Эти книги написаны для школьников, но интересны будут и взрослым. Их приятно перечитать, даже если какие-то из них знакомы с детства. В них поднимаются темы, которые интересно и важно обсудить с детьми.
А зачем вообще нужны эти чтения совместные?
Ведь читать ребёнок и сам умеет, а обсудить любые темы можно и без книг.
Конечно, можно, но, когда свежий литературный пример перед глазами, получается нагляднее, доходчивее и убедительней. И повод - вот он.
Совместные чтения, по моему глубокому убеждению, - важная часть проекта "вырастить настоящего читателя". Это возможность мягко направить ребёнка в сторону хорошей детской литературы, привить хороший вкус, вместе выбрать интересное, сразу объяснить непонятные слова, моменты.
Это и один из способов быть ближе к ребёнку, что в предподростковом возрасте особенно актуально.
С моей старшей дочерью мы практиковали ежедневные чтения вслух до 10 лет, с младшей - до 12. Теперь иногда читаем одни и те же книги, советуем друг другу и обсуждаем, но читаем уже врозь. А жаль! Эти полчаса чтений вслух перед сном были много лет моим любимым временем суток.
Но перейдём к подборке. Жанры и авторы разные. Рядом с названием указываю возрастную маркировку на книге, в скобках - возраст, начиная с которого стОит читать эти книги, по моему родительскому опыту.
1. Майн Рид "Морской волчонок" 12+ (10+, для особо впечатлительных 12+)
Старый моряк Филипп Форестер любит общаться с деревенскими мальчишками. Им-то он и рассказывает эту историю.
С детства Филипп мечтал о морских путешествиях и приключениях. Ему было всего 12, когда в надежде осуществить свою мечту он тайком проник на борт торгового судна, следующего из Англии в Перу.
Филипу удалось остаться незамеченным командой судна, но в этом и беда - он оказался замурован в трюме среди ящиков и тюков с товарами и ему предстояло оставаться там до разгрузки судна.
Этому ребёнку пришлось бороться за жизнь в самом прямом смысле слова: добывать себе еду и воду, сражаться с корабельными крысами! Ему потребовалось призвать на помощь все свои знания и смекалку. А главное - нужно было бороться с отчаянием в самой, казалось бы, безнадежной ситуации.
Я вспомнил, что был уже на пороге самоубийства, но удержался от него и был вознагражден по заслугам. И опять луч надежды прорезал мрак моей тюрьмы. Правда, надежда эта ни на чем не была основана, но достаточно было ей появиться, как я почувствовал новый прилив энергии. Я не дал отчаянию овладеть собой.
О чем хотелось поговорить на примере этой книги:
- О том, что никогда нельзя впадать в отчаяние - отчаяние и паника мешают думать, а спокойно работая головой, можно найти выход.
- О том, что никогда не знаешь, как и когда тебе пригодятся знания и умения, которым ты сейчас не придаешь никакого значения.
- О том, как опасно лезть, куда нельзя, как бы ни банально звучало.
- О том, что даже при самых жестких ограничениях человек с мозгами найдет, чем себя занять (так получилось, не специально, что мы прочитали эту книгу в весной 2020 года, в самый первый локдаун. Можете себе представить, как это было ко времени).
2. Кристине Нёстлингер "Обменный ребёнок" 6+ (10+)
Эта книга - рассказ 13-летнего Эвальда Миттермайера о 6 самых бурных неделях в жизни его семьи.
Обычно у Миттермайеров всё спокойно и гладко, так что даже в сочинении "как я провел воскресенье" рассказать особо нечего. Мама считает, это потому, что у них гармоничная семья. В отношении сына родителей всерьёз беспокоят только 2 проблемы - тройка по английскому и отсутствие друзей.
А самого Эвальда беспокоит только одно - почему никто никогда не интересуется его мнением и не спрашивает его согласия?!
Вот и сейчас мама придумала убить двух зайцев: по обмену взять в семью ребёнка из Англии - сын и язык подтянет, и обретет наконец хоть одного друга.
Родители не учли одного: вместо обещанного образцового Тома придется терпеть его брата - невыносимого, немыслимого Джаспера. Тут-то мама увидит в красках, что такое проблемный ребёнок.
Мы собрались на совет в гостиной. Петер опять предложил отослать Джаспера обратно. Папа, кажется, был согласен. Но мама возразила:
— Нельзя пасовать перед трудностями. Да еще в первый же день! Что о нас подумают!
