Среди проблем российского школьного образования что только не называют. Тут и низкие зарплаты учителей, странные учебники, нежелание учится у детей и еще много-много другого. Действительно ли это так? Да, все вышеперечисленное – правда. И нет – это не сами проблемы, а лишь последствия другой, реально важной проблемы российского образования.
Любой социальный институт (а школьное образование – это без сомнения социальный институт) работает исключительно на мотивации людей, связанных с ним. Да, эта мотивация может быть обусловлена деньгами или какими-то другими материальными благами, но она всегда есть. Как только суммарная мотивация снижается до определенного порога – социальный институт начинает деградировать.
Кто же вовлечен в школьное образование? Конечно, это учителя, но к ним вернемся несколько позднее. Кроме учителей с школьным образованием связаны: дети, их родители, будущие работодатели и государство. Рассмотри мотивацию этих четырех групп.
В первую очередь рассмотрим мотивацию детей. Какова она? Для подростка значимы любопытство, построение социальных связей (дружба, влюбленность, социальная иерархия). Казалось бы – вот оно – любопытство. Прямая мотивация, которая должна подталкивать к учебе. Но нет, это не так. Ведь любопытство – это поиск неожиданного. Вот учитель приливает из пробирки прозрачный раствор к прозрачному раствору в колбе – и … получает прозрачный раствор. Что здесь необычного?
Не менее значимой мотивацией является построение социальной иерархии. Да, на уроке физкультуры парень, отжавшийся 100 раз, видит в глазах окружающих уважение. Но происходит это только на уроках физкультуры. А что с отличниками по другим предметам? От сверстников они слышат – «ботаник». От учителей – безразличие. Так зачем подростку тратить силы и нервы?
Вероятно, читатель тут вспомнит о еще одной мотивации подростка – его родителях. Ведь «родители должны привить ребенку уважение к школе». Это крайне сомнительный постулат, но к нему мы вернемся после того, как рассмотрим вопрос: а что мотивации работодателей.
Очевидно, что работодатель хочет получить сотрудника, идеально подходящего для решения его, работодателя задач. Для этого работодатель хотел бы, что бы будущий сотрудник обладал нужными компетенциями. При этом объем компетенции должен соответствовать решаемым задачам. Если сотрудник будет менее компетентен – задача не будет решена или будет решена отвратительно. Если же сотрудник будет более компетентен чем это нужно для решения задач – во-первых это будет демотивировать сотрудника – ведь он решает пустяковые и не интересные задачи. Так же работодателю придется переплачивать за избыток компетенции.
Для наглядности рассмотрим пример: Петр, владелец небольшого зоомагазина, торговавшего исключительно хомячками, принял решение расширятся и начать торговать рыбками. Как владелец будет искать сотрудника для торговли рыбками? Существует несколько способов. Например, можно поискать среди знакомых. Допустим Александр, знакомый Петра, вроде как подходит. Почему «вроде как»? Потому что Петр не только не может проверить компетентность Александра. Петр даже не знает какими компетенциями Александр должен обладать. Поэтому сотрудники нанимаются «на глазок» и лучшей рекомендацией является «проработал 4 года по специальности». Все остальные способы найма упираются в эту же проблему: работодатель не знает какие компетенции нужны для вакансии. И не может никак проверить их.
У родителей два варианта – отдать чадо в ВУЗ или устроить на работу. Какой вариант выберут родители или сам подросток если «проработал 4 года по специальности» ценится больше 4-летнего обучения? Естественно, выберут работу с минимальной оплатой, чтобы уже через два года перейти на оплату повыше, а затем еще через несколько лет перейти на нормальную зарплату. Исключением являются профессии, требующие высшего профильного обучения: врачи, юристы и так далее. Да такая ситуация не может вызывать ничего кроме глубокого изумления. Но что есть – то есть.
Таким образом, те родители кто задумываются о будущем своих детей, а потом и сами подростки рассматривают современную образовательную систему – как некий ритуал взросления. Который несет мало пользы и который нужно пережить. Желательно с минимальными тратами нервов и денег.