Как показывают сухие цифры, АИ-95 – это самое популярное топливо среди российских автомобилистов. Если сравнивать цены с европейскими, получается, что оно одно из наиболее доступных. Однако все хорошо лишь до того момента, пока не привязываться к зарплатам и считать в абсолютных показателях.
Как передает информационное агентство РИА Новости, реальная картина совершенно иная – для среднестатистического россиянина бензин довольно дорогое удовольствие. В правительстве это прекрасно понимают, поэтому Федеральная антимонопольная служба инициировала несколько дел, однако АЗС пока не спешат понижать ценники на табло.
Статистика цен
Специалисты подсчитали, что в России литр АИ-95 стоит в среднем 51,3 рубля, в Казахстане 35,7, если провести пересчет в национальной валюте, а в Нидерландах почти 170 рублей. Более дорогое топливо в Швеции, Норвегии, Финляндии и Дании.
С дизелем немного другая ситуация, он стоит 54,4 рубля в России. В Украине, Белоруссии, Казахстане – примерно 80 рублей. Сильно дороже дизель покупают граждане Нидерландов, Норвегии, Швеции, Бельгии, Финляндии и Великобритании.
В последнее время во многих странах бензин подорожал. Например, в Литве – практически на треть, Люксембурге и Болгарии немного меньше. В России подорожание топлива составило 8,5%.
При подсчете разницы цен на топливо в тех или иных странах, необходимо учитывать покупательскую способность и доход. Ведь если оперировать абсолютными показателями, тогда все хорошо – ценники на отечественных заправках ниже в 2-3 раз. Однако заработные платы в большинстве вышеперечисленных странах в разы выше тех, которые получают большинство российских граждан.
Если брать средние показатели доходов, гражданин России сможет на одну зарплату купить 920 литров топлива. Некоторые страны Восточной Европы существенно отстают в этом плане.
Самое дешевое топливо в Люксембурге, там человек на месячную зарплату сможет купить 2500 литров горючего. В Норвегии – 2000 литров. Похожие цифры в Дании, Великобритании и Австрии.
Переменные, влияющие на цену топлива
Один из важных факторов, влияющих на стоимость топлива – это котировки нефти, однако не стоит забывать акцизы и налоги, которые закладываются в ценник. Россия обладает развитой нефтедобывающей отраслью, поэтому фискальная нагрузка ложится на нефтеперерабатывающие заводы.
В процентном соотношении, цена российского топлива формируется следующим образом: 21% стоимости – сырье, 6% – расходы производства, 5% – надбавка продавцов, 8% – продажа и доставка. Сюда же стоит добавить курс рубля, конкуренцию и показатель инфляции.
Цены в большинстве стран Европы существенно отличаются, потому что отсутствует собственная нефтедобывающая отрасль, поэтому нужно импортировать готовое топливо или нефть. Соответственно цены повышаются из-за расходов логистики, НДС, энергетического сбора и т.д.
На данный момент нефть дорожает, а баррель Brent стоит около 89-90 долларов. WTI прибавил 1,3 доллара и теперь стоит 91. Аналитики считают, что нефть скоро снова начнет расти в цене и превысит отметку в 100 долларов.
Демпферный механизм
Весной стоит ждать небольшого скачка цен на топливо, ведь всегда спрос повышается в это время года. Бензин подорожает примерно на 4-4,5% в годовом выражении: АИ-95 – примерно 55-55,3 рубля, а АИ-92 — примерно 50-50,2.
Государство внимательно следит за всеми игроками рынка, недобросовестных участников сразу же привлекают к ответственности. Впервые Федеральная антимонопольная служба открыла дела на дочек «Газпром нефти» и «Лукойла». Это произошло после очередной проверки цен на бензин. Компании обвиняются в нарушении положений «Закона о конкуренции». Очередное заседание состоится 24 февраля.
Очень часто подобным «нечестными делами» занимаются в регионах, подменяя базовое топливо премиальным, которое стоит значительно больше. Не имея выбора, автомобилистам приходится переплачивать за бензин.
Для эффективного контроля рынка, существует демпферный механизм, он строится на разнице между индикативной внутренней и экспортной ценой. Внутренняя цена закреплена на законодательном уровне, каждый год ее пересматривают и индексируют на 5%. При положительной марже продавать топливо за границу намного выгоднее. Государство компенсирует нефтекомпаниям половину, чтобы оптовые цены в стране не повышались. При отрицательной марже производители обязаны платить в бюджет.
Демпферный механизм показывает себя хорошо, однако из нестабильности курса рубля и постоянных санкций, существующую расчетную формулу стоит пересмотреть. Иначе в будущем ее эффективность окажется недостаточной для регулировки цен на отечественном рынке топлива.
Дорогой читатель, поддержи пожалуйста нас переходом на сайт - «ПРОСВЕТ.ПРЕСС».
_______________________________________________________
Спасибо за внимание!
Возможно Вам будут интересны другие каналы ПРОСВЕТ.ПРЕСС:
Канал «ПРОСВЕТ.ПРЕСС I О людях» - информация о жизни знаменитостей, а так же истории и судьбы простых людей .