Найти тему
Мяч!Медиа

Фонд «Друзья»: «Вам не нужны деньги или много свободного времени, чтобы помогать»

Фонд «Друзья» занимается развитием системной благотворительности через повышение квалификации и профессионализма сотрудников НКО, а также через привлечение в эту индустрию специалистов из бизнеса и различных профессиональных областей. Помимо образовательных проектов и системной работы с бизнесом фонд развивает интеллектуальное волонтерство через платформу ProCharity.

Чем можно помочь некоммерческим организациям, не выходя из дома, и какую пользу от этого могут получить сами волонтеры Мяч!Медиа рассказали председатель правления фонда «Друзья» Оксана Разумова и со-руководитель проекта ProCharity Наталия Малафеева.

Ваш фонд ставит перед собой решение системных задач, в то время как большинство «НКО для НКО» работают куда локальнее. Как вы решились пойти таким «непротоптанным» путем?

Оксана Разумова: «Непротоптанный» путь – отличное словосочетание. Наши учредители – Гор Нахапетян, Ян Яновский и Дмитрий Ямпольский – в благотворительности много лет. И они, каждый в своей филантропическо-волонтерской практике, сталкивались с непрофессионализмом людей в этой сфере. При этом все трое в бизнесе давно, через многое прошли, на какие-то «грабли» наступили, поэтому сразу видели, где общественникам не хватало компетенций. Сейчас ситуация меняется – и это радует! Но у многих НКО всё еще недостаточно знаний и навыков, а индустрия не может развиваться «на коленке».

Тогда они втроем приняли решение, что создадут фонд, главной задачей которого будет профессионализация сферы. Для этого фонд «Друзья» развивает интеллектуальное волонтерство, реализует образовательные проекты и системные проекты с бизнесом.

-2

По сей день большинство запросов от руководителей НКО, которые приходят к нам за экспертной или интеллектуальной помощью, упирается в отсутствие стройной стратегии. Потому что это основа, опираясь на которую уже можно развивать коммуникационную стратегию, фандрайзинговую, партнерства, коллаборации, равно как и операционную систему внутри НКО.

Поначалу, думаю, многие видели в «Друзьях» эдаких циничных бизнесменов, но это не так. Мы всегда были уверены, что без души никакая НКО не взлетит. Но только на этом далеко не улетишь. Нужен еще классный летательный аппарат – современный, быстрый, мощный и, что особенно важно в наши дни, маневренный.

Какие изменения в индустрии вы наблюдаете за 6 лет существования фонда?

Оксана Разумова:

  • Появились новые ролевые модели. Еще 8 лет назад большинство средних и небольших некоммерческих организаций мечтали стать как «Подари Жизнь». Сейчас есть и другие НКО, на которые можно равняться.
  • Корпоративные и именные фонды стали заметнее. Их программы стали сложнее и, я бы даже сказала, бескомпромисснее . Они оказывают реальную и ощутимую поддержку индустрии.
  • Сотрудничество. Если раньше мы только говорили о необходимости взаимодействия и коллабораций в секторе, но в реальности уровень скрытой конкурентности был страшно высок, то сейчас все таки стали появляться кейсы реального сотрудничества. Чего только стоит объединение трех крупных фондов «Вера», «Подари жизнь» и «Старость в радость» в лоббировании системы долговременного ухода и многие другие истории.
  • Переход от «слёзного» фандрайзинга к смысловому. Не скажу, что весь бизнес уже начал смотреть на благотворительность как на партнера, но усиление этого тренда чувствуется. И яркие кейсы, например, как у нас в фонде «Друзья» с Wildberries или Яндексом – тому примеры.
  • НКО стали задумываться о технологизации процесса, кибербезопасности, использовании новых технических средств, которые дают возможность делать гибридные ивенты для фандрайзинга, интегрировать туда гейминг, например. Да, к сожалению, количество тех, кто может себе это позволить, пока невелико. Но, я уверена, немаловажно уже то, что этим стали интересоваться и этому учиться.

Все больше людей в индустрии осознает необходимость меняться, учиться новому, не стесняться просить экспертной помощи, поддержки.

И признавать, что, возможно, то, что они создавали годами, нужно серьезно преобразовать, сменить видение и операционных подход, чтобы стать успешнее. Потому что успешность – это, в конечном итоге, возможность помочь большему количеству своих подопечных.

