В 1987 году были выпущены первые прототипы. Но в 1988 году решение о снятии с производства "Чайки" ГАЗ-14 вынудило разработать самого дорогого представителя "Волги" - ГАЗ-3105. Этот автомобиль был очень необычным не только для Горьковского завода, но и для всего российского автопрома.
При разработке новой "Волги" Горький внимательно изучил седаны Ford Sierra, Lancia Thema и Audi 100. Будущий ГАЗ-3105 по своей базе и общей компоновке был очень похож на Audi. Однако здесь сходство было ограниченным.
Последняя "Волга" СССР: что она взяла от Audi?
ГАЗ-3105 - большой седан длиной 5050 мм. Колесная база составляет 2870 мм, что на 70 мм больше, чем у ГАЗ-24, но уже на 580 мм меньше, чем у ГАЗ-14 "Чайка". Впервые в истории завода этот седан получил полный привод.
Последняя советская "Волга": что досталось ей от Audi? Волга получила постоянный полный привод и пневматический блокируемый дифференциал. Оригинальная механическая пятиступенчатая коробка передач (3,6/2,2/1,46/0,98/0,76) имела полый вторичный вал, через который ведущий вал шел к передней оси. Поскольку планировалось только малосерийное производство, автоматическая коробка передач для ГАЗ-3105 не разрабатывалась.
Последняя "Волга" СССР: что она унаследовала от Audi?
ГАЗ-3105 получил оригинальную переднюю подвеску McPherson и реечное рулевое управление, впервые разработанное для автомобилей Волжского банка.
Последняя "Волга" СССР: что она унаследовала от Audi? Новая "Волга" также имела независимую заднюю подвеску с амортизационными стойками. Также впервые в истории завода.
Последняя "Волга" СССР: что досталось ей от Audi? Подвеска Audi 100 на стойках McPherson имела совершенно другую форму и геометрию.
Последняя советская "Волга": что она взяла от Audi? Задняя подвеска Audi с полным приводом также имеет стойки, но с совершенно другой геометрией.
Двигатель ГАЗ-3105 также был полностью новым. Это был оригинальный двигатель V8 с рабочим объемом 3,4 литра (82 × 80 мм). Поршневая группа двигателя сочеталась с двигателем ВАЗ-21083 рабочим объемом 1,5 литра (82 × 71 мм). Двигатель "Волги" был разработан с двумя системами привода. С карбюраторами (K-114, Pirburg или Solex) двигатель развивал 166 л.с. при 5 400 об/мин. С впрыском топлива - 170 л.с. при 5 400 об/мин. Предельный крутящий момент составлял 265 Нм. Довольно приличные показатели для конца 80-х.
Автомобиль ГАЗ-3105 имеет дисковые тормоза на всех колесах (передние вентилируемые). АБС была разработана самостоятельно с использованием импортных деталей и без применения деталей от предыдущих горьковских моделей - ГАЗ-3102 и ГАЗ-14.
Последняя "Волга" СССР: что досталось от Audi?
Интерьер автомобиля ГАЗ-3105 также был переработан. Затем мотивы были использованы при создании более поздних моделей, включая массивную "Волгу" ГАЗ-3110.
Последняя "Волга" СССР: что она взяла от Audi? Дизайн ГАЗ-3105 не стал откровением. Но автомобиль выглядел оригинально и гармонично. Первая версия имела необычные раздельные двери с очень низкой оконной линией. Нижняя часть окна была опущена, но верхняя часть осталась неподвижной. Такое решение явно не подходило для служебного автомобиля.
Последняя "Волга" СССР: что она переняла у Audi? Вторая и последняя версия автомобиля уже имела обычные дверные окна.
Не для суда.
В 1992 году, когда началось мелкосерийное производство автомобиля ГАЗ-3105, те, кому он предназначался, уже попробовали иномарки. Кроме того, мелкосерийный автомобиль оказался очень дорогим. В новых экономических условиях этот проект, который был оригинальным и даже прорывным в нашей автомобильной промышленности, был обречен. Планировалось выпускать 250 автомобилей в год, но в результате к 1996 году было произведено только 55 автомобилей.