Фонд «Друзья» занимается развитием системной благотворительности через повышение квалификации и профессионализма сотрудников НКО, а также через привлечение в эту индустрию специалистов из бизнеса и различных профессиональных областей. Помимо образовательных проектов и системной работы с бизнесом фонд развивает интеллектуальное волонтерство через платформу ProCharity.
Чем можно помочь некоммерческим организациям, не выходя из дома, и какую пользу от этого могут получить сами волонтеры Мяч!Медиа рассказали председатель правления фонда «Друзья» Оксана Разумова и со-руководитель проекта ProCharity Наталия Малафеева.
Ваш фонд ставит перед собой решение системных задач, в то время как большинство «НКО для НКО» работают куда локальнее. Как вы решились пойти таким «непротоптанным» путем?
Оксана Разумова: «Непротоптанный» путь – отличное словосочетание. Наши учредители – Гор Нахапетян, Ян Яновский и Дмитрий Ямпольский – в благотворительности много лет. И они, каждый в своей филантропическо-волонтерской практике, сталкивались с непрофессионализмом людей в этой сфере. При этом все трое в бизнесе давно, через многое прошли, на какие-то «грабли» наступили, поэтому сразу видели, где общественникам не хватало компетенций. Сейчас ситуация меняется – и это радует! Но у многих НКО всё еще недостаточно знаний и навыков, а индустрия не может развиваться «на коленке».
Тогда они втроем приняли решение, что создадут фонд, главной задачей которого будет профессионализация сферы. Для этого фонд «Друзья» развивает интеллектуальное волонтерство, реализует образовательные проекты и системные проекты с бизнесом.
По сей день большинство запросов от руководителей НКО, которые приходят к нам за экспертной или интеллектуальной помощью, упирается в отсутствие стройной стратегии. Потому что это основа, опираясь на которую уже можно развивать коммуникационную стратегию, фандрайзинговую, партнерства, коллаборации, равно как и операционную систему внутри НКО.
Поначалу, думаю, многие видели в «Друзьях» эдаких циничных бизнесменов, но это не так. Мы всегда были уверены, что без души никакая НКО не взлетит. Но только на этом далеко не улетишь. Нужен еще классный летательный аппарат – современный, быстрый, мощный и, что особенно важно в наши дни, маневренный.
Какие изменения в индустрии вы наблюдаете за 6 лет существования фонда?
Оксана Разумова:
- Появились новые ролевые модели. Еще 8 лет назад большинство средних и небольших некоммерческих организаций мечтали стать как «Подари Жизнь». Сейчас есть и другие НКО, на которые можно равняться.
- Корпоративные и именные фонды стали заметнее. Их программы стали сложнее и, я бы даже сказала, бескомпромисснее . Они оказывают реальную и ощутимую поддержку индустрии.
- Сотрудничество. Если раньше мы только говорили о необходимости взаимодействия и коллабораций в секторе, но в реальности уровень скрытой конкурентности был страшно высок, то сейчас все таки стали появляться кейсы реального сотрудничества. Чего только стоит объединение трех крупных фондов «Вера», «Подари жизнь» и «Старость в радость» в лоббировании системы долговременного ухода и многие другие истории.
- Переход от «слёзного» фандрайзинга к смысловому. Не скажу, что весь бизнес уже начал смотреть на благотворительность как на партнера, но усиление этого тренда чувствуется. И яркие кейсы, например, как у нас в фонде «Друзья» с Wildberries или Яндексом – тому примеры.
- НКО стали задумываться о технологизации процесса, кибербезопасности, использовании новых технических средств, которые дают возможность делать гибридные ивенты для фандрайзинга, интегрировать туда гейминг, например. Да, к сожалению, количество тех, кто может себе это позволить, пока невелико. Но, я уверена, немаловажно уже то, что этим стали интересоваться и этому учиться.
Все больше людей в индустрии осознает необходимость меняться, учиться новому, не стесняться просить экспертной помощи, поддержки.
И признавать, что, возможно, то, что они создавали годами, нужно серьезно преобразовать, сменить видение и операционных подход, чтобы стать успешнее. Потому что успешность – это, в конечном итоге, возможность помочь большему количеству своих подопечных.
