Найти в Дзене

Почему современные дети не хотят учиться

Оглавление
Представители старшего поколения порой сетуют на то, что в былые времена и деревья были выше, да и дети нынче пошли не те, что раньше.
Представители старшего поколения порой сетуют на то, что в былые времена и деревья были выше, да и дети нынче пошли не те, что раньше.

Мнение, согласно которому дети «глупеют» от поколения к поколению, довольно распространено. Однако в реальности происходит обратное: психологи говорят об эффекте Флинна – постепенном повышении показателей интеллекта людей по всему миру. Корректнее говорить о тенденции к изменению некоторых личностных характеристик детей, которые могут не нравиться взрослым. Одна из таких характеристик — это мотивация к обучению.

Почему это происходит?

По мнению эксперта – Никиты Кочеткова, кандидата психологических наук, доцента факультета «Социальная психология» МГППУ, представления детей о том, насколько значимо их обучение для общества и ответственность перед ним, когда-то были сильными стимулами, побуждавшими школьников грызть гранит науки. Сейчас мы видим иную картину: сравнительные данные исследований за последние 70 лет показывают, что эти стимулы уже не так сильны. В зависимости от возраста детей, на первый план выходят такие мотивы как одобрение родителей, уважение учителей, оценки.

Интересно, что стремление получать высокие оценки снижает эффективность учебной деятельности. Так происходит, потому что дети перестают понимать зачем они учатся, ведь сама по себе цифра в дневнике ничего не значит.
Усугублять процесс снижения мотивации к учебе также может формат проведения ЕГЭ. Дело в том, что тестовые формы контроля могут быть объективными и удобными, но едва ли они помогают развить социальные мотивы учения.
Усугублять процесс снижения мотивации к учебе также может формат проведения ЕГЭ. Дело в том, что тестовые формы контроля могут быть объективными и удобными, но едва ли они помогают развить социальные мотивы учения.

Еще в середине прошлого века выдающийся детский психолог Лидия Ильинична Божович говорила: «награда за хорошие успехи должна быть обставлена так, чтоб ученик чувствовал, что он ее получил за общественно важное дело, а не только за свои личные успехи». К сожалению, большинство современных школьников не видят, что их успехи в учебе важны для общества в целом.

  • Еще один фактор, о котором необходимо упомянуть, — это влияние на систему образования и мотивацию к учебе дистанционного обучения, пришедшего к нам вместе с пандемией. Несмотря на то, что и учителя, и ученики уже привыкли к дистанционному формату, нельзя сказать, что с его появлением возросла эффективность образовательного процесса.
Отсутствие реального взаимодействия ученика с учителем снизило мотивацию учиться у первых и мотивацию учить у вторых. Кроме того, ученые выделяют проблему самоорганизации детей, которая и до пандемии была довольно актуальна.

Конечно, переход на дистант имеет и положительные моменты. Например, один из плюсов ощутили на себе застенчивые дети, которым тяжело даются публичные выступления: онлайн-общение сглаживает этот стресс. А еще занятия онлайн дают возможность привнести в процесс чуть больше душевности – виднеющийся на заднем плане кусочек комнаты, мелькнувший в кадре хвост кошки – все это создает не такую формальную обстановку, как в стенах школы, что может положительно сказаться на учебном процессе.

Как мотивировать? Рекомендации эксперта

  • Как быть, если дистанционное обучение отбивает у детей желание учиться? – Одна из проблем такой формы обучения – отвлекающие факторы, которых нет в школьном классе. Попытайтесь, по возможности, свести их к минимуму и обеспечить комфортную среду для усвоения учебного материала. Следующий шаг – составить жесткий график. Ребенок должен видеть четкие границы между временем обучения и прочим времяпровождением. Также можно посоветовать находить какие-то активности в реальном мире, чтобы не оставаться все время в четырех стенах.
  • Что делать, если подросток считает, что образование в современном мире – вещь необязательная? – Да, мы можем найти много примеров, когда известными и обеспеченными люди становились без образования. Однако надо показывать школьнику и другие примеры: во-первых, многие из этих людей были самоучками и многого добились благодаря самостоятельной упорной учебе, а во-вторых, надо говорить о том, что образование само по себе не делает людей богатыми и счастливыми, но дает возможность лучше разбираться в жизни и решать множество вопросов и проблем, стоящих перед каждым человеком. Понятно, что для этого одного лишь школьного обучения мало и крайне важна роль родителей, которые должны перенимать «эстафетную палочку» у учителей и доносить эту мысль еще и дома.
  • Что делать, если подросток ходит в школу больше как на «тусовку»? – Нет ничего страшного в том, что человек в школе «тусуется». Психологи говорят, что в этом возрасте именно общение со сверстниками определяет нормальное развитие ребенка. Вопрос в том, какова направленность этой «тусовки»? Если ее центром становятся мысли о будущем, стремление стать профессионалом своего дела, то именно этот круг общения позволит школьнику в дальнейшем стать специалистом своего дела. А вот если окружение, наоборот, отдаляет от «светлого будущего», то возможно стоит подумать о его смене – можно показать подростку различные курсы, где люди вокруг будут не менее интересными, но направленными в сторону будущей учебной и трудовой деятельности.
-3

Как помочь перестроиться и научить ребенка заниматься самостоятельно, не из-под «палки»?

Сделать это можно, если создать для ребенка личностный смысл учения. Например, можно взять какое-то увлечение и попытаться привязать к нему школьные предметы. К сожалению, создание личностного смысла – тяжелая задача, реализовать которую удается далеко не всегда и это требует больших вложений родителей и учителей. Помимо этого, нужно поощрять любое стремление ребенка заниматься учебой. Несомненно, что все это будет возможно, если родители будут подавать личный пример.

Как сказал кто-то из великих: «Меня никто специально не воспитывал. Но ребенком, идя спать, я всякий раз видел полоску света под дверью кабинета отца. Отец работал за своим письменным столом до поздней ночи. И вот эта полоска света меня воспитывала».

Подпишитесь на канал "Просто о психологии", чтобы регулярно получать больше экспертных материалов. Если публикация была вам интересна и полезна, не забывайте поблагодарить лайком. Также вы можете делиться понравившимися статьями с друзьями, нажав кнопку "Поделиться".