Вот интересно получается. Есть письма князя Курбского и воспоминания бывших опричников из европейских наемников. И если почитать их, то получается, что попав к врагам в плен, московским служилым людям назад было лучше не возвращаться, потому что подозрительный царь обошелся бы с бывшими пленниками не самым лучшим образом.
Но с другой стороны – вот есть, например, воевода Фёдор Васильевич Шереметев. Как и положено представителю рода Шереметевых, он всю свою жизнь служил военную службу – сначала в небольших чинах, потом постепенно поднимался, становился воеводой. Порой ему доводилось даже местничать, как получилось в 1575 году, когда Фёдора Шереметева назначили воеводой в Тулу вместе с князем Василием Тюфякиным:
«Князь Михайло писал к государю, что ему с Фёдором быть невместно. И ко князю Михаилу Тюфякину от государя писано: то князь Михайло пишет напрасно, что ему с Фёдором быти невместно, пригоже ему с Фёдором быти. И князю Михаилу в сходе с Фёдором Шереметевым бытии велено. А не будет князь Михайло с Фёдором в сходе, и ему быти в великой опале…»
Большую часть своей военной карьеры Фёдор Шереметев провел на южной границе. Но в 1579 году на свою голову оказался в Ливонии. Как раз в то момент, когда Стефан Баторий начал войну с Россией. 25 сентября, через три недели после взятия Полоцка, Баторий захватил городок Сокол. В этом городе как раз и находился Шереметев, угодивший к полякам в плен.
По имеющимся сведениям в плену Фёдор Шереметев присягнул на верность Баторию. Что не помешало ему вернуться в 1582 году в Москву, после того, как был заключен Ям-Запольский мир. И как не побоялся возвращаться к тирану, особенно после присяги польскому королю? Если она, конечно, была на самом деле, эта присяга.
Но интересно даже не то, что Шереметев вернулся. Интересно, что ему за попадание в плен, потерянный город и непонятную ситуацию с присягой не просто ничего не было. Царь ему еще и помог. Дело в том, что пока воевода находился в плену, его ловкий племянник Петр Никитич Шереметев захватил все дядино имущество. И Фёдору пришлось подавать на племянника челобитную царю. Царь разобрался в деле и наказал кого положено – слишком бойкого племянника выдали дяде «головою за грабеж».
Формулировка «выдать головою» говорит о том, что царь признал полностью правым именно Фёдора, а его племянник должен был не просто все вернуть, но еще и сам пройти через процедуру показательного унижения перед победителем в судебном споре.
Но к слову, племянничек не унялся, надо было Фёдору тогда использовать «выдачу головой» по полной программе. Через несколько лет, все тот же Петр Никитич донесет Борису Годунову на своего дядю, что он хранит у себя имущество опального боярина. И добился от фактического правителя России права преследовать своего дядю. В итоге Шереметеву пришлось уходить в монастырь. Но что характерно, совсем даже не при Иване Грозном, а при его сыне Фёдоре, по факту – при правлении Бориса Годунова.
Кстати. Петр Никитич Шереметев, так яростно враждовавший с дядей, между прочим был сыном казненного Иваном Грозным боярина. И при этом начал свою карьеру именно при Грозном. При этом когда грянула Смута присягнул Лжедмитрию I, но отказался поддержать Тушинского вора, хоть и терпеть не мог Василия Шуйского. Сложно все в этом мире. нельзя людей описать одними черными или белыми красками.
Но самое главное - получается, что по-разному бывало при Иване Грозном с воеводами. Вот что самое важное.
------------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во « ВКонтакте » на YouTube , в Инстаграм