Эта статья открывает цикл публикаций об офицерах русского флота, не столь «раскрученных» и на слуху у широких масс, но не менее значимых и заслуженных.
Сегодня нельзя не вспомнить имя настолько интеллигентного, интеллектуального, насколько же не претенциозного и скромного флотского адмирала, морского министра.
7 февраля (26 января) 1853 года в Петербурге, в семье капитана 1 ранга Констанстина Ивановича Григоровича родился сын Иван. Потомственный дворянин, Иван детские годы провёл в Ревеле. Вместе со своими сверстниками Владимиром Бэром, будущим первым командиром крейсера "Варяг", и Евгением Егорьевым, будущим командиром крейсера "Аврора", Иван учился в одном классе в 1-й Ревельской гимназии. После смерти отца, похороненного в Ревеле, Иван Григорович не колебался долго в выборе жизненного пути. В 18 лет он поступил на военную службу в Морской кадетский корпус, и в мае 1871 года впервые ушел в плавание. По окончании училища в 1874 году произведён в гардемарины и в следующем году – в мичманы с зачислением в состав Балтийского флота.
Служил на Балтике на разных судах и в различных должностях. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов участвовал на клипере "Забияка" в Цимбрийской экспедиции в Северо-Американские Соединенные Штаты. Целью этой операции была демонстрация русского флота на торговых путях Англии и отвлечения её внимания от русско-турецкого театра военных действий. По возвращению в Кронштадт 17 сентября 1879 года произведён в лейтенанты флота. До 1881 года перешёл на "Забияке" уже в должности вахтенного начальника и старшего офицера на Дальний Восток России и находился в составе крейсерской эскадры вице-адмирала С. С. Лесовского. В 1883 году за усердие получил стал командиром своего первого корабля – свежепостроенного небольшого портового парохода "Колдунчик", а в 1884-1886 годах - парохода "Рыбка" в Кронштадте.
В позорной для державы русско-японской войне само участие могло бы стать "черной меткой" для Ивана Григоровича, какой оно стало для известных капитанов и адмиралов. Однако ни к нему, ни к броненосцу "Цесаревич" под его командованием не могло быть предъявлено никаких претензий.
«Цесаревич» был торпедирован японским миноносцем. Броневая противоминная переборка выдержала взрыв торпеды. Имея крен 17°, «Цесаревич» остался на плаву и всю ночь отражал атаки японских миноносцев. Командир за этот бой был награждён мечами к ордену Святого Владимира 3 степени.
С апреля 1904 Григорович – контр-адмирал и начальник порта в Порт-Артуре. В этой должности пробыл всё время осады крепости. О его профессионализме и самоотверженности говорит хотя бы тот факт, что за период боевых действий в судоремонтных мастерских осажденного Порт-Артура удалось не только вернуть к жизни ряд боевых судов, но и построить подводную лодку. И именно с его непосредственным участием Тихоокеанский флот продолжил существовать.
Затем – служба на Чёрном море в должности начальника штаба Черноморского флота и портов Черного моря. 14 мая 1906 года при взрыве брошенной террористами на параде в Севастополе бомбы он был контужен в голову, после лечения переведён в командование Портом императора Александра III в Либаву (Лиепая). Затем – командование Кронштадтским портом, военный губернатор Кронштадта. В 1911-17 г.г. морской министр – во главе императорского российского флота.
На всех должностях и постах проявлял себя умелым командиром и способным администратором. Ни Временное правительство, ни Советская власть ни в чём не могли его обвинить, настолько он был безупречен.
...После событий 1917 года выдающийся морской офицер стал рядовым сотрудником Петроградского отделения Главного управления Единого государственного архивного фонда, затем был переведён в штат Морского архива. За это время написал «Воспоминания бывшего морского министра», закончив работу к весне 1919 года. Эти мемуары были написаны очень осторожно и почти не затрагивали политических вопросов, описывали лишь события только до начала Февральской революции. Тем не менее они пролежали в архиве более 70 лет и были впервые опубликованы только в 1993 году.
В октябре 1921 года уволен из Морского архива в связи с сокращением штатов. В 1920 году И. К. Григорович также числился сотрудником Морской исторической комиссии (Морискома), получая за это скудный паёк. Работать приходилось в трудных условиях, в неотапливаемом помещении архива. За послереволюционные годы Григорович дважды перенёс крупозное воспаление лёгких, не имея дров для отопления квартиры и не считая возможным выказывать свои претензии молодой советской республике.
Тем не менее ему удалось выхлопотать возможность выезда на проживание для лечения во Франции, где и проживал с 1924 года в небольшом курортном городке Ментона на юге страны, снимая комнату в пансионе. Зарабатывал на жизнь, продавая свои картины. Скончался в возрасте 77 лет.
В 2005 году отряд кораблей Черноморского флота совершил заход в порт Ментона на Лазурном берегу Франции, где взял на борт урну с прахом адмирала и доставил её в Новороссийск. Там прах адмирала встречал лично командующий Черноморским флотом, гремел артиллерийский салют, отдавались почести... с опозданием на 75 лет. Гроб адмирала, когда его перевозили по городу в аэропорт, был установлен на пушечном лафете. Прах адмирала, по традиции, переносили шесть капитанов, но без фуражек. Из Новороссийска самолётом прах был переправлен в Санкт-Петербург. Там, в соответствии с завещанием Григоровича, его останки были похоронены в сохранившемся фамильном склепе на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
На могильной плите Ивана Константиновича Григоровича выбита надпись: «Всегда любимая, всегда дорогая, о Россия, иногда вспоминай о нём, кто так много думал о тебе…»
Вот такая практически справочная статья получилась о безупречном во всём и скромном флотском Офицере, который был достоин хвалы и почестей при жизни и долгой памяти после смерти.
Благодарю за поддержку! Берегите себя и своих близких.
Всегда Ваш. Борис Седых:)
Больше записок подводника по традиции здесь
Книги автора канала на бумажном носителе с автографом можно приобрести, обратившись любым удобным способом к редактору канала по телефону +79214287880 Светлана
Либо заказать "Книгу по требованию" на следующих ресурсах:
Riderо́ OZON AliExpress AMAZON ЛитРес wildberries Читай-город