Косоворотка с недавних пор стала предметом особой гордости для молодых людей призывного возраста. Казалось бы, обычная русская рубаха с косым воротом, и нет в ней ничего такого.
Любопытно, что в интеллектуальных кругах популярность косоворотки напрямую связана с подъёмом интереса к национальной теме. Но нашлись люди, у которых такая эстетика вызвала резкое недовольство.
Политический контекст
Есть такой известный локальный московский политик, его зовут Роман Юнеман. Молодой национально ориентированный демократ. Лично у меня любой политик, который не связан с партией власти, уже вызывает симпатию. И недавно вокруг его поста в Facebook возникла специфическая дискуссия.
Он опубликовал фотосессию с различными модными ребятами в косоворотках. Отличные, казалось бы фото, не придраться. Но прибежали комментаторы, которые сделали акцент на участии в производстве косовороток книжного издательства «Чёрная сотня».
Понятно, что словосочетание «чёрная сотня» ассоциируется с печально известной организацией черносотенцев времён революции. Это сейчас мы понимаем, что черносотенцы были какими-то унылыми мракобесами, ответственными за еврейские погромы и другие акты насилия. Но какое отношение это имеет к современному издательству, пусть и столь эпатажному?
Вы, может быть, слышали о таком жанре публикаций вроде: «Интернет-пользователи были возмущены...» или «Большинство пользователей осудило...», ну и так далее. Вся эта ситуация подходит под один из таких заголовков.
Но знаете, всё это, конечно, забавно и смешно, но в такой реакции я не понимаю одного: как так получается, что какие-то сомнительные практики из начала XX века заволакивают смыслы, которые существуют сегодня? Здоровые, в общем-то, смыслы.
Очень трудно уследить за той логической смычкой в голове некоторых комментаторов, ведущей от русской рубахи прямиком к погромам через русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Признаюсь, что я очень сильно тужился, но так и не смог представить себе немецкий танк «Тигр», глядя на фотографии этих молодых людей.
«Делать русскую культуру актуальной»
Вообразим другую ситуацию: эти же молодые люди, но в татарских народных костюмах. И контекст такой, что перед нами простые татарские ребята, студенты какого-нибудь Казанского федерального университета, любят изучать татарский язык, историю и в свободное время играют на гармошке. Ну а что за татарин без гармошки?
Понятно, что здесь настроения большинства комментаторов поменяются со знака минус на плюс. Так уж заведено.
Любая русская рубаха с узором вызывает скорее этнографический интерес, а не эстетический. Безвкусные красные рубашки с рисунком «хохлома» не должны идти по категории национального костюма, потому что больше напоминают одежду из магазина приколов. Сравните сами:
А если вам по какой-то причине не нравятся новые модные тенденции, то в качестве альтернативы всегда имеются вот такие товарищи:
Думаю, что выбор очевиден. Ну а пока «играй, гармонь»!
Спасибо за внимание. Ставьте палец вверх и делитесь свои мнением о национальном костюме. Подписывайтесь на канал, чтобы следить за новыми публикациями.