Найти тему
Историзм

Антисемитизм Гитлера: откуда такая ненависть к евреям?

Гитлер был не первым европейским политиком, который впервые и всерьёз начал публично эксплуатировать теорию заговора. «Международный еврейский заговор», «евреи хотят испортить наших девушек», «евреи портят чистоту нашей крови», «евреи и только евреи виноваты в поражении Германии в Первой мировой». Такой рьяный антисемитизм не был изобретением Гитлера. В конце 19-го начале 20-го века это была модная и популярная тенденция – объяснять сложные социально-экономические проблемы, делая пропагандистские вбросы про евреев, масонов и т.д. В царской России метод травли евреев и возложение на них вины за все беды и несчастья также применялся достаточно часто. А еврейские погромы способствовали тому, что евреи массово бежали в Австро-Венгрию, где подпортили жилищные условия самому Адольфу Гитлеру.

Решение расовой проблемы есть и решение еврейского вопроса (с) Адольф Гитлер
Решение расовой проблемы есть и решение еврейского вопроса (с) Адольф Гитлер

В основании антисемитизма Гитлера лежало две причины – физическое отвращение к евреям и идеологическая неприязнь. Миграция евреев в Вену, закон Бадени об обязательном чешском языке для немцев, усиление роли славян в дунайской монархии – это подтолкнуло Гитлера к осмыслению роли титульной нации в одном государстве. Радикально настроенные немецкие националисты резко отреагировали на эти процессы созданием антисемитской фракции в австро-венгерском парламенте. И всё это еще до появления партии Гитлера. Как и позднее фюрер, они объясняли все проблемы по типу «нас за горло держит иностранный еврейский капитал». Они даже разгромили в пух и прах одну еврейскую газетенку за преждевременную публикацию о смерти кайзера Вильгельма I.

Но ни глава партии Шонерер, ни «лучший бургомистр всех времен» Вены Карл Люгер – хоть и являлись идейными предтечами Гитлера – всё же на деле не прибегали к варварской форме антисемитизма – физическому насилию. По факту их антисемитизм был популизмом, иногда имевшим некоторые конкретные выражения. Другое дело – антисемитизм Гитлера. Эта искренняя ненависть была совершенно другого пошиба. Давайте рассмотрим этот вопрос поподробнее.

Гитлер упрекает евреев в том, что они якобы не любят мыться, носят неопрятные костюмы и у них «негероическая внешность». Дальше он переходит к таким идеологическим аргументам:

  1. Евреи никогда не имели собственной культуры.
  2. В них нет идеализма.
  3. Евреи никогда не имели собственного государства.
  4. Они не готовы к самопожертвованию.
  5. Они постоянно врут.
  6. Спекулянты и ростовщики – в основном евреи.
  7. Евреи выдают себя за немцев.
  8. Для создания чистокровной нации нужно решить еврейский вопрос.
  9. Евреи виноваты в поражении Германии в Первой мировой войне.
  10. Евреи – носители идей социал-демократии и марксизма.
  11. Проповедь космополитизма евреями.

По аргументам такого рода видно, что оголтелый расизм Гитлера мешал ему объективно и беспристрастно взглянуть на вещи так, как оно есть. Евреи написали Мидраш, Тору, Танах, Талмуд – это сильнейшая письменная и интеллектуальная культура в мировой истории. Часть этих текстов вошла в канон Библии. Вообще письменность впервые появилась у финикийцев-семитов, а потом была заимствована древними греками. Уже одного этого достаточного чтобы относиться с уважением к семитской культуре. Идеализма в евреях достаточно. Лишь в одном Гитлер прав: суетность Талмуда отступает от желания евангельской вечной жизни. И материальное побеждает стремление к духовым вещам. Но это два разных еврейских дискурса, которые совершенно противоположны и принадлежат разным мировоззренческим позициям.

Гитлер не мог не видеть живучести этого народа в «котле истории». Евреи нашли достаточно фактов в своей национальной истории, чтобы осознать себя «богоизбранным народом» – наличие такой веры делает практически невозможным их полное уничтожение. Именно этой причиной объясняется их подлинная живучесть, а не паразитизмом, о котором постоянно писал и говорил Гитлер.

Пункты 3 и 4 опровергаются историей: царством Давида, восстанием Иуды Маккавея и войной иудеев с римлянами. А с 5 и 6 пунктом согласился бы Шекспир, Мартин Лютер и Шопенгауэр. Но здесь Гитлер подменяет понятия – никто не будет отрицать общепризнанный факт, что евреи преуспевают в финансовых вопросах. Ростовщичество – грязное дело, но давайте будем критиковать порок, а не национальность порочного человека. Богатый еврей Шейлок нам отвратителен именно своим пороком, а не тем фактом, что он является евреем. Пункты 7, 8 и 11 связаны между собой. Отчасти это справедливый укор в адрес евреев.

Евреи-марксисты провозглашали для всех народов космополитизм и желали избавиться от ненавистного им буржуазного пережитка – национального самоопределения. Но уж сами евреи исторически вообще не склоны к ассимиляции. В качестве примера можно привести немецкого поэта еврейского происхождения Генриха Гейне. Творивший на немецком языке, он считал себя европейцем, но все равно в конце жизни вернулся к своим еврейским корням. За это столкнулся с травлей (Р. Вагнер назвал его «иудейским плевелом, выросшим на германской ниве»)[1]. Тесная взаимосвязь семитской культуры с религией иудеев неизбежно приводит к росту национального чувства. Это способствует сохранению национальной идентичности.

Для Гитлера это было страшным лицемерием: проповедуя разложение для других, сами евреи оставались уникальным народом. Такой подход, если бы действительно когда-то восторжествовал, то вполне бы способствовал триумфу еврейского народа в мировой истории. 9 пункт не соответствует исторической правде. Людские ресурсы Германии были исчерпаны, военная мощь подорвана, еще в сентябре 1918 г. генералы Людендорф и Гинденбург просили кайзера о немедленном перемирии с Антантой[2]. Однако после войны немецкие генералы отказались признать себя побежденными – они придумали миф о том, что какая-то предательская рука нанесла армии удар ножом в спину в ключевой момент противостояния. Гитлер с этим согласится и напишет, что с результатами поражений на фронтах в августе 1918 г. немцы «могли справиться шутя». Это нелепое утверждение показывает, насколько важно было Гитлеру преподнести события именно в своей, выгодной только ему и его движению, лживой интерпретации.

10 пункт связан с тем, что Карл Маркс был потомком еврейских раввинов – еврейские корни происхождения марксизма заставили Гитлера презирать эти идеи всей душой. Не только из-за еврейского происхождения Маркса, но и в силу идеологического неприятия измышлений «преступного мозга». Многие революционеры и коммунисты в Германии действительно были евреями: Евгений Левине, Лео Йохигес, Карл Либкхнет, Карл Радек, Курт Эйснер, Шейдеман и др.

Таковы вкратце причины сделавшие Гитлера ярым антисемитом. Он никогда не скрывал своей ненависти к евреям и коммунистам, а наоборот активно пропагандировал свою позицию среди общественности. В первую программу своей партии НСДАП уже в 1920 г. были включены важнейшие для Гитлера антисемитские тезисы. Решение еврейского вопроса для него станет важным шагом для создания нового миропорядка, в котором евреям не должно быть места. В нём было место только для арийцев.

Примечания

1. Дейч А., «Гейне».

2. Ширер У., «Взлёт и падение Третьего рейха».