Я приемная мать, не являюсь работником органов опеки. Часто мне хочется критиковать действия и отдельные поступки сотрудников и, в общем, работу всего отдела
Иногда я злюсь, иногда недоумеваю. Возникает обида и много вопросов в голове, особенно это было на первом этапе создания семьи.
Я не знаю, как там в нашей столице Москве или других регионах нашей страны, поэтому пишу только о том, с чем пришлось столкнуться мне, и что через годы я поняла.
1. Опека затягивает прием в семью
Я прочувствовала на себе все ухищрения, которые может пережить кандидат в приемные родители. Меня запугивали трудностями и возвратами, сексуальными отношениями ребенка с моим супругом, воровством, неуважением и наплевательским отношением ко мне как к личности. Потом мне сказали, что приемный ребенок меня зарежет ночью или придушит подушкой. Скажу прямо, я была «впечатлена».
Долго выспрашивали, завуалированными фразами, не собираюсь ли я сменить половую принадлежность. Я помню, так обиделась, как будто я выгляжу, как заправский мужик с женскими чертами.
Моя мотивация при принятии детей в семью вызвала бурный всплеск эмоций на той стороне диалога. Я не знала, что взять в семью подростка, который просится, и назвать это ВЕЛИКОДУШИЕМ, это не достаточная мотивация.
Ведь я была почти уверена, что не смогу его полюбить, как родного сына, но готова поступиться своими интересами, ради того, что бы этот маленький человек увидел быт и взаимосвязи в семье. А о том, что у всех разный предел великодушия в душе, почему-то тоже никто не учел.
Еще эти фразы, как будто жизнь моя после факта усыновления, закончена: «Вы еще так молоды! Нарожаете еще своих! Зачем вам чужие дети? Вам, что проблем в жизни не хватает? А вы уверены, что сможете выжить?»
К приему детей в свою семью я уже была так подготовлена, что еще месяц прислушивалась по ночам, не идет ли кто с подушкой меня душить.
И внимательно присматривалась к мужу, что бы не упустить момент заигрывания и намеков на половые отношения. А еще стала задумываться, так все-таки девочка я или мальчик? )))
Только сейчас я понимаю, как сложно специалистам опеки не допустить возврата. Передача в семью это куча необходимых документов, постановлений и разных нюансов.
А возврат из семьи травмирует ребенка, но и создает дополнительные проблемы. Предположим, у нас в городе нет учреждений, которые готовы принять ребенка до 4-х лет.
2. Недостатки финансирования
Мне передали детей без всякой финансовой поддержки. При это я услышала: «Денег нет!»
От великой радости, что после долгих уговоров, приговоров и запугиваний мне дали детей, про деньги я как-то думала в самую последнюю очередь. И вроде все же подсчитали и рассчитали.
Я помню свой ужас, когда мы просчитались, и денег не стало хватать.от слова совсем. Оказалось, что у детей нет документов, гражданства, медицинского полиса и еще кучи разных социальных гарантий, на которые я вообще-то рассчитывала.
Я не могла учесть, что у детей после попадания в семью будут обостряться все мыслимые и немыслимые болезни, которые требуют обследований и лечения. Слава Богу, мы справились! Но о деньгах я стала думать и задавать вопрос, почему именно на нашу семью нет денег?
Бюджет — дело сложное, я знаю не понаслышке. Сначала деньги нужно запланировать так, что бы подтвердить расходы на следующий год. Если денег запланировать мало, то их не хватит, если больше, будут ругать и говорить, почему не потратили, другим из-за вас не хватило, регион большой.
Я помню, забирали детей зимой, нужно было полностью одеть, собрать в школу, лечить, докупать мебель. Но и деньги из бюджета уже отдали, потому, что конец года.
Может все это странно, но не каждый работник опеки финансовый гений. И я даже больше скажу, экономическое образование не входит в обязательный перечень при квалификации работника опеки. Поэтому бывают часто такие не состыковки.
3. Нежелание брать детей из другого региона
Мои дети из нашего региона, но от районной опеки. Я натерпелась от обоих опек, но мне еще повезло, что хоть регион один.
