«На уроке всё хорошо, вроде всё понятно, но как только дома дело доходит до решения задач – ступор», – так часто я слышала это от учеников и родителей, от студентов – будущих учителей начальных классов.
Именно решение задач становится камнем преткновения у многих детей ещё в начальной школе, а затем и в курсе математики 5-6 классов, алгебры и геометрии, физики и химии.
Умение принимать правильное решение – это путь к успеху в жизни каждого ученика – будущего взрослого человека! Поиски решения задачи – это развитие способности думать, делать выбор и находить подходящие варианты!
Я уже не говорю о той радости, которую ребёнок испытывает, когда, наконец, сам находит решение!
Как же научить ребёнка решать задачи с интересом, легко и непринуждённо и лучше самостоятельно, чтобы не сидеть с ним «сутками» за уроками?
Итак, дорогие родители, бабушки и дедушки! Вооружайтесь листочками, ручками или карандашами. Чтобы получить желаемый результат, конечно же, нужно сначала самим выполнить задания.
Главное! Помните, что наша цель – научить ребёнка решать задачи.
Задача или не задача?
Задание 1. Сравните тексты и выберите (запишите номера) из них те, которые можно назвать задачей.
Задание 2. Объясните, почему оставшиеся тексты задачами не являются.
Задание 3. Запишите решение каждой задачи и ответ (как в 1 классе).
А теперь проверим, как Вы справились с заданиями
Задание 1. Задачами являются тексты про яблоки (2), про игрушки (4) и про морковки (6).
Задание 2. Тексты про грибы (1), про звёздочки (3) и про огурцы (5) задачами не являются. Почему? Потому что в тексте 1 есть условие и нет вопроса; в тексте 3 – есть вопрос и нет условия; в тексте 5 – условие и вопрос не связаны по смыслу.
Задание 3. Приведём решение каждой задачи и ответ.
2. В одной вазе 7 яблок, а в другой – на 3 меньше. Сколько яблок в другой вазе?
Решение: 7 – 3 = 4 (яб.)
Ответ: 4 яблока в другой вазе.
4. У Оли 4 зайчика и столько же кукол. Сколько игрушек у Оли?
Решение: 4 + 4 = 8 (иг.)
Ответ: 8 игрушек у Оли.
6. В одном пучке 9 морковок, а в другом – на 2 морковки меньше. Сколько морковок в двух пучках?
Решение: 1) 9 – 2 = 7 (м.) – в другом пучке.
2) 9 + 7 = 16 (м.)
Ответ: 16 морковок в двух пучках.
А теперь ответьте на вопрос: Чем отличается решение задачи 6 от решений задач 2 и 4?
И немного теории
Задачи 2 и 4 – простые (решение в одно действие). Задача 6 – составная (в решении более одного действия). Мы записали решение составной задачи по действиям, а можно записать выражением: 9 + (9 – 2) или равенством: 9 + (9 – 2) = 16. Это разные формы записи решения составных задач.
В какой форме Вы записали решение составной задачи? Напишите в комментариях.
Несколько слов о задачах в начальном курсе математики
• Задачи формулируются в виде текста с определённым сюжетом. В них находят отражение количественные отношения между реальными объектами.
• Задача имеет определённую структуру: одна часть – условие, другая – требование.
Условие содержит сведения об известных и неизвестных значениях величин, об отношениях между ними.
Требование – это указание на то, что нужно найти. Требование может быть представлено в виде повествовательного предложения или вопросительного.
Если вы работаете с ребёнком
После прочтения текста задачи выясните, все ли слова понятны ребёнку. Например, в условии: у Оли 4 зайчика и столько же кукол обратите внимание на слова столько же. Предложите ребёнку рассказать, как он их понимает.
Выслушайте ребёнка до конца, не перебивайте, не подсказывайте. Слушайте внимательно и постарайтесь уловить в его ответе смысл следующего умозаключения: Кукол столько же, сколько зайчиков. Зайчиков – 4. Значит и кукол – 4.
Не требуйте такой формулировки от ребёнка. Он передаёт смысл своими словами, как может. Даже, если он скажет, что кукол – 4 и на ваш вопрос: «Почему?» ответит: «Потому что 4 зайчика», он – молодец! Он понимает смысл понятия «столько же».
Обратите внимание на терминологию. После записи решения задачи (4 + 4 = 8), спросите у ребёнка, какое арифметическое действие он записал. Если вы услышите ответ: «Плюс», то поясните ребёнку, что плюс – это не действие, это знак арифметического действия. Действие – сложение.
Непонимание смысла понятий и терминологии приводит к непониманию самого задания и, как следствие, к ошибкам. Поэтому терминологии и определению понятий мы будем уделять должное внимание.
Итак, в данной статье мы выяснили, что задачи (речь идёт об арифметических задачах) в начальном курсе математики представлены в виде текста с определённым сюжетом. В задаче выделяют условие и вопрос (требование), которые связаны между собой по смыслу. Задачи делятся на простые и составные.
В практике обучения математике в начальной школе используют разные формы записи решения задачи: по действиям, выражением, равенством.
Чтобы предупредить ошибки при решении задач мы будем уделять внимание терминологии, определению понятий и умению применять их в различных ситуациях.
Уважаемые родители! Напишите, пожалуйста, в комментариях, полезна ли вам была эта информация. Какие вопросы возникли в процессе работы со статьёй? Мне важно сейчас понять, в каком направлении двигаться дальше.
До встречи!