На нашем канале мы разбираем книги про инквизицию и церковь, которые так или иначе касаются религии. Последняя называлась "Меч ангелов"... И внезапно вспомнилась игра, где основное оружие и есть меч ангелов. Называлась она Ominous Horizons: A Paladin's Calling и в своем роде была абсолютно уникальна.
Преданье старины глубокой
20 лет назад она казалась неплохой, но не получилось пройти ее до конца… Честно говоря, об игре можно сказать что-то хорошее даже сейчас. Во-первых, она пыталась принести ощущение ролевой игры в жанр «шутер от первого лица». Один из руководителей разработки, к слову, потом переключился на настольные игры.
Герой начинал в городе и мог туда возвращаться. Там были магазины, гостиница, кладбище, церковь… И вот сейчас мы столкнемся с одной из особенностей игры. Почти каждый плюс уравновешивается минусом.
Магазины, гостиница, праздно шатающиеся горожане – все это для красоты. Священник раздает квесты, то есть открывает доступ к новым уровням. Остальные, кроме пары местных жителей пару раз, дают дежурные отмашки в духе «Хочешь чаю? Возьми и налей».
Завязка не самая банальная: тоже, как и название нашего журнала, про книги со страницами, точнее про их изготовление. Злодей по приказу лично Дьявола украл у Гуттенберга типографские плиты, и теперь первопечатник не может изготовить Библию. Паладин (то есть мы) идет к священнику, который раскрывает, что вор раскидал плиты по разным мирам (видимо, их сломать он не отважился). Но в подвале церкви есть порталы.
К сожалению, после начала сюжет ступорится. Местные жители не скажут ничего нового, один лишь священник отмахивается: Молодец, а теперь отправляйся в следующий мир.
Ах, да. На самих уровнях наглый вор время от времени будет издеваться над нами и убегать. Вот и весь сюжет, без каких-либо откровений. В игре несколько мультиков, но они немногим лучше самой графики.
Виртуальные красоты двадцатилетней свежести
Кстати, о ней любимой. Городок (скорее деревню) можно обследовать, но домишки выглядят квадратно даже по меркам 2001-го года.
Помнится, когда игра попалась мне под руки, я отметил, что графика симпатичная, не более. Объективно, она на уровне 1998-1999 года. Жители напоминают кукол, но это нормально в отличие от ужасно размытых местами текстур.
Музыка на удивление приятная. Если она не воспроизводится, можно включить ее плейлистом в случайном порядке.
Первый боевой уровень продолжает ощущение уюта. Нас выкидывает в каких-то ближневосточных лачугах… И приходится просто бродить под ночным небом и искать вход. Эта особенность игры на деле недостаток дизайна. Некоторые участки или целые уровни пустуют, вынуждая тащиться паладина из одного конца карты в другой. Перед средневековым замком, например, враги строго стационарные. Лучники-гоблины метко стреляют и в них сложно попасть. Убивать их необязательно, можно убежать. Трудно сказать, недоработка ли это дизайна или возможность проявить христианское милосердие. Наверное, первое, ведь перед воротами в логово великана защитников нужно истребить, иначе не откроются.
Но несомненное достоинство дизайна – каждый эпизод состоит из нескольких уровней, и их можно свободно исследовать и возвращаться. И каждый этап – это отдельный мир, даже эпоха. Мы попадем в египетские гробницы (прямо под Сфинксом с еще не отпавшим носом), в средневековый замок и в Японию. Заброшенный особняк мигом напомнит такую классику жанра, как Clive Barker's Undying. Общей сложностью 7 самых разных эпизодов.
