Найти в Дзене
Всем балет!

Будни балетного училища в кольце блокады: приём, питание, быт

Оглавление

Одна из самых трагических страниц нашей истории — блокада Ленинграда. К сороковым-роковым годам город на Неве уже давно считался колыбелью русского балета, и хоть были переименованы город и театр, суть оставалась прежней. Здесь поставлены главные классические балеты, здесь работают лучшие балетмейстеры, а лучшие артисты хранят традиции. На время блокады Ленинграда училище и театр разделились: часть артистов и учеников была эвакуирована в Молотов, другая часть осталась в осажденном городе.

После начала вoйны администрация балетного училища почти сразу занялась организацией эвакуации, и для многих родителей это было спасением: они находили условия содержания воспитанников балетной школы более приличными, чем в обычной школе. Спустя много лет артисты вспоминали, что с некоторыми учащимися в эвакуацию отправились их мамы, но были и такие родители, которые отказались ехать сами и не пустили детей.

Фото: Эммануил Евзерихин, russiainphoto.ru
Фото: Эммануил Евзерихин, russiainphoto.ru

Как вспоминала Маргарита Родионова — воспитанница училища с 1936 по 1942 год — отец наотрез отказался отпускать девочку на Урал: «Нет, ты никуда не поедешь. Пoгибaть или выживать надо вместе». Позже семья Родионовых уехала из осажденного города в эвакуацию на Северный Кавказ, в Ессентуки, но вскоре и туда добрался враг. Несмотря на это семья осталась в городе, и Маргарита окончила десятилетку. По возвращении в Ленинград в 1945 году девушка поступила на биологический факультет и навсегда попрощалась с балетом.

Приём в училище

В осажденном Ленинграде балетное училище продолжало работу, несмотря на все сложности, которые за этим стояли. Условия обучения были крайне неблагоприятными: не было воды, сильные морозы, недостаток продовольствия, отсутствие общественного транспорта, привлечение детей к общественному труду в непростых погодных условиях.

В блокадные годы в хореографическое училище детей принимали дважды, в 1942 и 1943 году. Артисты, которые остались в городе, давали концерты в Театре музкомедии, и некоторые семьи с детьми узнавали о приеме в балетную школу во время визита на очередной концерт. Объявления о приеме также распространялись по громкой связи: для города, погруженного в ежедневные испытания судьбой, это было жизнеутверждающим событием.

Строгого отбора в балетную школу не было, комиссия не искала особых физических данных у изможденных голодом детей; поступающих отбирали в основном по внешности. В одном классе оказались дети с заметной разницей в возрасте.

Уроки

В блокаду в балетном училище было всего два класса, и уроки проходили в зале на третьем этаже. Там была установлена печь, возле которой перед уроком отогревались учащиеся, приходилось заниматься в перчатках и шапках. Как вспоминали участники событий, занятий было мало: классический и историко-бытовой танцы, музыка. Почти не проводились уроки по общеобразовательным предметам, детей и взрослых всецело занимала война: дежурство на телефонных станциях, на вахте и чердаке.

Ленинград покинула Агриппина Ваганова, зато осталась Екатерина Гейденрейх и преподавала классический танец. Даже в такое тяжелое время специальным предметам уделялось больше внимания, чем общеобразовательным. Вскоре Екатерина Николаевна внезапно исчезла, и только спустя время стало известно, что Гейденрейх aрeстoвaна по доносу за «антисоветские взгляды». Печально известная фотография Гейденрейх из личного дела очень контрастирует с портретами балерины, написанными в 1920-е годы Зинаидой Серебряковой.

Работа З. Е. Серебяковой, 1923 год/Личное дело Е. Н. Гейденрейх, 1942 год
Работа З. Е. Серебяковой, 1923 год/Личное дело Е. Н. Гейденрейх, 1942 год

Питание

В 1942 году воспитанники училища стали получать 200 граммов хлеба, как все рабочее население блокадного города. Суточную норму хлеба ученики подсушивали на печи, чтобы как можно дольше наслаждаться его вкусом.

Одно время в хореографическом училище работала столовая, и детей кормили дрожжевым супом — белой жидкостью из белковых дрожжей, полученных из древесных опилок путем гидролиза. Такой суп был насыщен витаминами и стал источником энергии для истощенных жителей блокадного города, также из белковых дрожжей по этой технологии готовили более 20 видов паштетов и котлет.

Позже дети стали приносить еду из дома: кашу, лепешки из кукурузного жмыха. После каждого урока дети получали кружку кипятка из общего чайника.

Воспитанники училища постоянно давали концерты на вокзалах, в основном это были народные танцы: чардаш, молдовеняска, лезгинка под баян. Как вспоминала Вера Костровицкая, в условиях голодного истощения придумать что-то другое было невозможно.