Можете ли вы представить себе Маяковского, пишущего легкомысленный стишок-безделицу в дамский альбом или танцующего менуэт на балу? Думаю, с трудом. Вот также с трудом до недавних пор я могла представить себе Александра Дейнеку, пишущего натюрморт.
Дейнека известен прежде всего как "певец социализма", создатель эпических полотен о счастливых советских людях, которые занимаются спортом и трудятся на благо молодой страны Советов. Впечатляют мозаики, созданные по эскизам Дейнеки на станциях "Маяковская" и "Новокузнецкая" московского метро. Также Дейнека воспел подвиг защитников Родины в годы войны — картина "Оборона Севастополя" стала хрестоматийной.
Оказывается, что при этом художник-монументалист неоднократно обращался и к камерному жанру натюрморта. И натюрморты в творчестве Дейнеки встречаются не только в виде деталей на картинах, посвященных счастливой жизни советских людей, но также и как самостоятельные произведения. И натюрморты у Дейнеки очень разные.
Приведённый выше, "Сирень", легко соотносится с Дейнекой благодаря скульптуре бегуна, выполненной в свойственной для мастера манере. И картина в целом радостна и позитивна.
Следующий натюрморт написан совсем в другом колорите, довольно мрачном. Видимо, подразумеваются сумерки. И сирень увядшая. Вряд ли этот натюрморт где-либо демонстрировался в советские годы — изображение икон в светской живописи не приветствовалось, не вписывалось в рамки социалистического реализма.
Интересен написанный ранее "Осенний натюрморт" (другое название "Сухие листья").
Очень аскетичный и лаконичный натюрморт, в котором, вместе с тем, ярко проявилось присущее художнику особое искусство контрастов. Здесь присутствуют контрасты светлого и тёмного, покоя и движения, живого и уже увядшего, простора улицы и ограниченности помещения. Все изображённые предметы и разобщены, и связаны. Эта картина представляет Дейнеку с новой стороны: как тонкого лирика, погружённого в поиски красоты и гармонии нашего несовершенного мира.
Следующие две картины тоже написаны в 1933 году. В них натюрморты на подоконнике сочетаются с пейзажем за окном.
Мне особенно нравится "Сельский пейзаж с коровами". Здесь ваза с сухими цветами стоит за темной шторой, а ваза с живыми — перед стеклом, за которым видно проходящее стадо коров. И посмотрите, какой колорит у правой части! Тёплый, живой, сочетающий разные оттенки охристых цветов с золотисто-жёлтым и розовым. Я испытываю эстетическое наслаждение, глядя на эту репродукцию.
Многие художники изображали и изображают окна в своих мастерских. Не стал исключением и Александр Дейнека.
Оба окна — зимние. Но разные за ними пейзажи, разные натюрморты на подоконниках. Особенно контраст холода на улице и тепла в комнате ощущается на второй картине. Его усиливают чашка с горячим чаем и ветка сирени в вазе.
И ещё один вид из окна, написанный в 1933 г. От натюрморта здесь лишь горшок с цветком. А вид за окном лишь намечен, всё показано весьма условно. Но ощущается кипение жизни, чувствуется динамика движения. Лыжница катится против ветра — дым из трубы показывает его направление. Просто, но очень здорово!
Не знаю, каков истинный колорит натюрморта с дичью, написанного в 1935 году. Представляю два найденных в сети варианта репродукций. Правда, вторая очень маленькая, но увы, лучшей не нашла.
Казалось бы, изображены не связанные между собой предметы: небрежно брошенная драпировочная ткань, фарфоровый соусник и главный элемент — добыча охотника. Но художник, выстраивая их в единую круговую композицию, словно вовлекает изображаемое в виртуозную игру противоречивых форм и текстур, тщательно выписывая детали. Дейнека говорил, что любит "жизненность образа в вещах", и в этом натюрморте он её достигает. Так же, как и в представленном ниже.
Здесь предметы тоже выстраиваются в круговую композицию, но в вертикальной плоскости. И их яркие контрастные цвета, при взгляде перетекающие один в другой, словно бы тоже включаются в игру, подчёркивая разность форм и материалов, усиливая "жизненность образов".
Обращаясь к жанру натюрморта, Дейнека чаще всего писал цветы. Больше всего в сети нашлось натюрмортов с гладиолусами. Я привожу шесть репродукций в галерее ниже. Одна из работ написана в 1949 году, остальные — в пятидесятые годы прошлого века. И это неудивительно: именно тогда советские граждане начали выращивать в своих садах и огородах эти эффектные цветы, которые считаются символом дружбы, благородства и верности. Для просмотра листайте стрелкой справа.
Работы Дейнеки наполнены энергией, которая ещё больше усиливается на картинах, написанных в 1953-ем и в 1957-ом годах, с тёплым и даже горячим ярким фоном. А ковёр с "армянским" узором, такой, как на натюрмортах с рябиной и яблоками (соответственно, первые два в галерее), встречается и на других картинах художника.
Этот натюрморт кажется мне несколько странным. Не смогла выяснить, что за женский портрет здесь изображён и почему он стоит на полу. Возможно, Дейнека писал эту картину на заказ, и таково было желание заказчика.
Пока разговор не очень далеко ушёл от гладиолусов, хочется привести репродукцию картины "Трудное решение".
Гладиолусы здесь контрастны всему остальному, они — как символ яркой вспышки озарения, благодаря которому будет найдено решение трудной задачи.
Ещё цветы.
Эти жёлтые цветы почему-то напомнили мне жёлтые хризантемы Игоря Грабаря.
Не смогла отказать себе в удовольствии разместить здесь работу Грабаря. Несмотря на то, что натюрморты Дейнеки и Грабаря по времени отстоят друг от друга на полвека и написаны в разных стилях, но холодный и спокойный колорит, окружающий хризантемы, гармонично сочетается с ярким фоном вокруг жёлтых цветов Дейнеки. Такая вот перекличка работ двух художников, связывающая реализм и импрессионизм.
А дальше у нас ягоды. Так и хочется съесть!
И ещё семь натюрмортов А.А. Дейнеки представлены в галерее ниже.
Как видим, Дейнека обращался к жанру натюрморта, начиная с 1930-х лет и до конца жизни. Написанные им натюрморты очень разные, но все они открывают зрителю новые грани в творчестве и личности известного художника.
А заголовок статьи условен. Всего здесь представлено 30 работ Александра Дейнеки (одна из которых в двух вариантах) и одна работа Игоря Грабаря, которую, конечно, не считаем. К натюрмортам я отнесла 29 из 30 представленных работ Дейнеки. Хоть и не все из них являются "чистыми" представителями жанра, но натюрморт на всех этих картинах — важная часть. Не посчитала я картину "Из окна", хранящуюся в Брянском музее, поскольку в ней вид из окна более значим, чем изображённый внизу горшок с цветком. Такая вот субъективная арифметика.