Попытка повторить чужие неудачи
Мы уже писали про старую игру, где надо бегать через порталы по уровням и собирать артефакты. Но авторы вдохновлялись не только серией Turok. Когда эта игра еще была в разработке, любители стрелялок ждали хит от Джона Ромеро, одного из создателей DooM и Quake . Он назывался Daikatana. Центральным оружием там был меч, который постепенно улучшался. Игрока ждали четыре мира, каждый в своем времени, с неповторимыми оружием, дизайном и врагами. Видимо разработчики Ominous Horizons думали, что Daikatana станет хитом, и скопировали многие элементы (к слову, не они одни). У игрока есть меч, что совершенствуется по ходу игры. На каждом этапе – свои враги, кроме разной мелочи типа крыс, пауков и летучих мышей, что найдутся везде. И вполне возможно, что герой путешествует во времени – этот аспект не уточняется, нас просто посылают в порталы.
Вот только Daikatana получилась страшным провалом, и никто после не пытался повторить ее, а эта игра вышла в следующем (2001-м) году.
Но вернемся к началу. Вот мы находим путь в шахты, и уют продолжается. Тусклый свет факелов и первые враги – каменные големы, стреляющие облаками пыли. Чувствуешь себя золотоискателем, идя по шатким мостикам или переплывая подземную реку.
Кстати, внимательным и любопытным воздастся. В каждом эпизоде можно найти несколько артефактов, повышающих наши характеристики – урон, скорость и защиту. Ощущается какой-никакой прогресс, развитие, а не бездумная беготня.
Можно, например, наткнуться в шахтах на индейца, отыскать ему его племенной тотем, а взамен он даст ускоряющий крест.
Огнем и мечом сражаемся со злом
Враги разнообразные, но туповатые. Впрочем, бегают быстро и преследуют со страшным остервенением. У многих есть неприятная особенность, бесящая на последних этапах. От их снарядов тяжело увернуться! И не всегда найдутся укрытия, чтобы выстрелить несколько раз и спрятаться, ожидая, что враг высунется.
Свою природную тупость враги отчасти компенсируют способностями. Некоторые из них исчезают и телепортируются прямо за спину. Ведьмы могут колдовать – замедлять или путать кнопки направления игрока, а еще насылать крыс, летучих мышей и скорпионов. А рыцари – почти копия монстров из первого Quake. Тоже резво бегают, бьют мечом или дальней атакой по площадям.
Все, наверное, помнят, что одна из самых главных заповедей – «не убий». Разработчики решили обойти ее изящно: все враги – это нечистая сила или монстры. Но если рыцари, разваливающиеся на пустые изнутри доспехи, скорее впечатляют… То краснокожие демоны в костюмах ниндзя с ярко выраженным азиатским акцентом вызывают недоумение. Ну а ведьма так и вовсе выглядит вполне себе по-человечески!
Несмотря на относительное разнообразие (и толщину) врагов, оружия у игрока всего ТРИ! Но не волнуйтесь. Во-первых, меч, своеобразный бластер, наподобие Unreal 1, постепенно улучшается. Если, конечно, удастся найти затаившегося ангела, который произведет апгрейд. К арбалету тоже идут самые разные стрелы. Особенно полезны ледяные, которыми следует замораживать юрких боссов. А волшебный посох – это одновременно пулемет (маломощный и неточный) и гранатомет! К сожалению, враги на выстрелы реагируют слабо, и могут успеть не раз дать сдачи.
20 лет назад я почти прошел игру, но застрял на загадке. И застрял незаслуженно! Как оказалось, нужно было поворачивать линзы, чтобы соединять лазеры. И на линзах не было видимых кнопок и мало что намекало, что их можно повернуть. К слову, отдельной клавиши «нажать» тоже нет.
Увы, я не прошел игру тогда, хотя оставалась всего пара уровней. А если бы прошел – у меня от игры были бы скорее приятные воспоминания – больше за дизайн, нежели за процесс.
Спустя годы недостатки бросаются в лицо. Но игра вызвала невольное уважение, когда, наткнувшись на одного из боссов, закончились патроны. Пришлось перезагрузиться, побегать по уровням и отыскать пропущенные доспехи и улучшения. И великан был повержен!