Платформа ProCharity – это технологичный способ стать интеллектуальным волонтером и дистационно помочь одному из 600 фондов, которые прошли вашу верификацию. В 2021 году волонтеры выполнили на платформе 1500 заданий от НКО. Расскажите, какие интересные задания там бывают, какие специалисты наиболее востребованы и кто они – ваши волонтеры?

Наталия Малафеева:

У нас есть разные профессиональные категории:

  • юридические услуги
  • IT
  • менеджмент
  • маркетинг и коммуникации
  • фандрайзинг
  • дизайн и верстка
  • фото и видео услуги
  • переводы с иностранных языков
  • стратегический консалтинг
  • обучение и тренинги

С момента создания платформы было выполнено около 4000 заданий. Самые востребованные категории – это дизайн и верстка, а также маркетинг и коммуникации.

Бывали задания, которые требовали редких навыков, но и для них мы находили исполнителей благодаря сетевому эффекту платформы: волонтеры смежных специальностей получали уведомление о новых заданиях и овладевали необходимыми навыками буквально на ходу. Например, у нас была разработка 3D-ролика/динамического макета для голографического вентилятора – вообще, это довольно редкий инструмент indoor рекламы, который используют в основном в ритейле или оформлении торговых пространств, и тем не менее один из фондов хотел использовать этот носитель для своих благотворительных целей. Это частный случай, но он дает представление о разнообразии профессиональных запросов.

Наиболее часто возникают запросы на привлечение специалистов с ИТ-экспертизой. Это и продуктологи, и разработчики, и дизайнеры, оценивающие пользовательский опыт.

-3

Иногда даже требуется помощь разработчиков компьютерных видеоигр. Так, к международному Дню донора крови была разработана просветительская игра-бродилка для фонда Donor Search, благодаря которой пользователь получал знание о важности и необходимости становиться донором крови и кому это прежде всего нужно. Реализованный кейс не только получил многочисленные награды в области креативных социальных рекламных кейсов, но и позволил привлечь новых доноров, то есть задачу свою отработал.

В категории IT набирают популярность у фондов также запросы на создание телеграм-ботов, интеграцию CRM-систем и другие задачи с применением технологий искусственного интеллекта. Автоматизация процессов и сервисных функций НКО, в том числе ориентированных на помощь благополучаетелям, позволяет фондам сокращать издержки на персонал, экономить средства в пользу системных решений.

Вторая по популярности сфера помощи – дизайн. В ней появляются запросы на разработку дизайна сувенирной продукции, брендбуков, фирменного стиля, логотипов – всего, что помогает фондам становиться заметными, привлекательными и в каком то смысле модными. Причем не только для волонтеров и доноров, но и для потенциальных партнеров, включая крупный бизнес. Чем более современный дизайн, чем более легкий язык коммуникации, тем более НКО профессиональны и востребованы для сотрудничества.

Заданий очень много, они бывают и творческими, и вполне прикладными - простыми и быстро выполняемыми одним волонтером, возникающими в ежедневной операционной деятельности фонда.

Говоря о географии пользователей платформы ProCharity, в основном это центральные регионы России, хотя общая численность городов уже переросла отметку 100. И если фонды у нас по требованиям проходят только российские, то присутствие волонтеров уже сейчас выходит далеко за пределы страны – неравнодушные профессионалы регистрируются из самых разных уголков света. Как правило, это люди 25-45 лет, с активной жизненной позицией и опытом участия с благотворительности или волонтерских программах, узнавшие о платформе из СМИ или социальных сетей. С точки зрения специализации – самые активные те, кто находится на стыке профессий или стремится к горизонтальному развитию и проходит переквалификацию, обучение новым направлениям, такие мультифункциональные люди-эксперты.

Через выполнение заданий с платформы, они с удовольствием осваивают новые для себя сферы, и это в том числе помогает им в карьерном развитии, расширении личного портфолио, привлечении новых заказов и предложений по работе.