Платформа ProCharity – это технологичный способ стать интеллектуальным волонтером и дистационно помочь одному из 600 фондов, которые прошли вашу верификацию. В 2021 году волонтеры выполнили на платформе 1500 заданий от НКО. Расскажите, какие интересные задания там бывают, какие специалисты наиболее востребованы и кто они – ваши волонтеры?
Наталия Малафеева:
У нас есть разные профессиональные категории:
- юридические услуги
- IT
- менеджмент
- маркетинг и коммуникации
- фандрайзинг
- дизайн и верстка
- фото и видео услуги
- переводы с иностранных языков
- стратегический консалтинг
- обучение и тренинги
С момента создания платформы было выполнено около 4000 заданий. Самые востребованные категории – это дизайн и верстка, а также маркетинг и коммуникации.
Бывали задания, которые требовали редких навыков, но и для них мы находили исполнителей благодаря сетевому эффекту платформы: волонтеры смежных специальностей получали уведомление о новых заданиях и овладевали необходимыми навыками буквально на ходу. Например, у нас была разработка 3D-ролика/динамического макета для голографического вентилятора – вообще, это довольно редкий инструмент indoor рекламы, который используют в основном в ритейле или оформлении торговых пространств, и тем не менее один из фондов хотел использовать этот носитель для своих благотворительных целей. Это частный случай, но он дает представление о разнообразии профессиональных запросов.
Наиболее часто возникают запросы на привлечение специалистов с ИТ-экспертизой. Это и продуктологи, и разработчики, и дизайнеры, оценивающие пользовательский опыт.
Иногда даже требуется помощь разработчиков компьютерных видеоигр. Так, к международному Дню донора крови была разработана просветительская игра-бродилка для фонда Donor Search, благодаря которой пользователь получал знание о важности и необходимости становиться донором крови и кому это прежде всего нужно. Реализованный кейс не только получил многочисленные награды в области креативных социальных рекламных кейсов, но и позволил привлечь новых доноров, то есть задачу свою отработал.
В категории IT набирают популярность у фондов также запросы на создание телеграм-ботов, интеграцию CRM-систем и другие задачи с применением технологий искусственного интеллекта. Автоматизация процессов и сервисных функций НКО, в том числе ориентированных на помощь благополучаетелям, позволяет фондам сокращать издержки на персонал, экономить средства в пользу системных решений.
Вторая по популярности сфера помощи – дизайн. В ней появляются запросы на разработку дизайна сувенирной продукции, брендбуков, фирменного стиля, логотипов – всего, что помогает фондам становиться заметными, привлекательными и в каком то смысле модными. Причем не только для волонтеров и доноров, но и для потенциальных партнеров, включая крупный бизнес. Чем более современный дизайн, чем более легкий язык коммуникации, тем более НКО профессиональны и востребованы для сотрудничества.
Заданий очень много, они бывают и творческими, и вполне прикладными - простыми и быстро выполняемыми одним волонтером, возникающими в ежедневной операционной деятельности фонда.
Говоря о географии пользователей платформы ProCharity, в основном это центральные регионы России, хотя общая численность городов уже переросла отметку 100. И если фонды у нас по требованиям проходят только российские, то присутствие волонтеров уже сейчас выходит далеко за пределы страны – неравнодушные профессионалы регистрируются из самых разных уголков света. Как правило, это люди 25-45 лет, с активной жизненной позицией и опытом участия с благотворительности или волонтерских программах, узнавшие о платформе из СМИ или социальных сетей. С точки зрения специализации – самые активные те, кто находится на стыке профессий или стремится к горизонтальному развитию и проходит переквалификацию, обучение новым направлениям, такие мультифункциональные люди-эксперты.
Через выполнение заданий с платформы, они с удовольствием осваивают новые для себя сферы, и это в том числе помогает им в карьерном развитии, расширении личного портфолио, привлечении новых заказов и предложений по работе.
Передовиков интеллектуального производства, которые выполняют или публикуют больше всего заданий в течение года, мы знаем в лицо. Ежегодно мы проводим торжественную Премию интеллектуального волонтерства ProCharity, на которой награждаем самых активных волонтеров, представителей фондов и компаний-корпоративных партнеров. Самые приверженные из них часто становятся амбассадорами проекта, выступают спикерами на мероприятиях, дают комментарии в публикациях и делятся своим опытом с другими, менее опытными волонтерами. Они рассказывают о том, что их мотивирует, вдохновляет и заставляет выделать все больше и больше времени на благотворительность – так работает сетевой эффект, и это очень помогает нам в маркетинговых задачах, продвижении проекта и всей идеи pro bono в целом.