Сражение с Дьяволом под конец вышло, можно сказать, на последнем издыхании. На уровнях постоянно прибывала лава, так что не всегда получалось заглянуть во все уголки и накопить патроны. К счастью, в битве спас один из чудотворных крестов регенерации.
К слову, роль аптечек тут выполняют свитки с цитатами из Библии. Другое дело, что подобрав их посреди боя, они закроют пол-экрана. Но в настройках можно свести время их нахождения до минимума.
А перед финалом игра реально ВЫБЕСИЛА!!! Когда-то проходил игру на среднем уровне сложности или ниже – и все было довольно терпимо. А теперь, на предпоследнем, враги под конец резко покрутели, а нормального оружия стало не хватать. Но это еще можно было бы пережить…
Мечты о стабильности
Игра сделана на бесплатном графическом движке Genesis3D (может, взяли из-за названия: Book of Genesis – это Книга Бытия), что рассчитан на игры попроще и со скрежетом тянет особенности вроде открытого мира (в игре на каждом уровне надо запомнить убитых врагов и подобранные предметы) или больших (иногда) пространств.
На современных системах игра, хоть и запускается, но часто вылетает! Чаще всего при загрузке нового уровня. То есть, терпимо, если часто сохраняться. Но в предпоследнем эпизоде она начинает вылетать ПОСТОЯННО, посреди боя. И если сохраниться – игра может вылететь, а сохранение испортиться. А в какой-то момент игра начнет вылетать, если зайти обратно (а там еще не все исследовано!). Так не удалось получить финальное улучшение меча.
Кроме того, бесили некоторые загадки и спрятанные предметы. Бесили лабиринты, где нужно буквально ходить боком вдоль стен, чтобы отыскать тайные проходы. Бесили толстокожие враги с самонаводящимися снарядами.
Поэтому игру сложно рекомендовать современным игрокам. Или играть на низкой сложности, чтобы лишний раз не сохраняться и не переигрывать. Или играть на совсем уж старых компьютерах. Или ставить виртуальную машину с поддержкой 3D-графики. А те хардкорщики, которые это умеют, наверняка не нуждаются в советах, во что им играть.
По мере прохождения вспомнилась другая игра, на голову выше. Darkened Skye вышла на год позже. Тоже фэнтези, где героиня скакала по разным мирам (и Япония была!) и сражалась при помощи магического оружия. Ну так вот, разработчики признавались, что делали вполне самостоятельную вещицу, но в последний момент нашли спонсора Skittles - и напихали этих конфет где только можно. Получилось как собаке пятая нога.
Так же и в Ominous Horizons. Религия привязана с натяжкой. А уж касаемо идеи – странно прививать христианские ценности через стрелялку! Жанр почти полностью противоречит идее непротивления. Вот приключение с сюжетом и моральным выбором – другое дело.
То есть, практически любая религия – против насилия. А тут только им можно добиться победы. Оскорбляет ли игра чувства верующих? Нет, но рядовые игроки могут обидеться на устаревший концепт, скуку и нестабильность! В остальном, игра не перевирает никаких догм. И не несет критических выпадов, кроме непосредственно против Зла и его приспешников.
В теории игра может заинтересовать в религии, но она представлена довольно скудно – свитки с цитатами Священного Писания, восполняющие здоровье, ангелы, улучшающие оружие и священник в церкви, выдающий задания. И Иоганн Гуттенберг, которого к лику святых так и не причислили.
Разработчики замахнулись на очень масштабную идею – а вышло в лучшем случае скучновато. А в худшем - игра может заставить биться головой, но не об пол в земном поклоне, как хотелось бы создателям, а в бессилии об стену. Зачем же столько текста, если это не вполне играбельно? А затем же, для чего созданы музеи. Для истории, интересных фактов и впечатлений очевидцев. И чтоб журнал соответствовал своей заявке – все про фантастику.
Благодарим Вас за внимание! Будем рады любой Вашей оценке или комментарию! Мы также писали про предысторию Quake и хороший ли вышел мультфильм из "Петьки и Василия Иваныча".