С книгой мы и смеялись, и сопереживали, и сердце щемило в какие-то моменты.
Какие темы, примеры для обсуждения дает книга:
- Какие отношения родителей с детьми на самом деле можно считать гармоничными
- Можно ли человека насильно сделать счастливым, руководствуясь своими представлениями о счастье (причинить добро)
- Что можно сделать, чтобы помочь Джасперу?
3. Джеймс Крюс "Тим Талер, или Проданный смех" 12+ (10+)
Сказка для подрощенных детей или фантастика для самых юных, как Вам больше нравится.
Тим Талер потярел родителей и остался со злобной мачехой и сводным братом. Несмотря на все трудности и несчастья, он сохранил в себе удивительную способность по-детски открыто и заразительно смеяться.
Как ни велик был его горький опыт, вынесенный из жизни в узком переулке, он всё равно оставался простодушным и доверчивым мальчиком. Он и не замечал, как нравится всем его смех; он забыл, что со дня смерти отца прятал от всех свой смех, как скряга - сокровища. Он просто думал, что после всех злоключений на ипподроме стал намного умнее и научился отлично ладить с людьми. А ведь если бы он уже тогда знал, как дорог его смех, ему бы не пришлось, быть может, вытерпеть столько бед.
Однажды Тиму встретится таинственный незнакомец, который предложит очень странный контракт: его звонкий смех в обмен на способность выигрывать любое пари.
Не сразу Тим поймет, чтО потерял и немало вытерпит, прежде , чем сумеет вернуть свой смех.
О чем можно рассуждать вместе с ребёнком:
- О том, можно ли быть бедным, но счастливым
- Об истинных ценностях, которые нельзя купить за деньги
- Постараться придумать как разрешить проблему до того, как Тим сам догадается, как вернуть свой смех
4. Анджела Нанетти "Мой дедушка был вишней" 6+ (10+)
Это история семьи, рассказанная так, как её видит ребёнок.
Воспоминания Тонино начинаются с 4-х летнего возраста, когда у него было 2 комплекта дедушка + бабушка: городские, живущие рядом, папины родители и деревенские, странноватые, родители мамы.
Ту самую вишню посадил дедушка по маминой линии в день, когда она родилась. Он дай ей имя Феличе и разговаривал с ней (это про вишню). Вишня и мама росли вместе. А для Тонино она стала местом игр и приключений, памятью о дедушке, почти живым существом.
Это добрая книга о связи поколений, грустная и в то же время жизнеутверждающая.
Я заметил, что говоря о мертвых, все делают серьезные лица и вздыхают, даже если едва их знали. А дедушка, наоборот, никогда не грустил, когда мы говорили о бабушке.
- Для меня она не умерла, Тонино. Запомни: ты не умираешь, пока тебя кто-то любит.
О чем можно поговорить, читая эту книгу:
- о семейных ценностях, традициях, связи поколений внутри семьи
- о старении, одиночестве, общении с бабушками и дедушками
- о смерти (да, и об этом нужно говорить с детьми и эта книга и её философия тут хороший помощник)
5. Даниэль Пеннак "Собака пёс" 6+ (8+)
Тяжела жизнь бродячего Пса. Трудное детство, чуть не утопили. Постоянные заботы о пропитании и ночлеге. Повсеместно подстерегающие опасности, например, падающие холодильники. Жизнь на свалке.
А вот теперь у него есть дом, где командуют сварливая Перечница и туповатый Потный.
Значит, вот что такое дом, - подумал Пёс, - это свалка, приведённая в порядок.
И есть их дочка Пом, хозяйка Пса. Но она пока не умеет быть Псу настоящим другом. Он должен её воспитать.
Книга написана так, будто автор сам побывал в шкуре бездомного пса и рассказывает от его имени.
О чем поговорить, читая эту книгу:
- о том, что не только мы воспитываем животных, но и животные воспитывают нас
- о нашей ответственности за питомцев (особенно, если они уже есть или планируется их завести, кого угодно, необязательно собаку)
- о том, как живут бездомные животные (если вы об этом раньше не задумывались)
А в Вашей семье есть традиция совместного чтения? Какие книги читаете с детьми?
Попытка разобраться, почему дети мало читают, здесь.
О своем опыте прививания детям любви к книге рассказывала здесь.