Найти тему
Малдер расскажет

Почему Гоголь сжег продолжение "Мертвых душ"?

Оглавление

Писатель задумывал трилогию, но вторая часть его не устроила. В чем была проблема?

Великий сатирик русской литературы Николай Гоголь планировал написать свое самое известное произведение в трех частях, которое должно было стать подобно "Божественной комедии" Данте  – с адом, чистилищем и раем. Но история так и окончилась первым томом, появившимся в 1842 году.

Николай Гоголь и его сгоревший второй том Мертвых душ
Николай Гоголь и его сгоревший второй том Мертвых душ

На самом деле книга, в которой идет речь об аде получилось превосходно: Гоголь изобразил целую гамму отрицательных персонажей и широкий спектр пороков общества. О первых главах, написанных Гоголем (не вошедших в окончательное издание), великий поэт Александр Пушкин сказал:

- Боже, как грустна наша Россия!

О сюжете

В небольшой городок приезжает дворянин низшего ранга Павел Чичиков. Чтобы набрать вес в обществе, он выдает себя за помещика. Но вот в чем дело – у него нет ни единой "души", то есть крепостных. Поэтому он решает пойти на хитрость, воспользовавшись недостатками российской бюрократии.

У каждого помещика был список крепостных, который обновлялся лишь раз в несколько лет. Так что даже если кто-то из крестьян умирал, помещик все равно платил с него налоги и он числился живым человеком до следующего "обновления" списков. Чичиков навещает владельцев крепостных и просит продать ему мертвые души... Реакция на предложение у всех очень разная.

Кукрыниксы. Иллюстрация к "Мертвым душам". Ноздрев и Чичиков
Кукрыниксы. Иллюстрация к "Мертвым душам". Ноздрев и Чичиков

Сам Гоголь назвал это произведение поэмой, хотя написано оно было в прозе. Если оглядываться на аналогию с поэмой Данте, связь между которыми усматривают многие исследователи, то первый том был чичиковскими "адом", где он скитается по нескольким его "кругам" (Коробочка - это Цирцея, Манилов - сирена, Собакевич - Полифем, Ноздрёв - Эол). Герой, подобно Одиссею, путешествует от одного чудовища к другому.

- Жизнь моя подобна судну среди волн, - однажды говорит Чичиков.

Кроме того, поэма содержит длинные лирические отступления о России и народе. Эксперты считают эту книгу вершиной творчества Гоголя и одним из главных ключей к пониманию русской души. И главным героем его книги является не столько Чичиков, сколько сама Россия.

О чем должна была быть вторая книга?

Вторая часть, по замыслу Гоголя, должна была стать неким "чистилищем" для Чичикова, а третья, соответственно, "раем".

- Продолжение представляется мне в голове чище и величественнее, - писал Гоголь своему другу, писателю Сергею Аксакову. - Здесь персонажи не такие отрицательные.

Судя по всему во втором томе была описана трансформация не только Чичикова, но всей России.

- Какой смысл изображать нищету, да бедность и несовершенство нашей жизни, выкапывая людей из глубинки, из дальних закоулков государства? - так Гоголь начинает второй том.

Например, персонаж Тентетникова, которого мы встречаем в самом начале тома, ведет праздную и скучную жизнь. Автор упоминает, что когда-то он был полон мечтаний и планов, но все они рухнули из-за мелочности и бесполезности его службы.

Портрет Николая Гоголя. Автор Федор Моллер
Портрет Николая Гоголя. Автор Федор Моллер

Более того, Гоголь хотел найти и показать пути перерождения. В частности, устами героев он рассказывает, как можно избавиться от коррупции

- Любой госслужащий, чтобы хорошо работать и не воровать, нуждается в поощрении начальства.

Если в первом томе Гоголь описывает грязь и неприглядность, то во втором он любуется бескрайними русскими просторами и пейзажами.

Чичиков тем временем продолжает ходить к помещикам и покупать мертвые души, но в какой-то момент ящик со всеми его бумагами оказывается украден. Более того, мы узнаем, что кто-то разоблачает Чичикова и его махинации. Не проявляя сильных чувств в первой части, здесь он в отчаянии и рвет на себе волосы. Однако рукопись на этом заканчивается... и мы никогда не узнаем, что случилось с героем дальше.

Почему Гоголь считал второй том неудачным?

Второй том "Мертвых душ"  - последнее произведение, над которым работал Гоголь. Прошло всего несколько лет после публикации первой части, но автор изменился: он испытал душевный подъем и почувствовал тягу к религии, увы, сопровождавшуюся сильными неврозами и тревогами.

- Вы спрашиваете, написаны ли "Мертвые души"? И да и нет. Они пишутся слишком медленно и совсем не так, как хотелось бы, — писал Гоголь своему другу, поэту Николаю Языкову.

Психическое расстройство сильно осложняло его работу. Гоголь уже не может писать "как в молодости, когда перо летает по бумаге" признается он в одном из писем. Каждая строчка была для него вызовом.

Единственным человеком, прочитавшим вторую часть "Мертвых душ" , был протоиерей Матфей, ​​с которым писатель вел переписку и довольно острые дискуссии по широкому кругу вопросов. Матфей раскритиковал проделанную работу, назвав произведение "вредным" и даже попросил автора уничтожить его.

"Конец мертвых душ" где Гоголь сжигает свою рукопись. 1887 год. Автор Михаил Клодт
"Конец мертвых душ" где Гоголь сжигает свою рукопись. 1887 год. Автор Михаил Клодт

Однако и сам Гоголь считал, что второй том был плох. Отрицательные персонажи и тотальная безысходность первого тома, по его мнению, были более удачными.

- Публикация второго тома в том виде, в каком он находится, принесет больше вреда, чем пользы, - писал автор в своей переписке с друзьями. - Создание нескольких красивых персонажей, раскрывающих высокое благородство нашего вида, ни к чему не приведет. Это только возбудит напрасную гордость и хвастовство...

24 февраля 1852 года Гоголь сжег плоды своего труда - почти законченный второй том "Мертвых душ". По разным предположениям, Гоголь сжег том то ли в порыве гнева, то ли... случайно. По одной из версий он хотел уничтожить только черновики, а драгоценные тетради ненароком бросил в камин. Во всяком случае, это событие стало большим шоком для самого автора - через девять дней он умер.

Сохранившиеся главы второго тома представляют собой реконструкцию пяти сохранившихся тетрадей. Эти разрозненные главы явно исходили из ранних версий произведения. В них прослеживаются серьезные недостатки, к тому же они различаются и по содержанию, и по тону. Даже чернила и бумага в них разные. Из этих обрывков не получается однородного текста и замысел автора до конца остается неясным.