Стереотип, утвердившийся в сознании тех, кто уже НЕ ПОМНИТ - это запрет в советской школе носить крестики, комсомольские патрули возле церкви на Пасху, исключения из партии за крещение младенца... И это в "застойные" времена!
Логично предположить, что во времена "людоедские" было хуже. Десять лет без права переписки за проповедь...
Этот последний миф ещё в 80-е (если не раньше) распространяли сектанты всеми доступными им средствами. Баптисты пели на своих собраниях: "По Сибири, по пустыне наших бра-атьев ведут..." Это сама слышала - в Ленинграде.
А ещё раньше? Хищные большевики разорили церкви, чтобы закупить хлеб - но кто знает, чего и сколько прилипло к рукам... А всех несогласных - к стенке!
Но чуть присмотришься повнимательнее - действительность оказывается куда интереснее мифа. Даже маленькое открытие - всегда неожиданность. Сюрприз, позволяющий задуматься о многом.
Вот что может быть документальнее КАЛЕНДАРЯ? Просто календаря, который вешают на стену?
Вот календарь, поистине, исторический - 1918 год. Переход на новый стиль. Единственный в истории, когда Новый год наступил... 14 января!
И что же мы видим? Для удобства населения первым делом ввели двойные даты праздников, чтобы не путались. А праздники - то церковные!
Впрочем, может, календарь ещё Временное правительство составило, а большевики и не заметили "контры" - не до того было?
Но вот 1923 год - пятая годовщина Революции:
Наряду с новыми праздниками не только православные, но и католические, и иудейские! А так как верующие имели право в означенные дни не выходить на работу - легко себе представить, что верующих оказалось больше, чем населения.
В такой либерализм верится с трудом, но вот пояснения: индивидуальная неявка считается прогулом, но группа имеет право, по договорённости с администрацией.
То есть где была возможность не настраивать против себя население - не настраивали. Казалось бы - мелочь в сравнении с мировой революцией? Но люди так устроены - за мелочами не видят главного, и не прощают именно мелочей.
Это тоже 1923 год, но здесь религиозные праздники стыдливо назвали "местными". (И какую "местность" имели ввиду?)
А вот и указание "местности" - "для Московской губернии"!
Очень любопытная страница отрывного календаря: как настойчиво авторы расширяют кругозор народа, который ещё только читать учится!
И как сознают важность традиции - Благовещение на месте...
1928 год. Что тут комментировать? Все праздники на месте, и "день Интернационала" и "Вознесение" рядом. И равно выходные.
Двенадцатая годовщина революции. "Красные дни календаря" - и Троица, и Духов день...
А когда и по какой причине церковные праздники всё же исчезли из государственных советских календарей?
По-видимому, в 1930 году произошёл "раздел сфер влияния" - церковные праздники теперь только в церковном календаре:
Обратите внимание на год издания календаря - выпущенный на исходе 29-го, он выходит уже 11-й год. То есть выпуск церковной литературы не прерывался.
То есть всё было мирно и благостно - а мифы на пустом месте? О, сколько на эту тему можно "накопать", и в очередной раз убедиться, что правда интереснее любых вымыслов!
***
А как в целом относились? Могу говорить лишь о том, что помню сама. В конце 60-х "религии" в школе не было ни в каком виде, а в семьях могла быть - в виде "родительских" икон. И это было интересно, необычно и красиво. Ещё интереснее и необычнее - если случится зайти в церковь. Смотрели во все глаза: экзотика!
Но в средних классах (а было это уже в 70-е), краткий курс истории религии был втиснут в "Историю Древнего мира" и в "Историю Средних веков". Немного, но достаточно, чтобы одновременно и заинтересовать, и убедить в том, что религия - часть истории. В целом для человечества - пройденный этап.
Как же смотрели на детей сектантов, например (а ведь они в школе были)? Да просто как на немного других. Чтобы не заслужить репутацию "странных", им надо было чем - то отличиться. И отличались - в футболе или в самодеятельности. Горнистом в дружине был баптист - и каким горнистом!
То есть о "неприятии-вражде" речи не шло. Просто не входило в сферу интересов.
А теперь вот вполне серьёзно ученица спросила: "Вам верить... запрещали"? Как будто это можно запретить или разрешить!