-4

Передовиков интеллектуального производства, которые выполняют или публикуют больше всего заданий в течение года, мы знаем в лицо. Ежегодно мы проводим торжественную Премию интеллектуального волонтерства ProCharity, на которой награждаем самых активных волонтеров, представителей фондов и компаний-корпоративных партнеров. Самые приверженные из них часто становятся амбассадорами проекта, выступают спикерами на мероприятиях, дают комментарии в публикациях и делятся своим опытом с другими, менее опытными волонтерами. Они рассказывают о том, что их мотивирует, вдохновляет и заставляет выделать все больше и больше времени на благотворительность – так работает сетевой эффект, и это очень помогает нам в маркетинговых задачах, продвижении проекта и всей идеи pro bono в целом.

Расскажите нашим читателям об интеллектуальном волонтерстве так, чтобы им тоже захотелось принять в нем участие.

Наталия Малафеева: У нас есть ряд тезисов, которые мы транслируем аудитории и в наших каналах, и во всевозможных pr-кампаниях. Во-первых, интеллектуальная и профессиональная помощь крайне востребована у НКО и эффективно может быть использована фондом для конечного результата – оказания социальной услуги или достижения того самого социального изменения, ради которых организация когда-то была создана. Если мы говорим о помощи благополучателям, то вместе с объемами и качеством оказываемой помощи может значительно вырасти и их количество - благодаря тому интеллектуальному вкладу, который совершили волонтеры в решение конкретной задачи. Ведь эта, казалось бы, промежуточная задача может быть ключевой для организации – например, настройка платежного сервиса на сайте благотворительного фонда может кратно увеличить объемы собранных пожертвований, а структурно составленная и качественно оформленная презентация о фонде поможет привлечь новых доноров и партнеров. Все это в конечном счете конвертируется в социальную помощь.

Конечно, мы не сравниваем важность финансовой благотворительной помощи с интеллектуальной. И, если есть возможность – рекомендуем систематически участвовать и в том, и в другом виде помощи. Пожертвования по-прежнему являются основой жизнедеятельности любой некоммерческой организации, ведь расходы на приобретение лекарств, лечение, сопровождение нуждающихся в помощи людей будут всегда, и денежная помощь не уйдет на второй план.

Однако часть административных или дополнительных расходов как раз можно компенсировать и значительно сэкономить фондам именно за счет pro bono волонтерства – то есть бесплатной профессиональной помощи.

Кроме того, интеллектуальное волонтерство помогает волонтерам не только применить свой профессиональный опыт и знания, но при этом тут же конвертирует их в помощь, в важное социальное изменение, к которому стремится наше общество.

Платформа создана для того, чтобы объединять и соединять людей между собой, «мэтчить» волонтеров с сотрудниками некоммерческих организаций. И прежде всего, удобна она тем, что позволяет оказывать помощь онлайн, находясь в любой точке мира, выбирать фонд из родного города или проблематика которого больше всего откликается – и помогать именно ему.

Еще у нас на платформе встроена система «геймификации», а также программа лояльности для волонтеров - система бонусов и привилегий, с помощью которой мы поощряем волонтеров за выполненные задания и достижения на платформе. Каждый пользователь таким образом становится участником социальной сетевой программы с игровыми механиками, системой внутренних оценок, виртуальными баллами и статусами, личным и профессиональным рейтингом - и чем выше этот рейтинг у волонтера, тем более он востребован как профессионал, тем больше у него шансов на новые достижения и возможности, включая получение заветной статуэтки на ежегодной Премии ProCharity.

Там мы награждаем самых активных представителей интеллектуального волонтерства, и это не только почетный статус, но и ценные призы и подарки от наших партнеров. Среди таких, например, были билеты в Большой театр, авиабилеты в Париж, образовательные курсы и другие подарки, открывающие двери в мир новых возможностей. А главное, победители и номинанты имеют возможность лично познакомиться со своим кумиром - амбассадором платформы Иваном Ургантом, который ведет церемонию и лично поздравляет каждого победителя.

Одной из ценностей участия в проекте для волонтеров мы видим возможность стать частью большого, профессионального и очень разнообразного сообщества людей, объединенных идеей pro bono помощи. Стремительно растущий спрос на интеллектуальное волонтерство среди НКО, образовательных и бизнес-структур говорит о формировании нового очень правильного и важного общественного тренда. Скоро мы увидим этому подтверждение в виде универсальных социальных рейтингов на платформах для поиска работы, учета баллов волонтерской активности в образовательных системах и других проявлениях в разных сферах жизни.

И конечно, интеллектуальное волонтерство позволяет превратить себя из просто профессионала в профессионального Человека.

