Помимо наших основных проблем: рефлюкс, питание и неврология, время от времени всплывали какие-то новые.
На очередном плановом приёме у ортопеда (сыну было девять месяцев) врач проявил озабоченность и, ничего особо не объясняя, направил нас на УЗИ тазобедренных суставов. УЗИ показало отставание в развитии ядер окостенения. И тогда доктор нам объяснил, что данная ситуация может спровоцировать вывих бедра. Кроме того недоразвитие ядер окостенения влияет на задержку начала ползания, стояния, ходьбы. Плюс ко всему, если ядра образовываются с нарушениями, в будущем это может стать фундаментом для частых травм и болезней суставов.
Опять пришёл страх за ребёнка. Опять понеслись мысли, что вдруг он теперь не сможет ходить. Тем более, что сын действительно не предпринимал никаких попыток ни садиться, ни ползать, ни тем более вставать.
Теперь к войта-терапии добавились ежедневная гимнастика, разрабатывающая тазобедренные суставы, прописанная ортопедом. На смену поездок на реабилитацию к неврологу пришли походы в поликлинику на массаж, а затем на очередной курс физиотерапии. То есть наш режим в плане посещения каких-то медучреждений особо не менялся. Заканчивалось что-то одно, начиналась что-то новое. И параллельно ребёнок принимал громадное количество различных препаратов.
Так пролетел очередной месяц. Сыну исполнилось десять месяцев. Ничего в его физическом развитии не изменилось, никаких положительных сдвигов не происходило. Разве что немного подрос и прибавил сто грамм веса. Всё так же основное время мы тратили на кормление и необходимые лечебные манипуляции. Он по-прежнему ел только жидкую пищу, жевать даже не пытался. При попадании кусочков давился. Всё так же он умел только немного приподниматься на ручках. Кроме того, в психо-эмоциональном плане, мне казалось, тоже никакого развития не было. Временами я впадала в депрессивное состояние. Казалось, что плохие прогнозы докторов начинают сбываться. Я начинала думать, что всё зря. Что ничего у нас не выйдет, и сынок так и будет всю жизнь прикован к кровати ((
После прохождения этого курса лечения был сделан рентген тазобедренных суставов, чтобы проконтролировать процесс в динамике. Ну и, естественно (как же без новых сложностей), была выявлена дисплазия тазобедренных суставов. Доктор выписал очередной курс лечения. И наглядно на картинках показал, что нас ждёт, если не выполнить его назначений. А ждали нас тяжелейшие воспалительные процессы, болезненный вывих бедра и в будущем - хромота на всю жизнь. Наряду с новым курсом массажа, физиопроцедур и препаратов, была назначена парафинотерапия и ношение шины Виленского.
Для тех, кто с этим не сталкивался (как и мы на тот момент) - это такое приспособление для правильного отведения ног, благодаря которой головка бедренной кости как-то там правильно фиксируется, вследствие чего всё начинает правильно развиваться, а также снижается нагрузка на тазобедренный сустав. Это я так поняла принцип действия этой конструкции. И носить эту штуку необходимо несколько месяцев и постоянно. То есть снимать её можно только на момент купания ребёнка.
Конечно, мы с мужем расстроились. Расстроил и новый диагноз и необходимость носить железяку. Везде была информация о том, что она совершенно не доставляет ребёнку дискомфорта, но глядя на эту конструкцию, я как-то с трудом верила, что это правда.
На всякий случай (это уже традиция) мы сходили к ещё одному ортопеду. Он всё подтвердил: и диагноз и назначения, за исключением того, что нужно носить эту дурацкую шину. С его точки зрения, можно было обойтись без неё.
Опять я была озадачена тем, какое же решение мне принять. Классно, если её можно не носить, а вдруг без неё наш малыш будет хромым. (Это, если он вообще будет ходить. Я уже начинала терять надежду). И ответственность за такие последствия ляжет тяжким грузом на моё сердце. О боги, за что мне это? (((
В результате, было принято решение эту шину-таки носить. Мы с мужем подумали, что в нашей ситуации, лучше сделать больше, пусть даже это будет лишним, чем потом кусать локти.
И вот мы надели эту шину нашему мальчику. В принципе, пока он лежал в одной позе, например на спине или животе, она ему особо не мешала. Однако, когда он хотел перевернуться, начинались проблемы. Ребёнок не понимал, что с его ногами, пытался перевернуться, и чуть ли не ломал их в своих усилиях. При этом он начинал реветь. Теперь нужно было постоянно быть с ним рядом и помогать ему переворачиваться.
Самые большие неприятности начинались ночью. Первое время мы с мужем вынуждены были просыпаться каждый час от плача сынишки, который пытался перевернуться во сне, и грохота этой железяки о стенки кроватки. Со временем, конечно и ребёнок немного привык к конструкции, и мы уже на автомате вставали и переворачивали его ночью. Но всё равно, она доставляла сыну дискомфорт. Он иногда начинал дергать ногами в неистовом желании её скинуть. Думаю, раздражало одно и то же положение ног.
В общем, мнение специалистов о том, "что шина Виленского не доставляет столь существенных хлопот и неудобств малышу, и к ней он привыкает за несколько дней", в нашем случае не подтвердилась )) Нашего сына она раздражала довольно долго.
Хотя, конечно, ему пришлось смириться с тем фактом, что к ногам постоянно что-то приделано. Он даже научился с ней усаживаться. Это случилось где-то к одиннадцати месяцам и пытался вставать на четвереньки и в позу собаки))
Носил сын шину Виленского три с половиной месяца. И это ещё мало, что не могло не радовать. Многие носят данное приспособление и по полгода и больше.
Шину нам разрешили снять, когда ребёнку исполнился год и месяц (ну, или чуть больше на недельку-полторы). Результатом доктор остался доволен. После этого лечения развитие тазобедренных суставов не вызывало опасений, и появились надежды на то, что сынок вскоре всё-таки пойдёт.
После того, как ноги ребёнка были освобождены, он с удовольствием стал перемещаться по квартире. Условно можно было назвать это ползанием, но неполноценным. Это был какой-то лягушачий стиль. Сынок как-то вставал на коленки, отталкивался ручками от пола и толкал тело вперёд. Получалось типа маленького прыжка на коленках. И так он скакал по дому. Получалось довольно быстро. Но неправильно )).
А где-то через недели две после снятия шины сынок стал вставать на ножки у опоры.
В этот период наш мальчик стал физически очень активен. Я не могла не нарадоваться. Любимым занятием стало приползти на кухню, достать из шкафов всю посуду и играть с ней.
Ещё, конечно, его приводил в восторг наш домашний кролик. С рождением сына мы выпускали кролю из клетки отдельно от ребёнка, потому что всё-таки кролик не самое гигиеничное животное. И вот теперь, когда сын сам мог добраться до его клетки, он всеми силами пытался с ним взаимодействовать. Было забавно глядеть на горящие глазёнки сына, который пытался добраться до пушистика. Но всё-таки мы старались ограждать кролика от активного мальчика, чтобы у животины не было стресса.
Ходить без опоры сын стал в год и пять месяцев. Я очень хорошо помню этот момент. Малыш стоял у стола на кухне. Его заинтересовал яркий подарочный пакет, который по какой-то причине там оказался. Он его схватил, и думая, что это опора, пошёл. Со стороны выглядело очень забавно: сынок держал пакет на вытянутой руке, сосредоточено на него глядел и шёл за ним. С этого дня он начал постепенно ходить без опоры. Хотя первые дни, так и продолжал вышагивать с этим пакетом, "держась" за него.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Знакомство.
Начало.
Предыдущая часть.
Продолжение.