Я сама редко отказываюсь от выполнения ТЗ на интересные мне вакансии - наверное, потому что я любопытна :)
Как рекрутер, я сталкивалась с тестовыми заданиями для редакторов, дизайнеров, бренд-менеджеров, разработчиков, консультантов 1С. Хочу с вами поделиться, что кандидаты думают про тестовые задания, почему они их не любят, какие бывают ТЗ и как их выполнять. Чтобы не перегружать вас длинными текстами - разберемся в режиме "вопрос-ответ".
Какая реакция кандидатов на ТЗ обычно?
Всегда есть вакансии, где ТЗ нет ;)
Всегда есть кандидаты, которые к тестовым заданиям будут не готовы: "Я - бог, ТЗ - на фиг!"
Зачем оно нужно?
Цель тестового задания - Отсечь неподходящих кандидатов
Почему нельзя оценить это по портфолио?
Из портфолио не видно, КАК кандидат делает свою работу
Из портфолио не видно, как он это сделает в НАШЕЙ ТЕМЕ - есть риски, что не подойдет продукту, команде и т.д.
Не понятна РОЛЬ кандидата в конечном продукте/результате
Ради кого выполнять тестовое задание?
Выполнять для себя, если опыта немного и нужно пополнить портфолио. Или очень интересная задача (как я справлюсь?) или очень хочу попасть в эту компанию. В этом видео подробнее
А судьи кто?
Оценка ТЗ - субъективна всегда, стандарты "хорошести" - разные у всех работодателей! То, что подходит одному, другому - 🤮
Есть ли выгоды от ТЗ кандидату?
Есть, смотрите, какие и сколько их:
+ примерить фронт работ на себя вообще (не теряем три месяца, экономия времени с двух сторон - работодателя и кандидата)
+ посмотреть в реальности на взаимодействие внутри (никогда на 100% не поймешь, пока не попробуешь)
+ возможность претендовать на вакансию кандидатам без опыта/или с нерелевантным опытом
+ возможность добавить кейс для брендовой компании в портфолио
+ обратная связь от крутых экспертов (тут если повезет)
+ реальные интересные кейсы для молодых специалистов
+ возможность пополнить портфолио, ДАЖЕ если получил отказ
+ тестовое задание позволяет отделить "яхочу", "ясправлюсь" от "высможете" (выгода опять для обеих сторон)
Когда (на каком этапе оценки) должно появляться ТЗ?
Во-первых, ТЗ должно быть в тему и к месту (попробуйте разработчику предложить ;) и посмотрите на реакцию)
Если до собеседования:
- кандидатов очень много и компания может себе позволить такую роскошь, здесь ТЗ как раз выполняет сугубо "отсеивающую роль"
- может оцениваться как неуважение к кандидатам (они-то еще не приняли решение, насколько им интересна компания), здесь можно потерять значительную часть самых интересных и опытных соискателей
- есть и положительный момент - если ТЗ выдается на первом этапе - это уникальная возможность для кандидатов обойти заслоны и стереотипы типа: "да ему 50 лет!", "он - оуверквалифайд" или "хороших дизайнеров-женщин не существует в природе"
Если после собеседования:
- выгодно работодателю - он уже "примерил" кандидата на себя, понял, что первично сможет работать вместе ("химия" + портфолио), тогда готов тратить время на оценку ТЗ конкретного кандидата, а не всех подряд
- выгодно кандидату: он присмотрелся к компании, она как минимум не вызывает отторжения, он понимает что это будет за задание и зачем ему его выполнять
- у работодателя в таком случае есть возможность дополнительно простимулировать кандидата на выполнение ТЗ (контакт произошел, вакансией заинтересовали, процесс сделали прозрачным)
Какие бывают тестовые задания?
- короткие или объемные
- скучные или интересные
- оплачиваемые или нет
Как оценивается ТЗ, помимо сути (функциональных навыков)?
- нестандартный подход
- подача
- внимательность кандидата
- количество дополнительных вопросов (здесь нет правильного ответа - кто-то из заказчиков любит, когда задают вопросы, чтобы вникнуть в глубину, кто-то - наоборот считает, что много уточняющих вопросов - это зло)
- ответственность (сказал - сделал или перенос сроков несколько раз)
- коммуникации во время взаимодействия
- коммуникации после результатов оценки (оспаривание результатов, вопросы использования/неиспользования результатов)
Почему кандидаты не любят тестовые задания?
- нет обратной связи от работодателя
- они не развивают, не дают пользы для выполняемого
- есть бестолковые ТЗ (скучные, неинтересные, с непонятной целью), их достаточно много
- требуют много времени на погружение и анализ
- мутные задания - не понятно, как выполнять, не понятны критерии оценки (что оценивается)
Ну и высший пилотаж от компании, который обожают кандидаты, потому что чувствуют индивидуальный подход - когда компания не только дает развернутую обратную связь по результатам выполненного тестового задания, где разбирает слабые и подсвечивает сильные его моменты, но и рекомендует что-то (почитать книги такие-то) или кого-то, чтобы недостающие навыки прокачать. Честно - компаний таких очень мало, но представляете, какой взрывной след они оставляют в душе кандидата...
#тесты #тестовыезадания #работа #трудоустройство #вопросы