Найти в Дзене

Освещение на уроках истории вопросов развития образования и науки первой половины 19 века

При рассмотрении в рамках курса Отечественной истории событий

XIX века весьма важную роль играют образование и наука1. Как правило,

эти разделы включены в общие темы, охватывающие историю культуры.

При этом надо отметить, что, с одной стороны, история Отечественной

культуры в большинстве современных учебников рассматривается

подробно и обстоятельно, данный период преподносится как «Золотой

век» русской культуры. С другой стороны, главное внимание при этом

уделяется, как правило, достижениям в искусстве, характеристике

различных стилей и направлений художественного творчества. Таким

образом, сферы образования и науки нередко остаются в стороне и не

являются предметом пристального рассмотрения и изучения. Между тем

очевидно, без этих важнейших сторон духовной жизни общества

невозможно осмыслить в полной мере не только культуру, но и многие

ключевые процессы социально-экономического развития страны2.

Изучение учащимися образовательной сферы первой половины XIX

века позволяет глубже понять суть либеральных преобразований

императора Александра I, а также хорошо проследить преемственную связь его реформ со школьными реформами Екатерины II. Хорошо

известно, что вступив на престол, император Александр I заявил о

продолжении курса не своего отца Павла I, а своей бабушки Екатерины

Великой. Проведённые в 1780-х гг. образовательные реформы были

продолжены и в начале XIX века, с 1803 года принятием Указа «Об

устройстве училищ». И в первом, и во втором случаях государственные

общеобразовательные школы охватили важнейшие губернские и уездные

города страны, способствовали более широкому охвату обучением детей

школьного возраста. 3

Учителю важно объяснить, что образовательные реформы начала

XIX века, основанные на приоритетных педагогических принципах

бессословности, бесплатного начального обучения и преемственности

различных ступеней образования, определили на многие последующие

десятилетия основной вектор развития российской школы. Рассматривая

реформы высшего образования, в частности, процесс складывания

университетской сети в России, важно связывать эти исторические

события с современностью. Ведь именно с принятием первого

университетского Устава 1804 года сложилась система вузовского

самоуправления, существующая и в наши дни. Изучение истории

народного образования первой половины XIX века позволяет также

сравнить основные направления внутренней политики двух российских

императоров – Александра I и Николая I.

Научная мысль России первой половины XIX века – уникальное и

неповторимое явление духовной жизни. Именно в эту эпоху сложились

многие перспективные научные направления и школы, достижения науки

находили отражение в практике, открытия целой плеяды российских

учёных получили заслуженное мировое признание. Во многих учебных

пособиях освещение истории науки сводится к перечислению множества

имён и фактов без должного анализа предпосылок тех или иных открытий,их влияния на социально-экономические процессы. Поэтому рассмотрение

истории науки (особенно когда речь идёт о прикладных исследованиях)

целесообразнее, на наш взгляд, в рамках прохождения тем, связанных с

экономикой страны. Важно показать старшеклассникам тесную

взаимосвязь научных достижений с успехами промышленного

производства, транспорта, связи, агротехнических новшеств. Темы по

истории науки представляют определённую сложность для усвоения,

особенно для учащихся восьмых классов, где преимущественно и ведётся

изучение событий XIX века. Дело в том, что понимание научных открытий

предполагает знание хотя бы элементарных законов прикладных, точных и

гуманитарных наук.

Темы школьного курса по истории науки будут лучше усвоены

обучающимися, если сгруппировать этот материал в таблицы. Здесь можно

выделить колонки с именами учёных, годами их жизни, областями наук,

которыми они занимались. Наконец, раскрыть наиболее заметные научные

открытия и показать их применение на практике. Таблицы могут быть

составлены в виде презентаций, а ещё лучше, чтобы обучающиеся

заполняли их в тетрадях, начиная с научных открытий 4XVIII века (М.В.

Ломоносова, в частности) до наших дней. Это позволит школьникам легче

и эффективней усвоить весьма содержательный материал и лучше

подготовиться к аттестационным занятиям.

Учителю важно сконцентрировать внимание и на биографиях

конкретных учёных. Пусть обучающиеся не будут знать большого

количества имён учёных, но усвоят при этом интересные факты из их

жизни. Жизненный путь известного учёного – как правило, хороший

пример для подражания подрастающему поколению, пример веры в себя и

умения преодолевать трудности. Более подробное и пристальное изучение

жизни видных российских учёных возможно в рамках исследовательских проектов. Особенно ценной могла бы стать работа, в которой

старшеклассник сумеет «открыть» имя малоизвестного учёного (краеведа,

популяризатора науки), - возможно и своего земляка, воспользовавшись

при этом редкими источниками, - воспоминаниями старожилов,

журнальными, газетными материалами и т.д.

Очень важен, по нашему мнению, и краеведческий аспект

рассматриваемой нами темы. Необходимо, чтобы в рамках школьного

курса уделялось внимание не только вопросам развития образования и

науки России в целом, но и своего региона. История народного

образования на территории Башкирии, в частности, позволяет глубже

изучить тесную и глубокую взаимосвязь культур, традиций и обычаев

многочисленных народностей, населявших наш край в первой половине

XIX века. Учитель должен суметь показать, что школа прошла в своём

развитии большой и сложный путь и основные этапы этого исторического

пути представляют огромный научный и познавательный интерес.

Возможность же получать современному молодому человеку 5полноценное

и бесплатное образование – это не просто данность, а итог многовекового

социально-экономического и культурного развития прогрессивного

человечества, осознавшего непреходящую ценность знаний и

необходимость передачи накопленного опыта подрастающим поколениям.

Глубокое знание вопросов из истории образования и науки, как,

впрочем, и истории культуры в целом, особенно необходимо тем

старшеклассникам, которые выбирают историю для сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Задания государственной итоговой аттестации довольно часто охватывают

вопросы из истории культуры. При этом выпускник должен быть готов к

ответу на вопросы самого различного уровня, включая иллюстративные

задания. Например, по истории науки в заданиях могут быть представлены

портреты видных учёных. В последние годы очень много заданий требует разбора разнообразных документальных источников. Могут приводиться

при этом выдержки из научных отчётов, воспоминаний видных деятелей

науки и их современников и многое другое.

Встречаются вопросы по истории науки и культуры также в

олимпиадных заданиях различного уровня. Составители заданий

Всероссийской олимпиады школьников по истории на протяжении ряда

лет подчёркивают, что приоритетное внимание уделяется двум ключевым

темам отечественной истории: событиям Великой Отечественной войны и

истории культуры XIX века.

Таким образом, освещение на уроках истории вопросов развития

народного образования и науки первой половины XIX века – актуальная и

многоаспектная тема. Она включает в себя и необходимость привлечения

большого дополнительного материала, включая источники, необходимость

сравнительного анализа достижений в образовании и науке с переменами

социально-экономического развития, внимательное изучение биографий

видных учёных страны, анализ влияния научных открытий на рост

промышленного производства и т.п. Самое важное для учителя при этом

показать непреходящее значение достижений рассмотренных нами

важнейших духовных сфер для последующего поступательного развития

страны.

Список литературы

1 Литература Грызлов К.В. История России: с древнейших времен до

наших дней. М.: 2002г. 156 с.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Фейербах (первая глава «Немецкой Идеологии»).

Предисловие к первому тону. Люди до сих пор всегда// М.: 2002г. 156 с.

3 Лотман Ю., Успенский Б. Миф имя культура // 1996г. 567 с.

4 Под ред. Н.И. Яковкиной.История русской культуры: XIX век. М.: 245 с.