Сеть автосервисов FIT SERVICE и аналитическое агентство Gruzdev-Analyze выполнили исследование состояния российского автомобильного рынка, изучив основные опасности, угрожающие отрасли в 2022 году.
Что же узнали эксперты?
Вместе с ростом пробега растет выручка автосервисов
По словам основателя Gruzdev-Analyze Александра Груздева, в России (как и в мире вообще) главными негативными факторами, влияющими на авторынок, являются рост инфляции и повышение стоимости автомобилей. Хотя разные регионы мира реагируют на ковидные ограничения по-разному, проблемы в большинстве стран схожи. К числу важных негативных факторов нужно добавить трудности с поставками комплектующих, а также нехватку персонала.
Если говорить о ключевых показателях прошлого года, то с июля продажи новых машин падали из-за дефицита автомобилей, однако по итогу зафиксирован небольшой прирост в сравнении с 2020 годом.
Далее, в России растет средний пробег личных автомобилей граждан. Если в 2020 году средний пробег составлял 14 611 км, то в 2021-м вырос до 15 637 км (на 1026 километров). Эксперты полагают, что в 2022 году данный показатель снизится на 3-5%.
Функционирующий автопарк по итогам прошлого года увеличился в РФ на 52 тыс. машин — плохие продажи новых авто отчасти компенсированы увеличением количества ввезенных в страну машин с пробегом. Но с увеличением пробега растет и потребность в обслуживании автомобилей: за 5 лет россияне стали посещать автосервис на 13% чаще.
Что касается FIT SERVICE, то выручка этой автосервисной сети по итогам прошлого года составила 5,6 млрд рублей — на 41% больше, чем в 2020-м. Также по итогам прошлого года в сети автосервисов отмечают рост клиентов на 24%, а заказ-нарядов — на 15%. В этом году в FIT SERVICE ожидают рост выручки до 7 млрд рублей.
Тем временем цены на автомобили в РФ продолжают ползти вверх, хотя давно уже переросли финансовые возможности большинства россиян. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, стоимость отечественных авто выросла в прошлом году на 5-8%, зарубежных моделей — до 20%. В агентстве "Автостат" приводят несколько иные цифры: стоимость автомобилей у дилеров выросла (с учетом "допов") более чем на 35%.
Власти успокаивают россиян — мол, рост цен на новые автомобили в этом году замедлится. Но произойдет это не раньше лета, потому что сохраняется дефицит на некоторые компоненты.
Интересные цифры приводятся на сайте "Новых Известий": чтобы купить автомобиль на "механике", среднему россиянину придется работать 3,5 года, тогда как в США для покупки "автомата" с 2,5 л гражданину потребуется в среднем 7 месяцев.
Кадровый кризис и шантаж
Эксперты сообщили, что в 2021 году спрос на сотрудников автосервиса увеличился в 2 раза, а за январь 2022 года вырос еще на 15% (при этом число соискателей сократилось на 28%). В результате почти половина российских станций технического обслуживания столкнулась с шантажом со стороны работников — осознав свою ценность, квалифицированные сотрудники, угрожая увольнением, требуют повышения зарплаты.
По словам HR-директора FIT SERVICE Светланы Соловьевой, в 40% подобных ситуаций работодатель был вынужден удовлетворить требования сотрудника. Проблема нехватки кадров усугубляется сокращением трудовых мигрантов на стройках и вахтовых работах. В этих сферах выросла заработная плата, и россияне, работающие в автосервисе, уходят туда. И кадровый кризис усугубляется.
-----