Кинематограф в переводе с греческого означает «то, что изображает движение». Создать устройство, способное запечатлеть, а затем и воспроизвести движущееся изображение, пытались многие и зачастую весьма именитые изобретатели.
Чудесный мир кино начал свое летоисчисление в 15 веке, когда был разработан прообраз «волшебного фонаря» - прибора для проецирования изображения на вертикальный экран. Проще говоря, это был ящик с увеличительной трубой и светильником внутри.
Прародителем современного кинематографа считается немец Анастасиус Кирхер, благодаря которому просмотр картинок стал необычайно популярен при дворах 17 века. Хотя, возможно, данное изобретение принадлежало вовсе не ему, а голландскому ученому Христиану Гюйгенсу. Правда, тот еще при жизни всячески от этого отнекивался. Можно даже сказать, открещивался.
Дело в том, что ученому не нравилось, что фонарь очень часто использовался для религиозного запугивания: с помощью него верующим демонстрировали ужасы преисподней. Но и этим изобретениям было еще очень далеко до изображения движущихся объектов.
В 1833 году австрийский профессор Симон фон Штампфер изобрел стробоскоп. Прибор состоял из двух дисков, на одном из которых, как на циферблате часов, размещались фигурки, изображавшие тот или иной процесс в различных его фазах. Теперь движущиеся картинки можно было смотреть на экране.
Прибор получил огромную популярность во многих странах, однако пользоваться им было не слишком удобно: стробоскоп получился очень громоздким.
И тут очень кстати пришлось изобретение господина Александра Паркса – целлулоид. В конце 19 столетия в усовершенствованных проекторах стали применять прозрачную целлулоидную пленку, которую наматывали на барабан.
Следующим большим событием в истории кинематографа явилось изобретение Эдисоном кинетоскопа в 1893 году. Но тут жажда наживы сыграла с ученым злую шутку. Вместо того, чтобы модернизировать аппарат в сторону возможностей массового просмотра, Эдисон хотел, чтобы изображение видел только один человек, и установил на нем монетоприемник.
Вначале бизнес шел весьма бойко. Особенно пользовались популярностью фильмы из серии «только для мужчин», в которых хористки задирали юбки, танцуя канкан. История умалчивает, какой именно фильм пришел посмотреть по кинетоскопу Антуан Люмьер, владелец фотофабрики в Лионе и отец большого семейства, однако и он не смог устоять перед соблазном ознакомиться с новой технической диковинкой.
К тому времени, кстати, два его сына, Луи и Огюст Люмьеры, уже вовсю работали над аппаратом, который мог бы воссоздавать движущиеся картины. В дальнейшем они запатентовали несколько важных процессов, в том числе и пленочную перфорацию.
Тогда же появилось и устройство, запатентованное под названием «синематограф Леона Були», но тут у Леона закончились деньги, и он продал свое изобретение Люмьерам. В основу синематографа был положен грейферный механизм, преобразовывающий кручение ручки киноаппарата в протягивание пленки скачками.
Оптимальная частота смена кадров была установлена уже тогда – 24 кадра в секунду, и с тех пор остается стандартной. А рассказы о магическом 25 кадре наукой так и не были подтверждены.
Синематограф Люмьеров произвел настоящую революцию. Его презентация, состоявшаяся 13 февраля 1895 года, стала точкой отсчета в истории кино, как индустрии. Той самой «фабрики грез», которая и сегодня не сдает своих позиций под натиском Интернета. После презентации аппарата, у братьев Люмьер ушел почти год на получение патента и съемки кино.
Но уже 28 декабря 1895 года они организовали на бульваре Капуцинок в Париже первый публичный платный сеанс. На нем братья показали сценки, снятые в основном на натуре. Это были «Выход рабочих с фабрики «Люмьер»», «Завтрак младенца» и постановочный комедийный скетч «Политый поливальщик».
А вот известную сегодня на весь мир картину «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» публика на показе не увидела – он попросту еще не был отснят. Поэтому премьера этой картины состоялась несколько позже - 6 января 1896 года.
Главное достижение Люмьеров, помимо, конечно же, изобретения публичной проекции, скорость распространения кинематографа.
Меньше чем через полгода люмьеровский оператор уже снимал коронацию Николая II в Москве, а вскоре в синематеке известных братьев появились улицы Чикаго, курильщики опиума, египетские пирамиды. Так что фраза «Люмьеры подарили миру мир» имеет под собой веское основание.
Буду очень благодарен вашей подписке на канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой Instagram, где публикуются истории из путешествий и эксклюзивных контент со съёмок моих проектов: @snitovskii