Найти тему
ПРЕСКЕВЮ

Кто-то глубоко убежден, что любая проблема решается курсами повышения квалификации

Оглавление

Традиция вместо решения проблем, существующих в образовании, отправлять педагогов на курсы повышения квалификации — весьма странная вещь.

Дети с особыми образовательными потребностями

В идеале дети, имеющие пороки физического и/или умственного развития, должны не просто учиться в специальных заведениях, в которых созданы все условия, но и быть окружены профессионалами своего дела, точно знающими, как организовать работу с такими ребятами: логопедами, дефектологами, олегофренологами, а также иными медицинскими специалистами.

Форма итоговой аттестации у этих ребят тоже должна особенная и отдельная, внутри заведения, а в случае глубоких нарушений её не должно быть вовсе. Ибо к чему?

Давным-давно так оно и было. Специальные сады и школы для детей с нарушениями слуха, зрения, задержками развития, проблемами опорно-двигательного аппарата. Маленькие классы и группы. Штат квалифицированных людей, специально разработанные программы, комфортная среда.

Всё было хорошо, пока какому-то нездоровому инициатору не пришла в голову идея программы "Доступная среда". Это не о том, что здоровые люди должны быть добрее к нездоровым. Это о том, что естественные вещи, положенные несчастным с рождения, были у них отобраны.

Специальные и очень нужные заведения почти все закрыты, а бедные дети помещены в поток детей обычных. Теперь от них требуют всё то же самое, что и от всех, не предоставив никаких особых условий. Точнее, возложив это всё только на учителей. Ни оборудования, ни медицинских специалистов, ни ограничения численности групп.

Будьте добры, Мария Ивановна, разработать такую программу, чтобы за сорок минут в вашем классе из 30 человек тему усвоили все, включая слепых, глухих и умственно-отсталых. И не забудьте помочь вон тем пятерым на колясках добраться со второго этажа на четвёртый по лестницам. Вам как раз по пути. Что говорите? Нереально осуществить то, с чем работали целые учреждения, простому учителю? Так это ничего, Марь Ивановна, мы сейчас вас на курсы отправим. Там за целых 72 часа вам расскажут, что невозможное возможно. Кстати, один из спикеров как раз Дима Билан.

Кстати, одаренными детьми тоже нужно заниматься отдельно. Но когда?

Дети мигрантов

В седьмой класс приходит мальчик. Он не говорит по-русски. И понимает с трудом. И, конечно же, не пишет. Я не знаю, кто его определил в седьмой класс и почему. Но с этого момента ребенок становится не проблемой своих родителей, не вопросом для страны, а лично моей проблемой. Я должна задействовать какие-то мистические технологии для достижения образовательных результатов.

В это время я как раз прохожу курсы повышения квалификации по преподаванию русского языка, в том числе и родного. Пользуясь случаем, спрашиваю у ведущих:

Как за полгода научить мальчика читать, писать и говорить, догнать с ним предыдущие шесть лет программы и заодно объяснить ему тему "Причастия", не сбавляя при этом темпа в обучении остальных детей?
При этом все знают, что двойки ставить нежелательно. Оставлять на второй год — преступление. Не брать таких детей в школы, видимо, тоже. Это портит показатели. Но увы, я не знаю таджикского, а он не знает русского.

Мне что-то туманно начали рассказывать про особенности фонетики и лексики, а также про технологии обучения русскому языку как неродному.

"Это всё замечательно, — говорю я, — но у меня полгода времени и ещё 28 человек в классе, которым тоже нужно уделять внимание и рассказывать новые темы по программе". Как одновременно на уроке учить мальчика писать и говорить по-русски, а остальных вводить в мир причастий и деепричастий?

В общем, никто ничего вразумительного не сказал. И навряд ли кто-то способен ответить на этот вопрос. На всякий случай появились новые курсы повышения квалификации. Ну, где Марь Иванне за 72 часа (а может, и вовсе за 36) расскажут, что по новым ФГОС она неизвестно как, но просто обязана это сделать.

Стоит только захотеть

Видимо, кому-то кажется, что абсолютно любая проблема в нашем государстве может быть решена с помощью учителей. Надо только отправить их на курсы повышения квалификации. Не, ну а что? Толпы этих "бездельников" нужно задействовать везде, где только можно.

Предвижу ситуации:

🏫 Нужно построить новую школу?

— Коллеги, завтра вы идёте на курсы "Создание условий для образовательного процесса с нуля". Через 72 часа новое здание должно быть построено вашими силами. И побыстрее, пожалуйста. Вам ещё аттестационные листы заполнять.

👩‍⚕️ Не хватает медиков в период очередной (я просто сбилась со счёта) вспышки кoвидa?

— Коллеги, нужно пройти курсы повышения квалификации "Здоровьесберегающие технологии для обучающихся и их родителей в условиях реализации ФГОС в инфекционном отделении". Практика будет в реанимации красной зоны.

-2

Наверное, пора остановиться и разграничить задачи, которые должны решаться специальными ведомствами и отдельными учреждениями, и задачи, возложенные на учителей. Мы люди маленькие. Наша задача — учить детей. И немножко воспитывать. А сверхмиссии по преобразованию мира и решению глобальных задач господа инициаторы, полагаю, должны забрать себе.

Или знаете что? Если нет денег и не хочется решать существующие проблемы, хотя бы просто стоит освободить детей, которым это не пригодится, от итоговой аттестации. Для того будущего, которое ждёт большинство из них, образование не столь нужно. А вот получить рабочую специальность и аттестат было бы очень недурно. И если уж сегодня школа стала местом передержки всех, на кого махнули рукой, хотя бы не нужно усложнять жизнь тем, кто эту передержку осуществляет. Учителям, которые просто хотят учить.

А вы поддерживаете инклюзию в образовании?

#школа #образование #общество #инициативы