Расскажите нашим читателям об интеллектуальном волонтерстве так, чтобы им тоже захотелось принять в нем участие.
Наталия Малафеева: У нас есть ряд тезисов, которые мы транслируем аудитории и в наших каналах, и во всевозможных pr-кампаниях. Во-первых, интеллектуальная и профессиональная помощь крайне востребована у НКО и эффективно может быть использована фондом для конечного результата – оказания социальной услуги или достижения того самого социального изменения, ради которых организация когда-то была создана. Если мы говорим о помощи благополучателям, то вместе с объемами и качеством оказываемой помощи может значительно вырасти и их количество - благодаря тому интеллектуальному вкладу, который совершили волонтеры в решение конкретной задачи. Ведь эта, казалось бы, промежуточная задача может быть ключевой для организации – например, настройка платежного сервиса на сайте благотворительного фонда может кратно увеличить объемы собранных пожертвований, а структурно составленная и качественно оформленная презентация о фонде поможет привлечь новых доноров и партнеров. Все это в конечном счете конвертируется в социальную помощь.
Конечно, мы не сравниваем важность финансовой благотворительной помощи с интеллектуальной. И, если есть возможность – рекомендуем систематически участвовать и в том, и в другом виде помощи. Пожертвования по-прежнему являются основой жизнедеятельности любой некоммерческой организации, ведь расходы на приобретение лекарств, лечение, сопровождение нуждающихся в помощи людей будут всегда, и денежная помощь не уйдет на второй план.
Однако часть административных или дополнительных расходов как раз можно компенсировать и значительно сэкономить фондам именно за счет pro bono волонтерства – то есть бесплатной профессиональной помощи.
Кроме того, интеллектуальное волонтерство помогает волонтерам не только применить свой профессиональный опыт и знания, но при этом тут же конвертирует их в помощь, в важное социальное изменение, к которому стремится наше общество.
Платформа создана для того, чтобы объединять и соединять людей между собой, «мэтчить» волонтеров с сотрудниками некоммерческих организаций. И прежде всего, удобна она тем, что позволяет оказывать помощь онлайн, находясь в любой точке мира, выбирать фонд из родного города или проблематика которого больше всего откликается – и помогать именно ему.
Еще у нас на платформе встроена система «геймификации», а также программа лояльности для волонтеров - система бонусов и привилегий, с помощью которой мы поощряем волонтеров за выполненные задания и достижения на платформе. Каждый пользователь таким образом становится участником социальной сетевой программы с игровыми механиками, системой внутренних оценок, виртуальными баллами и статусами, личным и профессиональным рейтингом - и чем выше этот рейтинг у волонтера, тем более он востребован как профессионал, тем больше у него шансов на новые достижения и возможности, включая получение заветной статуэтки на ежегодной Премии ProCharity.
Там мы награждаем самых активных представителей интеллектуального волонтерства, и это не только почетный статус, но и ценные призы и подарки от наших партнеров. Среди таких, например, были билеты в Большой театр, авиабилеты в Париж, образовательные курсы и другие подарки, открывающие двери в мир новых возможностей. А главное, победители и номинанты имеют возможность лично познакомиться со своим кумиром - амбассадором платформы Иваном Ургантом, который ведет церемонию и лично поздравляет каждого победителя.
Одной из ценностей участия в проекте для волонтеров мы видим возможность стать частью большого, профессионального и очень разнообразного сообщества людей, объединенных идеей pro bono помощи. Стремительно растущий спрос на интеллектуальное волонтерство среди НКО, образовательных и бизнес-структур говорит о формировании нового очень правильного и важного общественного тренда. Скоро мы увидим этому подтверждение в виде универсальных социальных рейтингов на платформах для поиска работы, учета баллов волонтерской активности в образовательных системах и других проявлениях в разных сферах жизни.
И конечно, интеллектуальное волонтерство позволяет превратить себя из просто профессионала в профессионального Человека.
