Найти тему
Разноцветные грани

Двадцать девять натюрмортов Александра Дейнеки

Можете ли вы представить себе Маяковского, пишущего легкомысленный стишок-безделицу в дамский альбом или танцующего менуэт на балу? Думаю, с трудом. Вот также с трудом до недавних пор я могла представить себе Александра Дейнеку, пишущего натюрморт.

Дейнека известен прежде всего как "певец социализма", создатель эпических полотен о счастливых советских людях, которые занимаются спортом и трудятся на благо молодой страны Советов. Впечатляют мозаики, созданные по эскизам Дейнеки на станциях "Маяковская" и "Новокузнецкая" московского метро. Также Дейнека воспел подвиг защитников Родины в годы войны — картина "Оборона Севастополя" стала хрестоматийной.

Оказывается, что при этом художник-монументалист неоднократно обращался и к камерному жанру натюрморта. И натюрморты в творчестве Дейнеки встречаются не только в виде деталей на картинах, посвященных счастливой жизни советских людей, но также и как самостоятельные произведения. И натюрморты у Дейнеки очень разные.

Сирень.  Холст, масло. 1940-1950 гг. Холст, масло. 77,8х99,7 см
Сирень. Холст, масло. 1940-1950 гг. Холст, масло. 77,8х99,7 см

Приведённый выше, "Сирень", легко соотносится с Дейнекой благодаря скульптуре бегуна, выполненной в свойственной для мастера манере. И картина в целом радостна и позитивна.

Следующий натюрморт написан совсем в другом колорите, довольно мрачном. Видимо, подразумеваются сумерки. И сирень увядшая. Вряд ли этот натюрморт где-либо демонстрировался в советские годы — изображение икон в светской живописи не приветствовалось, не вписывалось в рамки социалистического реализма.

Натюрморт с иконой. 1940 г. Холст, масло. 70 x 80 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Натюрморт с иконой. 1940 г. Холст, масло. 70 x 80 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Интересен написанный ранее "Осенний натюрморт" (другое название "Сухие листья").

Осенний натюрморт. 1933 г. Холст, масло. 66 х 61,5 см. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки, г. Курск
Осенний натюрморт. 1933 г. Холст, масло. 66 х 61,5 см. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки, г. Курск

Очень аскетичный и лаконичный натюрморт, в котором, вместе с тем, ярко проявилось присущее художнику особое искусство контрастов. Здесь присутствуют контрасты светлого и тёмного, покоя и движения, живого и уже увядшего, простора улицы и ограниченности помещения. Все изображённые предметы и разобщены, и связаны. Эта картина представляет Дейнеку с новой стороны: как тонкого лирика, погружённого в поиски красоты и гармонии нашего несовершенного мира.

Следующие две картины тоже написаны в 1933 году. В них натюрморты на подоконнике сочетаются с пейзажем за окном.

Солнечный день. 1933 г.
Солнечный день. 1933 г.
Сельский пейзаж с коровами. 1933 г. Холст, масло. 131 x 161 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сельский пейзаж с коровами. 1933 г. Холст, масло. 131 x 161 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мне особенно нравится "Сельский пейзаж с коровами". Здесь ваза с сухими цветами стоит за темной шторой, а ваза с живыми — перед стеклом, за которым видно проходящее стадо коров. И посмотрите, какой колорит у правой части! Тёплый, живой, сочетающий разные оттенки охристых цветов с золотисто-жёлтым и розовым. Я испытываю эстетическое наслаждение, глядя на эту репродукцию.

Многие художники изображали и изображают окна в своих мастерских. Не стал исключением и Александр Дейнека.

Окно в мастерской. 1939 г. Гуашь. 38 x 50 см. Государственный музей искусств им. А.Кастеева Республики Казахстан, Алматы
Окно в мастерской. 1939 г. Гуашь. 38 x 50 см. Государственный музей искусств им. А.Кастеева Республики Казахстан, Алматы
Окно в мастерской. 1947 г. Холст, масло. 65х90 см. Частное собрание
Окно в мастерской. 1947 г. Холст, масло. 65х90 см. Частное собрание

Оба окна — зимние. Но разные за ними пейзажи, разные натюрморты на подоконниках. Особенно контраст холода на улице и тепла в комнате ощущается на второй картине. Его усиливают чашка с горячим чаем и ветка сирени в вазе.

И ещё один вид из окна, написанный в 1933 г. От натюрморта здесь лишь горшок с цветком. А вид за окном лишь намечен, всё показано весьма условно. Но ощущается кипение жизни, чувствуется динамика движения. Лыжница катится против ветра — дым из трубы показывает его направление. Просто, но очень здорово!

Из окна. Холст, масло. Брянский областной художественный музей
Из окна. Холст, масло. Брянский областной художественный музей

Не знаю, каков истинный колорит натюрморта с дичью, написанного в 1935 году. Представляю два найденных в сети варианта репродукций. Правда, вторая очень маленькая, но увы, лучшей не нашла.