Почему-то они не могли найти общий язык между собой, и я выслушивала кучу всего от специалистов, должна была эту кучу передавать как «брехучий телефончик».
Попутно мне говорили фразы: «Мы откажем вам брать именно этих детей, если вы затяните, то детей заберут другие! Ваши документы не соответствуют законодательству (это те, которые предоставляет передающая опека)! Если вы не договоритесь с опекой, то дети покинут приют, поторопитесь».
Мне казалось, что мое сердце разорвется, ведь уже дети ждут, и мы их ждем, как я могу подвести эти доверчивые глаза, потому что тети не могут договориться.
Несостыковки в законодательстве всегда есть. В законодательную базу вносятся изменения в соответствии с потребностью. У наших детей не хватало документов, но и эти документы делались не менее года.
С одной стороны, органы опеки не имеют права отказать кандидатам в опекуны, с другой, не соблюдается перечень предоставляемых документов.
Каждая опека по-своему права, и каждый специалист не хотел бы нарушать законодательство. Дети не виноваты, но есть закон, который важно не нарушить.
4. Вопрос с жильем, размер пособий
Вы же понимаете, что жилье в селе гораздо меньшей стоимости, чем жилье в городе. Поэтому опекуны стремятся ехать в тот регион, в котором, во-первых, это жилье дадут, и не нужно стоять десятилетиями в очереди, а во-вторых, каждый хочет, чтобы его ребенок оказался в гораздо выгодном положении в жизни, чем мы, родители. Ведь мы думаем о финансовом благополучии своих детей.
Уже, наверное, не секрет, что в каждом регионе платят на содержание ребенка разные суммы, а также разное вознаграждение приемному родителю.
И, конечно, мы же все люди, и мнения у нас по этому поводу разные, но я не об этом. Регионы небогатые не любят принимать детей из других регионов, потому что это дополнительные затраты.
Я думаю, поэтому дети из других регионов или сел принимаются зажиточными регионами тоже без особого восторга по той же причине. Ведь это деньги бюджета, а бюджет не любит излишних затрат, особенно если эти затраты возлагаются на муниципальный или областной уровень!
Может, если бы жилье, содержание и вознаграждение приемному родителю высчитывалось согласно региональному уровню, но финансировалось из федерального бюджета по одному принципу, то органам опеки не пришлось бы считать деньги. А финансовым органам на местах не пришлось бы изыскивать средства из собственного бюджета.
5. Детские дома с неохотой отдают детей
В некоторых маленьких городах и поселках детский дом является одним из немногих мест работы для жителей. Я не знаю, хорошо это или плохо.
Бывает, детский дом с душевным персоналом лучше, чем неподготовленный приемный родитель. Есть очень идейные директора, которые делают очень героические поступки для своих подопечных, например: собирают деньги на операции или выхаживают тяжело больных детей, отправляют детей в путешествия и показывают мир. Иногда приемный родитель не в состоянии этого сделать для ребенка, даже если он один, «залюблен» и усыновлен.
Лично я столкнулась с тем, что мне не отдали взрослого ребенка, ограничили наше общение, сославшись на, то, что ребенок сам не хочет. Потом я узнала, что девочке наговорили про нас гадости.
Показалось подозрительным, почему мы захотели взять ребенка перед выпуском? А потом через время я узнала, что оказывается у ребенка пенсия накопилась, и доброе имя нашей семьи было опорочено. Теперь я не тороплюсь смотреть на подростков в базе данных детей-сирот, особенно с пенсиями.
Тем не менее, существуют процент детей, которые попадают к аферистам, поэтому лично я понимаю, почему с подозрением относятся к нестандартным случаям.
Органы опеки тоже не способствуют оттоку детей сирот из казенных учреждений т.к. риск возврата все так же велик, а за это по «голове не погладят».
Хотелось бы закончить словами кота Леопольда: «Давайте жить дружно!»
У всех своя правда. Вопрос детей — один из самых болезненных.
Желаю всем терпения и понимания.