автор «изнутри» передает обстановку и помогает понять тонкости и особенности жизни и работы в Алтайском заповеднике, в условиях горной тайги. Иллюстраций в этой книге нет, однако многие события пересекаются с событиями, рассказанные автором в "Золотом озере", иллюстрации достоверно передают как выглядели здания, как одевались люди.
Из «Встречи ветров» мы узнаём, как жил заповедник в трудные военные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Алексей Малышев описал как ему, в должности заместителя директора по административно-хозяйственным вопросам пришлось выращивать хлеб в дикой неосвоенной заповедной тайге Горного Алтая силами оставшихся стариков, женщин и подростков. Благодаря художественным образам произошедшие много лет назад события воспринимаются как настоящие, реальные и живущие во времени картины.
Посевная компания.
Писатель рассказывает, что в годы войны заповедник получил обязательство от государства на поставку зерновых и овощных культур. Этот факт подтверждается и архивными документами, дошедшими до наших дней. Для заповедника спускался специальный план от Алтайского крайкома по нормам сбора сельскохозяйственных культур. На пригодных площадях выращивали ячмень, овёс, лён, коноплю, картофель и другие огородные культуры. Алексей Малышев, как реальный участник этих событий, сумел передать тяжесть труда того времени, к которому прибавлялись и сложные условия отдалённой бездорожной местности, с всегда неспокойным озером.
Чтобы посеять нужные культуры необходимо было раскорчевать подходящие для этого площади. Самые пригодные пространства были в окрестностях заповедных кордонов Челюш и Беле. В окрестностях же усадьбы в Яйлю полян почти не было, - «Покорять этот дремучий лес пришлось голыми руками. На корчевку тайги поднялось всё население посёлка». Пшеницу сеяли вручную: с лукошком через плечо шли в ряд старики и пожилые опытные женщины. «Женщины и подростки раскорчевали тайгу, казавшуюся ранее неприступной, вспахали целинные участки, отсеялись. Сделали то, что казалось невозможным».
К осени 1942 года на целине, отвоёванной у тайги созрел богатый урожай. Встал вопрос как его убрать. Людей и техники не хватало. На уборку выехали все, кто мог и, кто не мог, даже школьники младших классов. Надо было спешить, пшеница созрела довольно поздно и времени для её уборки почти не было. Днём жали, а ночью, при свете луны, свозили на телегах снопы, складывали в скирды возле молотилки. Работали одни и те же люди по восемнадцать-двадцать часов в сутки. День и ночь стучала молотилка, зерно после очистки насыпали в мешки, взвешивали, подводами возили на берег.
Зимой до двух десятков саней, нагруженных пшеницей, отправлялись за триста километров в город. За сезон не успели полностью забросить муку на отдалённые кордоны. С наступлением холодов зерно мололи только на центральной усадьбе. У мельничного колеса день и ночь горели костры, шла упорная борьба с морозом.
Передвижение по Телецкому озеру.
Большое место в романе занимает описание процесса передвижения по всегда неспокойному озеру. Однажды, рассказывает Малышев, посевная бригада из женщин и детей выезжала на весельном карбасе (большая весельная лодка – прим. Е. Шичкова) по морозу, на лошадях и санях по непрочному озёрному льду. «У берега виднелся карбас, теснимый льдинами. Его недавно разморозил ветер, но цело ли было судно? Чтобы добраться до берега предстояло одолеть не менее 200-т метров по плавающим льдинам». Зачастую любое передвижение по неспокойному озеру или непрочному льду было на грани жизни и смерти. Но на это смело шли и женщины, и подростки, нёсшие знамя борьбы с врагом на своём фронте, считавшие долгом отдать все силы ради общей победы.
Большинство грузов перевозили на карбасе, который двигался по описанию Малышева с «черепашьей скоростью четыре километра в час» при тихой погоде. На такое судно можно было погрузить несколько тонн груза, лошадей, свиней и коров, а также перевезти довольно большую группу людей. На вёслах сидели девушки «по две за веслом», а когда начинался верховой или низовой ветер карбас летел по волнам почти без помощи людей.
Зима 1942-1943 годов произвела сильное впечатление на автора, особенно процесс передвижения по наполовину охваченному льдом суровому озеру. К описанию этих картин автор возвращается не раз. «Озеро замёрзло наполовину – от северного угла до среднего плеса. В одну сторону от центральной усадьбы заповедника, на север, ездили на санях, в другую, на юг – плавали на карбасе». «Ночами, когда лёд схватывался морозом, конный обоз, рискуя провалиться, шёл по ледяному полю, стараясь приблизиться к карбасу. И так же, как весной, приходилось женщинам таскать кули с зерном на плечах, разгружая карбас и вытаскивая на себе груз до того места, где ожидал обоз».
Питание и одежда военного времени. Всё для Победы.
Питались люди в заповеднике в те годы очень скудно. «Повариха разливала в миски баланду – заправленную мукой, картофелем и какими-то дикими корешками», - описывает А. Малышев обед трудовой бригады. С наступлением весны выручала тайга – в лесу женщины и дети собирали луковицы кандыка, молодые стебли борщевика, с гор приносили колбу (колба - дикий чеснок – прим. Е. Шичкова).
Все сильно пообносились, но уже весной 1942 года посеяли лён и зимой стали ткать на старинных ткацких станках полотно. Женщины зимой вязали теплые носки и свитера, шили кисеты, собирали по дворам шерсть на пимы. Всё это упаковывалось в посылки и отправлялось фронтовикам.
Охрана и наука заповедника.
