Найти тему

Азбука опытного автомобилиста

Азбуку опытного автомобилиста: где-то поморгали, где-то подмигнули, похлопали в ладоши. В арсенале автомобилистов на дорогах присутствует большое количество скрытых сигналов. Это невербальные средства коммуникации, которые позволяют участникам дорожного движения выразить широкую палитру эмоций - от благодарности до предупреждения. Какие приёмы часто выручают нас в дороге, но им не учат в автошколе? Читайте в материале.

Фото: Fotolia / Jürgen Fälchle
Фото: Fotolia / Jürgen Fälchle

Моргание аварийкой. В транспортном средстве кнопка с треугольником предусмотрена не просто так. Она необходима для того, чтобы предупреждать других участников дорожного движения об аварийной остановке. Только со временем использование аварийной сигнализации приняло новые значения. Так, если поморгать 2-3 раза аварийкой, можно поблагодарить другого автомобилиста. Как правило, такой прием используется, если человеку уступили при перестроении или при выезде со второстепенной дороги.

Еще одна сфера применения - извинения. Если была допущена ошибка, которая помешала другим участникам движения, следует поморгать аварийкой. Но злоупотреблять таким жестом тоже не стоит. Почему, объяснит наш автоэксперт Дмитрий Попов.

Я должен заметить, что история с фарами и аварийкой присутствует везде. Только нужно четко для себя понимать, что иногда, когда человек влезает без спросу, где-то подрезает, а потом, значит, аварийкой мигает, так и хочется выйти и высказать ему все, что ты думаешь и про него, и про его поступок, и про аварийку. Ну, к слову, сам немножко неудачно действовал, хотя, может быть, это москвич на БМВ очень агрессивно двигался по улицам Питера в московском стиле. Мы как едем в Питере? Мы едем солидно. Мы – культурная столица, не совершаем резких движений. Посмотрел в зеркало, нет никого. Начинаю перестраиваться направо, чтобы объехать медлительного. А передо мной тут же уже находится этот автомобиль. Я заехал перед ним и ему сигналил «прости, брат, не буду ничего делать», и так далее.

Подмигивания фарами. Короткий дальний свет - это общепринятый скрытый знак, который обозначает “Проезжай” или “Пропускаю”. Длинный дальний свет! Как правило, таким символам просят уступить дорогу. Это очень невежливый знак, который многие автомобилисты не воспринимают и игнорируют. Однако при движении на трассе такое часто практикуется, если в полосе едет слишком медлительный водитель. Короткие включения дальнего света! Таким сигналом автомобилисты предупреждают, что на пути есть полицейская засада, камера видеофиксации или пост ГИБДД. Это чувство шоферской солидарности, которое позволяет предотвратить лишние штрафы в базе. Но будьте аккуратны, соседних регионах такие подсказки караются штрафом.

Что касается «мигать фарами»: практика присутствует у нас, несмотря на то, что мы близки к Финляндии. В Финляндии за это наказывают. У нас в центре страны, по-моему, в Ростовской области, гаишники предпринимают попытки наказывать людей за то, что они предупреждают фарами о том, что предприимчивый сотрудник ГИБДД находится впереди. Как они это делают: они ставят картонный автомобиль в натуральную величину. Все знают, что по стране такого много расставлено, и чуть дальше следят, предупреждает ли кто-то о том, что картонный автомобиль. Ну, у меня мозгов хватает про картонный автомобиль не предупреждать, я все-таки только про настоящие. Но эта история присутствует. Многие иногда фарами подают сигнал не о том, что у тебя впереди сотрудник ГИБДД, а о том, что там иногда затор, надо разворачиваться, не проехать.

Еще одна важная ситуация - на загородных трассах очень часто можно встретить грузовые машины, которые включают то правый, то левый поворотник, хотя сами обгонять не собираются. На самом деле такие знаки нужны для того, что предупредить других автомобилистов. Если фура моргает левым поворотником, обгонять нельзя - существует опасность встречного движения. Если же грузовик включил правый поворотник, можно идти на обгон. Но полагаться на обозначения водителя фуры не стоит - лучше всего проверить обстановку на дороге самостоятельно. А еще о каких-то моментах можно сообщать жестами. Дмитрий Попов объяснил, какими и что именно можно донести до других участников движения.

Например, водитель подавал сигналы аварийкой, и так заговорил «спасибо», что так и едет, и мигает, и мигает. Догоняя его, я поравнялся с ним, аккуратно привлек его внимание звуковым сигналом: хлопаю двумя руками, что у тебя мигает. Из наиболее известных жестов: не закрытый багажник – это горизонтальные хлопки в ладоши, кукиш показывают, когда на колесе грыжа выползла, или сейчас лопнет колесо. Иногда показывают одной рукой маленькое расстояние, имея ввиду, что колесо спущено. Опытные водители всей этой азбукой пользуются. Это безопасность отчасти, и это забота и о себе, и о том, кто за рулем едет.

Есть, кстати, и неприличные жесты, и все их понятное дело знают, но лучше ими не апеллировать, не провоцировать конфликт.