Найти в Дзене
Theticker.io

The Economist о том, почему рынки могут не выдержать

Оглавление

В свежей статье The Economist задается вопросом: что случится в случае обвала рынков, когда ралли закончится? Издание проводит параллели с предыдущими кризисами в поисках закономерностей. Подготовили для вас перевод этой любопытной статьи.

Ссылка на оригинал The Economist: What would happen if financial markets crashed?

О рынках сейчас

Современная финансовая система США сильно отличается от системы времен падений 2001 и 2008 годов. Тем не менее, на Уолл-Стрит можно заметить уже знакомые сигналы: эмоциональная торговля, не подкреплённая новостями; волатильность и витающий в воздухе вопрос переоценки тех. сектора.

2021 год был успешным, однако январь 2022 года для рынка акций стал худшим с 2009 года, показав падение на 5.3%. Цены акций технологичных компаний, криптовалют и прозводителей электромобилей (то есть все те активы, на которые так сильно повлияли частные инвесторы) обвалились. Некогда эйфорические настроения на r/wallstreetbets (тред daily-трейдеров на reddit) сменились мрачными.

Соблазнительна мысль, что январская распродажа была необходима рынку, просто чтобы остудиться. Однако новоиспеченная финансовая система Америки всё еще переполнена рисками. Цены активов высокие: последний раз акции были столь же дорогими (по отношению к будущей прибыли) перед обвалами 1929 и 2001 годов. В то же время повышенная доходность рисковых облигаций близка к минимуму за 25 лет. Множество портфелей перегружены долгосрочными активами, доходность которых будет реализована на очень длительной дистанции. Центральные Банки повышают ставки, чтобы побороть инфляцию. ФРС ожидает повышения ставки на 1.25% в этом году. Доходность двухлетних немецких бондов подпрыгнула на 0.33% за последнюю неделю; это самый большой рост с 2008 года.

Что изменилось с прошлых кризисов?

Комбинация из заоблачной переоценки активов и растущих ставок может легко привести к масштабным потерям, так как обычно ставки обесценивали будущий рост прибыли. Если большие потери действительно будут, то для инвесторов, центральных банков и мировой экономики важнейшим вопросом будет, сможет ли финансовая система безопасно взять эти потери на себя или же усилит их. Ответ не так очевиден, ведь система за 15 лет претерпела изменения из-за регуляции и технологических инноваций.

Новые условия на рынках капитала способствовали уменьшению рисков банков. Повсеместная цифровизация дала компьютерам еще больше возможностей для принятия решений, создала новые платформы для владения активами и свела расходы на трейдинг почти к нулю. Результатом этого стала высокочастотная рыночная система с новым составом игроков. Пенсионные фонды больше не доминируют в торговле акциями. Теперь доминация перешла к автоматизированным etf-фондам и частным инвесторам со смартфонами в руках. Долговые средства стали доступными, быстрыми и... международными. Рынки работают с головокружительной скоростью. Объём торгов акциями в Америке в 3.8 раза больше, чем десять лет назад. Большая часть этих изменений к лучшему. Они позволили инвесторов дешевле и проще работать с широким набором активов.

Кризис 2008-2009 годов показал, насколько опасной оказалась ситуация с банками и их колоссальными убытками, которые вынуждали правительство оказывать поддержку этим банкам. Сегодня банки менее зависимы от финансовой системы, лучше финансируются и держат меньше высокорисковых активов. Больше рисков взяли на себя фонды, поддерживаемые акционерами и долгосрочными вкладчиками, которые в конечном счете и понесут убытки.

Об опасностях современных рынков

Сейчас можно выделить две опасности.

Во-первых, некоторые риски скрыты в теневых банках и инвест-фондах. Совокупный объем заимствований и обязательств хедж-фондов, трастов и рыночных фондов за десятилетие вырос с 32% к ВВП до 43%. Компании могут незаметно накапливать огромные долги. Например, Archegos, семейная инвестиционная компания, которая объявила дефолт и принесла вкладчикам убытки в размере 10 миллиардов долларов. Если цены на активы упадут, могут последовать другие «взрывы», ускоряющие коррекцию.

Вторая опасность состоит в том, что несмотря на децентрализованность новой системы, она все еще опирается на транзакции через несколько узлов, которые могут не выдержать волатильности. ETF с активами в 10 трлн. долларов зависят от нескольких небольших маркет-мейкеров, которые следят за тем, чтобы цена фондов точно следовала за ценой активов, которыми они владеют. Деривативы на триллионы долларов проходят через пять американских клиринговых служб. Многие транзакции выполняются несколькими посредниками нового поколения. Рынок казначейских бумаг теперь зависит от автоматических компаний, занимающихся высокочастотным трейдингом. Все эти учреждения владеют защитными механизмами, и большинство может потребовать дополнительное обеспечение, чтобы защитить себя от потерь пользователей. Тем не менее, недавний опыт с Game Stop, когда одна акция вызвала хаос на всем рынке, даёт основания для беспокойства. Напомним, что компаниям-брокерам пришлось изо всех сил постараться, чтобы удовлетворить все маржин-колы, полученные от систем, обеспечивающих расчёты.

Обычные граждане могут не придавать большого значения тому, что кучка внутридневных трейдеров и управляющих фондов «прогорят». Но это может нанести ущерб всей экономике. Целых 53% американских домохозяйств владеют акциями; зарегистрировано более 100 миллионов брокерских счетов. Если кредитные рынки лопнут, домохозяйствам и компаниям будет затруднительно кредитоваться. Вот почему в начале пандемии ФРС выступили как «маркет-мейкер последней инстанции», пообещав поддержку до 3 трлн. долларов долговым рынкам и фондам.

Резюме

Была ли эта помощь разовой из-за событий в мире или сигналом грядущих событий? С 2008-2009 годов центральные банки и регуляторы имеют две негласные цели: нормализовать процентные ставки и прекратить использование бюджетных средств для обеспечения частных рисков. Кажется, что эти цели противоречат друг другу. ФРС должна поднимать ставки, но это может вызывать нестабильность.

Финансовая система находится в лучшей форме, чем в 2008 года, когда безрассудство Bear Stearns и Lehman Brothers поставили мир в тупик. Однако, не стоит заблуждаться: финансовой системе все еще предстоят испытания.

Было интересно? Поставьте лайк! Если хотите получать новости из мира инвестиций ежедневно, подписывайтесь на наш Инстаграм