Найти тему
ИстПросвет

Рабовладельческое государство Русь: миф или реальность

Оглавление

На первый взгляд, такое название может показаться провокационным. Поэтому давайте начнём, например, с Великого княжества Литовского. Если в нем были рабы (они же холопы), значит с полной уверенностью можно говорить о том, что там существовало рабовладение. Стало быть, средневековая Литва, в известном смысле, была рабовладельческим государством. Итак.

Такого рабства в России не было
Такого рабства в России не было

Судьба пленного в Великом княжестве Литовском

Согласно Литовским статутам, изданным в 16 веке, плен официально числился одним из источников неволи:

"Тэж уставляем,иж невольницы мают быти... которые полоном заведены суть з земли неприятелское...".

Рассмотрим примеры, как это работало. Польский воевода Мелецкий во время осады Полоцка в 1579 году взял город Сокол, перебил весь русский гарнизон и "возвратившись с войском к королю, привёл с собой большое число пленников, которых частию подарил публично королю, а частью - друзьям".

Участник Ливонской войны Р. Гейденштейн писал, что области вокруг Заволочья, Великих Лук, Пскова и Новгорода практически опустели:

"Сколь велико было число молодых людей, взятых в плен, можно заключить из того, что почти не было ни одного частного человека из [польско-литовских] дворян, который бы не имел одного или двух у себя в неволе; многие имели их больше".

Можно было бы привести множество других примеров, но и так уже ясно, что литовцы, как минимум, до конца 16 века превращали военнопленных в рабов. Теперь посмотрим, что было у нас.

Средневековые войны для многих заканчивались пленом
Средневековые войны для многих заканчивались пленом

Типичные случаи

В России законодательные акты наподобие "Русской правды" или "Судебника" Ивана IV не содержат статей, указывающих на плен, как источник рабства. Но вот что интересно. С каждой войны, с кем бы она не проводилась (хотя бы даже с соседним княжеством), князья и ратники постоянно приводили домой пленников. Вот несколько примеров, взятых наугад.

Во время похода Андрея Боголюбского на Новгород в 1169 году суздальцы, как писал летописец, "пришед в землю их [новгородскую] много зла створили, села все взяли и пожгли и людей по селам посекли, а жен с детьми, имущество и скот захватили" (ПСРЛ. Т. 1. С. 249).

В другой раз суздальцы во главе с князем Мстиславом потерпели от Новгорода поражение. В плен попало столько людей, что, как сказано в новгородском летописании, на рынке суздальца можно было купить за "две ногаты", то есть всего за пару мелких монет (ПСРЛ. Т. 3. С. 15). Карамзин сообщает, что десять пленных продавали за одну гривну (Карамзин Н.М. История. Т. 3. С. 13-14).

В 1116 году князь Мстислав Владимирович с новгородцами напал на ливов, разорил "бесчисленное множество погостов" и всюду захватывал пленных, уводя их в "полон" (Соловьев С.М. История. Т. 2. Стб. 357; Татищев В.Н. История. Кн. 2. С. 218).

В 1130 году новгородцы под командой князя Всеволода напали на Эстонию, "иссекли" множество туземцев, пожгли их "хоромы", "а жен и детей привели домой" (ПСРЛ. Т. 3. IV. Новгородские летописи. С. 6).

В 1176 году Мстислав Ростиславович Храбрый вторгся в "Чудскую землю" и увёл с собой огромное количество "челяди и скота" (Соловьев С.М. История. Т. 2. Стб. 571-572).

В 1217 году отряды князя Владимира Мстиславовича взяли ливонский город Оденпе пленили "множество чуди" и разграбили "все их богатство" (Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. С. 183-184; Татищев В.Н. История. Кн.3. С. 402-403).

Прибалты при случае тоже не оставались в долгу. В 1221 году они организовали вторжение в Ижорскую землю, карали всех без разбора, "перебили много мужчин, увели массу пленных обоего пола", а скот, что не могли захватить с собой, истребили. "И воротились они, - пишет Генрих Латвийский, - с большой добычей, наполнив Эстонию и Ливонию русскими пленными..." (Генрих Латвийский. Указ. соч. С. 221).

Перенесемся в 16 век

В 16 веке положение дел не меняется. Вот Иван Грозный идёт на Казань. Читаем летопись: "И повоевали Арьскую сторону всю, многих людей побили, а жён их и детей в полон поимали" (ПСРЛ, Т. 13. С. 507). В боях за Казань воины царя Ивана "сверепо безбожных татар убиваху и живых бесчисленно пленяху" (Там же, С. 506). После завоевания Казанского царства Иван Грозный вернулся в Москву, "ведя с собой ... бесчисленно плена" (Казанская история. М.-Л., С.165).

Аналогичная картина повторилась на западных границах Московского государства. При взятии Смилтина "литовских людей побили... и привели полону 3 200 человек" (Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966. С. 221) и так далее. В хронике Александра Гваньини говорится, что из-под Полоцка в 1563 году Иван Грозный увёл с собой около 50 тысяч пленных. Никоновская летопись частично подтверждает это сообщение.

Нелёгкая доля
Нелёгкая доля

Выводы

Итак, пленных приводили в Россию из каждой войны. Часто приводили помногу. Зачем? Ответ частично дан в предыдущем пункте: "на рынке суздальца можно было купить за "две ногаты", то есть всего за пару мелких монет". Пленников (полоняников, как тогда говорили), использовали в доме, в хозяйстве или продавали на рынке. Сигизмунд Герберштейн, побывавший в Москве в 1517 и 1526 годах, писал: "Более знатные имеют рабов, по большей части купленных или взятых в плен" (Герберштейн С. Записки о московских делах. СПб., 1908. С. 74).

"В начале 50- годов XVI века правительство рассматривало пленных как полную собственность землевладельцев, которые вольны были распоряжаться их судьбами по своему усмотрению".

К такому выводу приходит крупный специалист в вопросах изучения холопства и крепостничества в России 15-16 веков Е.И. Колычева.

Полоняниками, а, следовательно, рабами, могли стать казанские татары, а могли и полоцкие, смоленские, тверские христиане. Этой практике была не одна сотня лет. Помните "Слово о полку Игореве":

"Князь великий Всеволод! ...

Если б ты привёл на помощь рати,

Чтоб врага не выпустить из рук, -

Продавали б девок по ногате,

А рабов - по резани на круг".

А это 1185 год! И не было разницы, половцев продавать на рынке или суздальцев, или новгородцев, или своих же собственных москвичей, ведь были ещё и другие формы похолопления: полное холопство, докладное холопство, брак как источник рабства.

P.S.

Я не советовал бы читателям зацикливаться на этом сюжете. Это далёкое прошлое. К сожалению, оно было не идеальным. Но ведь и другие народы использовали рабство в своей жизни. Мы эти примеры знаем. А теперь будем знать, что и в нашей истории были тёмные пятна. Главное, чтобы их не было в настоящем. Пока.