Какие барьеры существуют и что может помешать человеку первый раз откликнуться на задание?
Наталия Малафеева: Мы проводили опросы и выявили, что одним из барьеров часто становится страх не выполнить задание достаточно качественно или так, как того ожидает заказчик, не справиться с поставленной задачей в срок. Причем чаще всего он связан именно с недостатком времени, но не компетенций. Ведь фонды как скорая помощь, постоянно спасают людей, животных, нашу планету из всевозможных бедствий, работая в режиме сверхсрочности. Она и определяет дедлайны выполнения задач, сроки у них зачастую гораздо более сжатые, чем у среднестатистического заказчика на рынке.
Для волонтеров же деятельность на платформе скорее всего не является приоритетной, и часто волонтерская работа выполняется в свободное от работы или другой занятости время. Конечно, в этих условиях сложно выполнять задания с критичными сроками. Для этого мы проводим работу с фондами – готовим их к работе с интеллектуальными волонтерами, учим, что с волонтерами нужно быть более гибкими и лояльными, осовенно в вопросах сроков. Что же касается пожелания к волонтерам, то главное – давать оперативную и развернутую обратную связь представителю НКО, именно так происходит контакт, тот самый «мэтч», после которого обе стороны начинают эффективно взаимодействовать.
Иногда человек может сразу не найти задание под свою компетенцию, его может не быть на платформе в моменте. А не увидя для себя возможности поволонтерить, человек может уйти с платформы и никогда на нее не вернуться. В этом случае мы рекомендуем подписаться на телеграмм-бота, и отмечать свои компетенции и навыки, которые могут пригодиться в работе с фондами – так волонтер будет оперативно получать уведомления о новых заданиях, соответствующих отмеченным навыкам, и иметь возможность так же оперативно на них откликаться.
Еще волонтеры боятся негативной обратной связи. Монитор с одной стороны – это мостик, соединяющий двух людей из разных концов света, с другой – это может быть и барьер к открытому и глубокому диалогу. Профессионалы-исполнители иногда не понимают, кто находится по ту сторону и выступает заказчиком, не имеют с ним личного контакта. На самом же деле, эти опасения не имеют под собой оснований - благодарные представители НКО максимально открыты к общению и очень ценят помощь людей, безвозмездно оказывающих профессиональную помощь. Вы с трудом найдете у нас на платформе негативные отзывы от фондов в профилях волонтеров – их просто нет. Даже если человек не справился или попросил снять с него задание, фонды относятся с пониманием, потому что для них платформа – это ценный ресурс возможностей, а каждый новый волонтер - подарок судьбы в виде профессионала, готового бесплатно включаться в операционку и выполнить их работу.
Основная рекомендация для волонтеров – не бояться совершить первый шаг и зарегистрироваться на платформе, затем подробно заполнив свой профиль, чаще и больше откликаться на задания, пробовать новые для себя задачи, задавать вопросы – ответы на них помогают оценить свои возможности, время для выполнения задания и принять правильное решение. А еще рассказывать о своем участии в добрых делах всем – близким, друзьям, коллегам, работодателю, - ведь таким образом можно подать им пример, и самим стать частью сообщества неравнодушных профессионалов и привлечь в него своих единомышленников.
Оксана Разумова:
Вы можете находиться где-угодно, в любой точке мира – и помогать. Разве это не прекрасно?
Вам не нужны деньги, чтобы помогать.
Не обязательно иметь огромное количество свободного времени, чтобы помочь и сделать задание для кого-то из фондов. На каждом задании указано примерное количество времени, которое оно потребует.
Сегодня на платформе Pro Charity 3030 волонтеров, объединенных одной внутренней миссией и идеей. Фонд недавно устраивал волонтерский конвент, где наши интеллектуальные волонтеры могли познакомиться. Мы с Наташей Малафеевой его модерировали. Атмосфера была фантастическая! Легкая, веселая. Так всегда бывает, когда люди на одной волне. Так что вы можете стать частью большого и удивительного сообщества.
И да, лицо проекта – Иван Ургант. Именно он ежегодно вручает премию нашим лучшим интеллектуальным волонтерам. Возможно, этим человеком в 2022 будете именно вы! Надо просто зайти на www.procharity.ru, зарегистрироваться и найти ваше направление экспертной помощи.