При рассмотрении в рамках курса Отечественной истории событий
XIX века весьма важную роль играют образование и наука1. Как правило,
эти разделы включены в общие темы, охватывающие историю культуры.
При этом надо отметить, что, с одной стороны, история Отечественной
культуры в большинстве современных учебников рассматривается
подробно и обстоятельно, данный период преподносится как «Золотой
век» русской культуры. С другой стороны, главное внимание при этом
уделяется, как правило, достижениям в искусстве, характеристике
различных стилей и направлений художественного творчества. Таким
образом, сферы образования и науки нередко остаются в стороне и не
являются предметом пристального рассмотрения и изучения. Между тем
очевидно, без этих важнейших сторон духовной жизни общества
невозможно осмыслить в полной мере не только культуру, но и многие
ключевые процессы социально-экономического развития страны2.
Изучение учащимися образовательной сферы первой половины XIX
века позволяет глубже понять суть либеральных преобразований
императора Александра I, а также хорошо проследить преемственную связь его реформ со школьными реформами Екатерины II. Хорошо
известно, что вступив на престол, император Александр I заявил о
продолжении курса не своего отца Павла I, а своей бабушки Екатерины
Великой. Проведённые в 1780-х гг. образовательные реформы были
продолжены и в начале XIX века, с 1803 года принятием Указа «Об
устройстве училищ». И в первом, и во втором случаях государственные
общеобразовательные школы охватили важнейшие губернские и уездные
города страны, способствовали более широкому охвату обучением детей
школьного возраста. 3
Учителю важно объяснить, что образовательные реформы начала
XIX века, основанные на приоритетных педагогических принципах
бессословности, бесплатного начального обучения и преемственности
различных ступеней образования, определили на многие последующие
десятилетия основной вектор развития российской школы. Рассматривая
реформы высшего образования, в частности, процесс складывания
университетской сети в России, важно связывать эти исторические
события с современностью. Ведь именно с принятием первого
университетского Устава 1804 года сложилась система вузовского
самоуправления, существующая и в наши дни. Изучение истории
народного образования первой половины XIX века позволяет также
сравнить основные направления внутренней политики двух российских
императоров – Александра I и Николая I.
Научная мысль России первой половины XIX века – уникальное и
неповторимое явление духовной жизни. Именно в эту эпоху сложились
многие перспективные научные направления и школы, достижения науки
находили отражение в практике, открытия целой плеяды российских
учёных получили заслуженное мировое признание. Во многих учебных
пособиях освещение истории науки сводится к перечислению множества
имён и фактов без должного анализа предпосылок тех или иных открытий,их влияния на социально-экономические процессы. Поэтому рассмотрение
истории науки (особенно когда речь идёт о прикладных исследованиях)
целесообразнее, на наш взгляд, в рамках прохождения тем, связанных с
экономикой страны. Важно показать старшеклассникам тесную
взаимосвязь научных достижений с успехами промышленного
производства, транспорта, связи, агротехнических новшеств. Темы по
истории науки представляют определённую сложность для усвоения,
особенно для учащихся восьмых классов, где преимущественно и ведётся
изучение событий XIX века. Дело в том, что понимание научных открытий
предполагает знание хотя бы элементарных законов прикладных, точных и
гуманитарных наук.
Темы школьного курса по истории науки будут лучше усвоены
обучающимися, если сгруппировать этот материал в таблицы. Здесь можно
выделить колонки с именами учёных, годами их жизни, областями наук,
которыми они занимались. Наконец, раскрыть наиболее заметные научные
открытия и показать их применение на практике. Таблицы могут быть
составлены в виде презентаций, а ещё лучше, чтобы обучающиеся
заполняли их в тетрадях, начиная с научных открытий 4XVIII века (М.В.
Ломоносова, в частности) до наших дней. Это позволит школьникам легче
и эффективней усвоить весьма содержательный материал и лучше
подготовиться к аттестационным занятиям.
Учителю важно сконцентрировать внимание и на биографиях
конкретных учёных. Пусть обучающиеся не будут знать большого
количества имён учёных, но усвоят при этом интересные факты из их
жизни. Жизненный путь известного учёного – как правило, хороший
пример для подражания подрастающему поколению, пример веры в себя и
умения преодолевать трудности. Более подробное и пристальное изучение
жизни видных российских учёных возможно в рамках исследовательских проектов. Особенно ценной могла бы стать работа, в которой
старшеклассник сумеет «открыть» имя малоизвестного учёного (краеведа,
популяризатора науки), - возможно и своего земляка, воспользовавшись
при этом редкими источниками, - воспоминаниями старожилов,
журнальными, газетными материалами и т.д.
Очень важен, по нашему мнению, и краеведческий аспект
рассматриваемой нами темы. Необходимо, чтобы в рамках школьного
курса уделялось внимание не только вопросам развития образования и
науки России в целом, но и своего региона. История народного
образования на территории Башкирии, в частности, позволяет глубже
изучить тесную и глубокую взаимосвязь культур, традиций и обычаев
многочисленных народностей, населявших наш край в первой половине
XIX века. Учитель должен суметь показать, что школа прошла в своём
развитии большой и сложный путь и основные этапы этого исторического
пути представляют огромный научный и познавательный интерес.
Возможность же получать современному молодому человеку 5полноценное
и бесплатное образование – это не просто данность, а итог многовекового
социально-экономического и культурного развития прогрессивного
человечества, осознавшего непреходящую ценность знаний и
необходимость передачи накопленного опыта подрастающим поколениям.
Глубокое знание вопросов из истории образования и науки, как,
впрочем, и истории культуры в целом, особенно необходимо тем
старшеклассникам, которые выбирают историю для сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Задания государственной итоговой аттестации довольно часто охватывают
вопросы из истории культуры. При этом выпускник должен быть готов к
ответу на вопросы самого различного уровня, включая иллюстративные
задания. Например, по истории науки в заданиях могут быть представлены
портреты видных учёных. В последние годы очень много заданий требует разбора разнообразных документальных источников. Могут приводиться
при этом выдержки из научных отчётов, воспоминаний видных деятелей
науки и их современников и многое другое.
Встречаются вопросы по истории науки и культуры также в
олимпиадных заданиях различного уровня. Составители заданий
Всероссийской олимпиады школьников по истории на протяжении ряда
лет подчёркивают, что приоритетное внимание уделяется двум ключевым
темам отечественной истории: событиям Великой Отечественной войны и
истории культуры XIX века.
Таким образом, освещение на уроках истории вопросов развития
народного образования и науки первой половины XIX века – актуальная и
многоаспектная тема. Она включает в себя и необходимость привлечения
большого дополнительного материала, включая источники, необходимость
сравнительного анализа достижений в образовании и науке с переменами
социально-экономического развития, внимательное изучение биографий
видных учёных страны, анализ влияния научных открытий на рост
промышленного производства и т.п. Самое важное для учителя при этом
показать непреходящее значение достижений рассмотренных нами
важнейших духовных сфер для последующего поступательного развития
страны.
Список литературы
1 Литература Грызлов К.В. История России: с древнейших времен до
наших дней. М.: 2002г. 156 с.
2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Фейербах (первая глава «Немецкой Идеологии»).
Предисловие к первому тону. Люди до сих пор всегда// М.: 2002г. 156 с.
3 Лотман Ю., Успенский Б. Миф имя культура // 1996г. 567 с.
4 Под ред. Н.И. Яковкиной.История русской культуры: XIX век. М.: 245 с.