В первый год начавшейся войны на фронт ушли почти все трудоспособные мужчины, охранять лес, по описанию Малышева, осталось лишь два-три старика и несколько женщин. Значительное место в романе занимают сюжеты с появлением дезертиров и браконьеров на заповедной территории, борьбой с нарушителями занимались женщины, старики и подростки.
Попал в роман Малышева и легендарный Георгий Джемсович Дулькейт, заведовавший в годы войны научной частью заповедника, под именем «Георгий Георгиевич Дукат». «Оставшись один в научном отделе, он вел фенологические наблюдения, которые прерывать нельзя. Из этих наблюдений за событиями в природе составляется летопись…»
О клещевом энцефалите.
Один из сюжетов посвящён изучению клещей, носителей клещевого энцефалита. По описанию Алексея Малышева у исследователей была задумка найти и изучить этого клеща, понять причины его распространения и по возможности локализовать, не допустить дальнейшего распространения. «Попытки изолировать босконский очаг энцефалита не удались. Клещ, словно джин из бутылки, вырвался из глухого ущелья». Рукопись и дневники изучавшего клеща сотрудника пропали, сожалеет Малышев. Однако, в 1947 году вышла статья Крыжановской В.В. Млекопитающие как переносчики клеща в Телецком очаге весенне-летнего энцефалита, 1947.
О Лыковых
По-своему излагает писатель легенду о семье старообрядцев Лыковых, живших в глуши заповедной тайги.
Однажды лесники отдаленного заповедного кордона встретили оборванную женщину средних лет, а еще через несколько дней повстречали двух неизвестных плохо одетых мужчин и когда те бросились бежать, один из наблюдателей своим выстрелом одного из них убил. Малышев описывает встречу староверов Лыковых с наблюдателями заповедника, которая произошла осенью 1934 года. Тогда наблюдатель заповедника Фёдор Русаков убил старовера Евдокима Лыкова - брата Карпа Лыкова, известного всему миру по документальной повести журналиста В.М. Пескова «Таёжный тупик».
По сюжету у А. Малышева лесники-наблюдатели вывезли Карпа Осиповича Лыкова и его семью в центральную усадьбу заповедника – посёлок Яйлю, недалеко от которой Лыков с супругой был поставлен смотрителем подсобного хозяйством заповедника. В художественном романе Карп Лыков погибает, - заканчивает жизнь самоубийством, испугавшись угроз браконьеров.
К слову сказать, это было первое упоминание о Лыковых в советской художественной литературе.
Конец войне
«О конце войны мы узнали с некоторым опозданием от приехавшего рыбака. Тут же на берегу возник митинг. Радовались, ликовали, обнимались, что-то кричали. А рядом слышался плач. В эти минуты нельзя было не вспомнить тех, кто не вернулся и уже не вернётся с войны. Тихо, несмело, словно боясь помешать людям, плескались о берег волны. В равномерном их шуршании слышался неумолимый отсчёт времени. Минута за минутой, день за днём. Одна тысяча четыреста семнадцать дней войны».
О закрытии заповедника в 1961 году
Писатель Алексей Александрович Малышев тяжело переживал закрытие территории Алтайского заповедника в 1961 году. Описаниям творившегося в то время варварского истребления заповедной тайги он посвятил важную часть книги. «В конце концов приказ об упразднении заповедника пришёл, его преемник, леспромхоз, переехал в посёлок заповедника в середине лета. Исчезла научная библиотека заповедника, исчезли многочисленные научные коллекции, экспонаты музея природы, были утрачены рукописи и полевые дневники научных сотрудников. Удар по заповедной природе был нанесен без сожаления. Нетронутые кедровники пошли под топор, вскоре с озера все больше стали проглядываться по склонам обширные поляны среди тайги. Охотники, они же давнишние браконьеры, получили полную волю. Мясо на зиму засаливалось в бочках десятками тонн. Лесников, ранее работавших в заповеднике, приняли на службу в лесхоз, но они долго не могли привыкнуть к тем вольностям, которые были предоставлены заготовителям кедровой древесины, мяса диких зверей и таёжной пушнины. При таком комплексном использовании тайги трудно было представить, что здесь охранять. Работа лесников заключалась теперь лишь в повседневном отводе, обмере и отпуске деловой древесины для сплава по озеру».
При возрождении заповедника в 1967 году, его сотрудникам пришлось продолжить борьбу за Природу.
Добро и зло. Природа – это и есть добро.
Одно из главных мест в романе А. Малышева занимает Телецкое озеро, от «настроения» которого зависела вся жизнь заповедника и людей, живущих на его берегах. «Многие годы на его берегах сталкивалось добро и зло – непримиримо и бурно, как идут навстречу друг другу верховой и низовой ветры». Добро – это заповедный мир, связанный с изучением и сохранением уникальных мест природы, сама Природа. «Природа даёт жизнь всему живому, дарит людям прекрасное – а это и есть добро. Она умеет успокоить, как мать. Защищать её почётно» - говорит один из главных героев романа, директор Алтайского заповедника. Сотрудники заповедника, защищающие природу от явлений Зла - браконьерства и варварства – на стороне добра, - «отдых не для нас», - говорят они. - Нам надо сберегать природу для будущего. Без её красоты и ласки будущие поколения жить не смогут».
«Встреча ветров» Алексея Малышева – одно из художественных произведений об Алтайском заповеднике, словно картина, застывшая во времени, даёт нам возможность заглянуть в те далекие времена и увидеть словно наяву как жили и работали люди в глухом таёжном уголке, в мире Алтайского заповедника. Прочитать цифровой вариант книги можно на сайте Алтайского заповедника..