Информационно-психологическое воздействие на противника в Красной Армии начали вести с первых дней фашистской агрессии. Работа по разложению и деморализации войск противника направлялась на разоблачение гитлеровской власти, враждебной немецкому народу, побуждение немцев и их сателлитов к сдаче в плен, доказательства неизбежного поражения Германии.
Первые неудачи
На начальном этапе войны эффективность работы с войсками противника снижалась из-за идеологических штампов, укоренившихся в годы Первой Мировой войны. Ставка на пролетарскую сознательность немецкого солдата не работала совершенно.
После контрнаступления наших войск под Москвой стержнем работы на противника стала мотивация его сдачи в плен и неизбежность краха блицкрига. На фоне военных неудач и массовой гибели солдат такое воздействие стало приносить реальные результаты.
Воздействие через печатное слово
Основу морально-психологического воздействия в то время составляло печатное слово.
Был оперативно организован выпуск газет на немецком, румынском, венгерском, итальянском и финском языках.
Массовыми тиражами издавались листовки на разные темы. Учитывалась целевая аудитория и ожидаемый результат.
Когда окружённые в Сталинградском котле солдаты стали получать листовки-пропуска, многие плакали от счастья, что встретят очередной Новый год живыми, хоть и в плену.
В штабе 2-й германской армии, находящейся в 1942 году под Воронежем, отмечалась высокая эффективность «большевистской разлагающей пропаганды». В одном из контрразведывательных бюллетеней говорилось о продуманности её методов и системности работы. Сильными сторонами советской пропаганды немцы считали её умение говорить на понятном солдатам языке и предоставление возможности немцам общаться с немцами.
Иногда пленных после короткого инструктажа отпускали назад в свою часть. Часто они возвращались с несколькими сослуживцами.
Средства доставки агитационных материалов
Листовки сбрасывали с самолётов и аэростатов, но при большом охвате площадей этот способ был очень неэкономный. Наибольшую эффективность приносили агитационные мины и снаряды.
Лозунги, плакаты, карикатуры выставляли на переднем крае на расстоянии зрительного контакта противника и начинали обработку. Порой немцы отвечали пулемётным и снайперским огнём.
Непосредственно на фронте работали звуковещательные станции (ЗВС) и окопные громкоговорящие установки. Их использовали мобильные агитационные группы. Обычно ЗВС оборудовали на грузовых автомобилях, реже на бронеобъектах.
К этому добавлялись обвинения в адрес высшего командования, бросившего воюющие части на произвол судьбы. С целью психологического раздражения солдатам предлагали вспомнить мирную жизнь, семью, обещали нормальные условия жизни в плену.
Сильное воздействие на солдат противника оказывал стук метронома. Как правило, он прерывал трансляцию какой-либо лирической песни и через каждые 7 ударов стук метронома прерывался. Диктор на чётком немецком языке произносил, что каждые семь секунд на фронте гибнет один немецкий солдат. Затем стук, отсчитывающий последние секунды жизни немецкого солдата, возобновлялся. По словам пленных, это действовало угнетающе.
Участие антифашистов и пленных
Активно к этой работе привлекались немецкие антифашисты и пленные. Наибольшую известность получил национальный комитет «Свободная Германия» и «Союз немецких офицеров». Они много выступали на радиостанциях, их обращения тиражировали в газетах и листовках.
Целенаправленная информационная работа с войсками противника внесла свой вклад в общую победу над врагом.
Спасибо, что дочитали до конца. Оставляйте комментарии.
За лайки отдельное вам спасибо!
На канал можно подписаться ЗДЕСЬ