Натюрморт с дичью. 1935 г. Холст, масло. 45 x 34 см. Частная коллекция
Натюрморт с дичью. 1935 г. Холст, масло. 45 x 34 см. Частная коллекция
-10

Казалось бы, изображены не связанные между собой предметы: небрежно брошенная драпировочная ткань, фарфоровый соусник и главный элемент — добыча охотника. Но художник, выстраивая их в единую круговую композицию, словно вовлекает изображаемое в виртуозную игру противоречивых форм и текстур, тщательно выписывая детали. Дейнека говорил, что любит "жизненность образа в вещах", и в этом натюрморте он её достигает. Так же, как и в представленном ниже.

Азалии и яблоки. 1937 г. Холст, масло. 64.5 x 74.5 см. Частная коллекция
Азалии и яблоки. 1937 г. Холст, масло. 64.5 x 74.5 см. Частная коллекция

Здесь предметы тоже выстраиваются в круговую композицию, но в вертикальной плоскости. И их яркие контрастные цвета, при взгляде перетекающие один в другой, словно бы тоже включаются в игру, подчёркивая разность форм и материалов, усиливая "жизненность образов".

Обращаясь к жанру натюрморта, Дейнека чаще всего писал цветы. Больше всего в сети нашлось натюрмортов с гладиолусами. Я привожу шесть репродукций в галерее ниже. Одна из работ написана в 1949 году, остальные — в пятидесятые годы прошлого века. И это неудивительно: именно тогда советские граждане начали выращивать в своих садах и огородах эти эффектные цветы, которые считаются символом дружбы, благородства и верности. Для просмотра листайте стрелкой справа.

Работы Дейнеки наполнены энергией, которая ещё больше усиливается на картинах, написанных в 1953-ем и в 1957-ом годах, с тёплым и даже горячим ярким фоном. А ковёр с "армянским" узором, такой, как на натюрмортах с рябиной и яблоками (соответственно, первые два в галерее), встречается и на других картинах художника.

Цветы на ковре. 1948 г. Холст, масло. 100 x 80 см. Частная коллекция
Цветы на ковре. 1948 г. Холст, масло. 100 x 80 см. Частная коллекция

Этот натюрморт кажется мне несколько странным. Не смогла выяснить, что за женский портрет здесь изображён и почему он стоит на полу. Возможно, Дейнека писал эту картину на заказ, и таково было желание заказчика.

Пока разговор не очень далеко ушёл от гладиолусов, хочется привести репродукцию картины "Трудное решение".

Трудное решение. 1966 г. Холст, масло. 90 x 99.3 см. Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Трудное решение. 1966 г. Холст, масло. 90 x 99.3 см. Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки

Гладиолусы здесь контрастны всему остальному, они — как символ яркой вспышки озарения, благодаря которому будет найдено решение трудной задачи.

Ещё цветы.

Лето в Подрезкове. 1958 г. Холст, масло. 97.8 x 66.5 см. Курская картинная галерея имени А.А.Дейнеки
Лето в Подрезкове. 1958 г. Холст, масло. 97.8 x 66.5 см. Курская картинная галерея имени А.А.Дейнеки
Жёлтые цветы. 1954 г. Холст, масло. 54 x 100 см
Жёлтые цветы. 1954 г. Холст, масло. 54 x 100 см

Эти жёлтые цветы почему-то напомнили мне жёлтые хризантемы Игоря Грабаря.

Игорь Грабарь. Хризантемы. 1905 г. Холст, масло. 98 x 98 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Игорь Грабарь. Хризантемы. 1905 г. Холст, масло. 98 x 98 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Не смогла отказать себе в удовольствии разместить здесь работу Грабаря. Несмотря на то, что натюрморты Дейнеки и Грабаря по времени отстоят друг от друга на полвека и написаны в разных стилях, но холодный и спокойный колорит, окружающий хризантемы, гармонично сочетается с ярким фоном вокруг жёлтых цветов Дейнеки. Такая вот перекличка работ двух художников, связывающая реализм и импрессионизм.

А дальше у нас ягоды. Так и хочется съесть!

Клубника. 1955 г.  Холст, масло. 48 x 62 см. Частная коллекция
Клубника. 1955 г. Холст, масло. 48 x 62 см. Частная коллекция

И ещё семь натюрмортов А.А. Дейнеки представлены в галерее ниже.

Как видим, Дейнека обращался к жанру натюрморта, начиная с 1930-х лет и до конца жизни. Написанные им натюрморты очень разные, но все они открывают зрителю новые грани в творчестве и личности известного художника.

А заголовок статьи условен. Всего здесь представлено 30 работ Александра Дейнеки (одна из которых в двух вариантах) и одна работа Игоря Грабаря, которую, конечно, не считаем. К натюрмортам я отнесла 29 из 30 представленных работ Дейнеки. Хоть и не все из них являются "чистыми" представителями жанра, но натюрморт на всех этих картинах — важная часть. Не посчитала я картину "Из окна", хранящуюся в Брянском музее, поскольку в ней вид из окна более значим, чем изображённый внизу горшок с цветком. Такая вот субъективная арифметика.