Найти в Дзене
Закреплено автором
Записки Патриота
Анти-розовые очки.
11 месяцев назад
Медицина и пенсионеры
Можно попытаться сформулировать цели человека, сообщества или организации, наблюдая за их действиями. Сразу вспоминаются замечательные слова «судите их по делам их». Изначально у меня было подсознательное ожидание, что наша (да и не только наша, а любая развитая) система здравоохранения ориентирована на компенсацию для пенсионеров. Что такое компенсация? Иногда медицина бессильна «вернуть как было». Прекрасным примером такой ситуации является диабет – наши (человечества) знания пока не позволяют эффективно излечивать диабеты, что первого типа, что второго...
1 месяц назад
Антинаучная педагогика
Достаточно часто я слышу, что все ученики уникальны. Слово «уникальный», в данном контексте, может иметь два – совершенно разных – смысла. Во-первых, под уникальностью может подразумеваться тот факт, что двух учеников всегда можно различить. С этим утверждением было бы странно спорить. Ученики различаются полом, весом, ростом, возрастом. Различаются именами и фамилиями. В конце концов они имеют разные физические координаты. Однако в педагогике под этим обычно подразумеваю совершенно другое. Заявляется не только уникальность учеников в смысле их отличия друг от друга...
3 месяца назад
Обучение: интересный вопрос
Время от времени я вступаю в дискуссии с действующими педагогами и просто неравнодушными к будущему нашей страны людьми. И на днях мне задали интересный вопрос: Раз «доказать» не атомарное действие, требующее ряда более «мелких» навыков, почему бы не тренировать эти более «мелкие» навыки отдельно, а когда они все будут сформированы, тренировать более общий - доказательство? Действительно, зачастую оправдана стратегия «разбить при изучении сложный навык на части». И для этого существует две причины...
4 месяца назад
Педагогика – это парапсихология?
Общаясь последний год с педагогами и читая литературу по теме, столкнулся со странным диссонансом. Советская литература, посвященная детской психологии и обучению, рассматривает ученика как сложный, но научно-познаваемый объект. Обучение и воспитание так же рассматриваются как сложные, но познаваемые процессы. В то же время современные преподаватели рассматривают психологию вообще и преподавание в частности, как некую мистическую деятельность. Как нечто, что слабо доступно разуму и может быть постигнуто...
4 месяца назад
Немного о геометрии
Одной из задач, которая решается (или должны решаться) курсом геометрии является создание у обучающихся внутреннего представления геометрический фактов и утверждений. Ну и операций с таким внутренним представлением. Например, перевод текстового описания задачи в это внутреннее представление. Но тут мы сталкиваемся с очевидной проблемой – мы не можем напрямую определить наличие таких внутренних представлений. Впрочем, это не является такой уж неразрешимой проблемой. В конце концов, даже в физике – насквозь материальной науке – многие вещи напрямую не наблюдаемы...
5 месяцев назад
Репост
6 месяцев назад
Заложники малости
Общаясь с людьми, особенно не разделяющими те или иные мои взгляды, обнаружил интересную закономерность. Важность потери, реальной или мнимой, зависит не сколько от абсолютного объема потерянного, сколько от соотношения потерянного и изначального. Пожалуй, проще показать на примерах. Для чернорабочего, имеющего зарплату в один МРОТ, потеря 10000 рублей – это трагедия. Он будет переживать из-за этого события пару месяцев. Бизнесмен, ворочающий десятками миллионов в месяц – забудет к концу дня. Можно было бы сказать, что бизнесмен – существо черствое и чуть ли не бездушное...
6 месяцев назад
К вопросу о завышении оценок
Время от времени натыкаюсь на утверждение о том, что советская педагогика была чуть ли не идеальной. На вопросы о том – как идеальная педагогика подготовила всю ту массу народа, которая заряжала воду через телевизор или вкладывала деньги в «абсолютно честную финансовую пирамиду» - следует возмущенное мычание...
6 месяцев назад
Умение учится: внутренняя модель
Сначала немного компьютерных аналогий. Дело в том, что программисты за последние два десятка лет столкнулись с парой вызовов, аналогичных тем, с которыми столкнулось человечество как биологический вид. Не знаю, насколько это неожиданно – но программисты решили свои проблемы практически точно так же, как наш биологический вид решил свои. Итак, что это за проблемы, как они были решены и что общего у этих компьютерных проблем и их решений с человеческим мозгом? Еще на заре развития вычислительной техники были созданы различные виды памяти...
7 месяцев назад
Феномен Пиаже
Жан Пиаже, известный психолог и исследователь педагогики, обнаружил интересную закономерность – которая в русскоязычной литературе носит «Феномена Пиаже», а в англоязычной – «Феномен сохранения». В чем же этот феномен проявляется? Допустим, мы показали взрослому два одинаковых, заполненных на половину жидкостью, низких сосуда. А потом перелили из одного сосуда в высокий, но узкий стакан. Если мы теперь зададим взрослому человеку вопрос – одинаковое ли количество жидкости содержится в высоком стакане и оставшемся низком сосуде – мы получим ответ «да»...
7 месяцев назад
Управление: Критерии цели
Когда коллектив людей желает действовать сообща существует лишь два эффективных способа поведения. При этом выбор способа зависит не от свободы воли, а от формы решаемой задачи. Если задача заключается в поддержании какого-то состояния, например сохранении экологии, поддержании здоровья нации, воспроизводстве населения или сохранения независимости государства – то эффективный способ – это управляемый процесс. Если же задача имеет временные рамки – то эффективный способ – это проект. Например, школьное образование для конкретного школьника должно рано или поздно закончится...
7 месяцев назад
Быстрый ум
В своих предыдущих статьях я останавливался на различии между быстрым умом и рациональным мышлением. И хотя между ученными до сих пор не утихают споры о том, является ли рациональное мышление надстройкой над быстрым умом или же существует параллельно ему, в одном они сходятся – быстрый ум является врожденным свойством любого здорового человека. Для педагогики важно то, что быстрый ум сформирован у ребенка уже к 4 годам. Да, есть небольшие различия между детьми – у кого-то быстрый ум формируется к более раннему строку, а у кого-то чуть дольше...
7 месяцев назад