Какие барьеры существуют и что может помешать человеку первый раз откликнуться на задание?

Наталия Малафеева: Мы проводили опросы и выявили, что одним из барьеров часто становится страх не выполнить задание достаточно качественно или так, как того ожидает заказчик, не справиться с поставленной задачей в срок. Причем чаще всего он связан именно с недостатком времени, но не компетенций. Ведь фонды как скорая помощь, постоянно спасают людей, животных, нашу планету из всевозможных бедствий, работая в режиме сверхсрочности. Она и определяет дедлайны выполнения задач, сроки у них зачастую гораздо более сжатые, чем у среднестатистического заказчика на рынке.

Для волонтеров же деятельность на платформе скорее всего не является приоритетной, и часто волонтерская работа выполняется в свободное от работы или другой занятости время. Конечно, в этих условиях сложно выполнять задания с критичными сроками. Для этого мы проводим работу с фондами – готовим их к работе с интеллектуальными волонтерами, учим, что с волонтерами нужно быть более гибкими и лояльными, осовенно в вопросах сроков. Что же касается пожелания к волонтерам, то главное – давать оперативную и развернутую обратную связь представителю НКО, именно так происходит контакт, тот самый «мэтч», после которого обе стороны начинают эффективно взаимодействовать.

-5

Иногда человек может сразу не найти задание под свою компетенцию, его может не быть на платформе в моменте. А не увидя для себя возможности поволонтерить, человек может уйти с платформы и никогда на нее не вернуться. В этом случае мы рекомендуем подписаться на телеграмм-бота, и отмечать свои компетенции и навыки, которые могут пригодиться в работе с фондами – так волонтер будет оперативно получать уведомления о новых заданиях, соответствующих отмеченным навыкам, и иметь возможность так же оперативно на них откликаться.

Еще волонтеры боятся негативной обратной связи. Монитор с одной стороны – это мостик, соединяющий двух людей из разных концов света, с другой – это может быть и барьер к открытому и глубокому диалогу. Профессионалы-исполнители иногда не понимают, кто находится по ту сторону и выступает заказчиком, не имеют с ним личного контакта. На самом же деле, эти опасения не имеют под собой оснований - благодарные представители НКО максимально открыты к общению и очень ценят помощь людей, безвозмездно оказывающих профессиональную помощь. Вы с трудом найдете у нас на платформе негативные отзывы от фондов в профилях волонтеров – их просто нет. Даже если человек не справился или попросил снять с него задание, фонды относятся с пониманием, потому что для них платформа – это ценный ресурс возможностей, а каждый новый волонтер - подарок судьбы в виде профессионала, готового бесплатно включаться в операционку и выполнить их работу.

Основная рекомендация для волонтеров – не бояться совершить первый шаг и зарегистрироваться на платформе, затем подробно заполнив свой профиль, чаще и больше откликаться на задания, пробовать новые для себя задачи, задавать вопросы – ответы на них помогают оценить свои возможности, время для выполнения задания и принять правильное решение. А еще рассказывать о своем участии в добрых делах всем – близким, друзьям, коллегам, работодателю, - ведь таким образом можно подать им пример, и самим стать частью сообщества неравнодушных профессионалов и привлечь в него своих единомышленников.

Оксана Разумова:

Вы можете находиться где-угодно, в любой точке мира – и помогать. Разве это не прекрасно?

Вам не нужны деньги, чтобы помогать.

Не обязательно иметь огромное количество свободного времени, чтобы помочь и сделать задание для кого-то из фондов. На каждом задании указано примерное количество времени, которое оно потребует.

Сегодня на платформе Pro Charity 3030 волонтеров, объединенных одной внутренней миссией и идеей. Фонд недавно устраивал волонтерский конвент, где наши интеллектуальные волонтеры могли познакомиться. Мы с Наташей Малафеевой его модерировали. Атмосфера была фантастическая! Легкая, веселая. Так всегда бывает, когда люди на одной волне. Так что вы можете стать частью большого и удивительного сообщества.

И да, лицо проекта – Иван Ургант. Именно он ежегодно вручает премию нашим лучшим интеллектуальным волонтерам. Возможно, этим человеком в 2022 будете именно вы! Надо просто зайти на www.procharity.ru, зарегистрироваться и найти ваше направление экспертной помощи.