Хочется отдохнуть в Турции, но не получается? Может, на помощь придет игра с подозрительно похожим названием?
Но ожидающих побывать в Стамбуле ждет разочарование. Несмотря на обилие экзотических локаций, к Турции стрелялка не имеет никакого отношения. Турок – это главный герой, и он… индеец.
На самом деле, Turok: Dinosaur Hunter основывается на серии комиксов, появившихся еще в пятидесятые годы. Уже в нулевых вышел мультфильм, но он быстро стирается из памяти.
Вообще, для шутеров девяностых сюжет необязателен. Но когда есть первоисточник-комикс, хочется хотя бы видеовставки между уровнями… Их нет! Вся история – только в мануале!
Главный герой охраняет барьер, разделяющий наш мир и Затерянную Землю. А злодей-милитарист пытается наложить руки на могущественный артефакт и с его помощью править вселенной.
Вид Турка вызывает вопросы… Он похож не столько на коренного американца, сколько на карикатуру. Обвешан неизвестно чем, да еще щерится во все зубы. Создатели это поняли, и в продолжениях индеец выглядит реалистичнее. А для первой части есть мод, заменяющий модель героя на другую официальную, более приличную… Но он совместим не со всеми модификациями, о чем позже.
Игру начали делать еще в 95-году, и это заметно. Потому что, несмотря на полную трехмерность, по дизайну стрелялка ближе к DooM, нежели к Quake. Большинство уровней – кишки или лабиринты.
Хотя иногда «Турок» напоминает первый Unreal. Тоже влажные тропики и огромные открытые пространства. Одно «но» – туман (который не раз будет помянут) изначально, чтобы не загружать ресурсы, застилал все на своем пути. И если в Unreal поведение врагов удивляло даже бывалых игроков в DooM, где монстры бегали толпами, что не позволяло заскучать и оценить их умственные качества. В «Турке» же враги либо преследуют, либо стоят на месте. Некоторые и на ходу стреляют, но в целом их интеллект не очень интересен. Беспорядочно бегающий огр из первого Квейка, кидавший гранаты и вблизи врубавший бензопилу, вел себя более непредсказуемо.
Ставит врасплох лишь вражеская меткость и внезапная телепортация, часто бесконечная, которую можно выключить только модификациями. Бывает, хочешь перейти пропасть, а тут на тебя динозавр! От неожиданности делаешь пару неверных шагов и летишь вниз.
А у других пещерных ящериц есть пренеприятная особенность плавать. А под водой доступен только нож. Вот и приходится либо грести, да побыстрей, либо почти вслепую кромсать плавучих гадин.
Немного отсталое поведение неприятелей сглаживает разнообразие арсенала. От простого лука со стрелами до пулеметов и настоящего оружия массового поражения.
Расправляться с врагами – это отдельное удовольствие. Мало того, что кровь льется реками и забрызгивает все вокруг. Так еще побежденные неприятели изображают нечеловеческие страдания, картинно всплескивают конечностями и при случае валятся в пропасть.
Но поиграв, понимаешь, что «Турок» – не только про «пострелять». А про поиск секретов, без которых игра (особенно это касается ключей) часто непроходима.
Есть такой жанр, который принято называть «метроидванией»: Открытый мир, где часто приходится возвращаться на пройденные места. «Турок» – одна из первых попыток перенести его в 3D.
Нужно смотреть во все глаза – нет ли подозрительного выступа, на который удастся запрыгнуть, не разбившись? Получится ли подняться по этому склону? Быть может, поворот пропустил?
Хотя возвращаться на прошлые уровни совсем необязательно – найти ключи можно и за один присест. Но невнимательным игрокам, проходящим без подсказок, наверняка придется это делать. Благо, сколько ключей осталось для открытия новых уровней – пишется при их подъеме.
Иногда на уровнях открываются порталы, отправляющие в зал испытаний, полный ловушек, где можно пополнить здоровье и боеприпасы и вернуться обратно.
Оригинал занимал (без музыки) считанные мегабайты, так что он состоит из повторяющихся элементов. К счастью, уровни-джунгли постепенно сменяются пещерами и пустошами, пока герой не попадает на высокотехнологичную базу роботов.
Другой раздражающей чертой, помимо однообразия, является платформинг. Постоянные прыжки над пропастью в случае неудачи грозят отобрать одну жизнь… Да, у нас, помимо шкалы здоровья, древняя система накопления жизней. Сохраняться в любой момент нельзя, только на специальных пьедесталах. А погибнув, сберегаешь подобранное оружие, ключи и артефакты. Но теряешь патроны. Это особенно болезненно, потому что по умолчанию к каждому оружию можно нести совсем немного. Расширяет запас только рюкзак, который после смерти отбирают.
Ремастер 2015 года эту проблему не исправил. Но несет в себе множество плюсов. Например, выросла дальность видимости. Окончательно туман не испарился, но теперь можно убивать врагов еще до того, как они тебя заметили. Иногда это почти читерство.
Во второй половине игры как-то разбегаешься и распрыгиваешься и перестаешь путаться в секретах и падать в пропасть. И отстрел врагов, вкупе с новыми пушками, становиться еще увлекательней. Особенно битвы с боссами, хоть и скоротечные. Их впечатляющая наружность и сложность, далекая от запредельной, не дают заскучать.
Сложность, кстати, в ремастере переключается в любой момент. А с пользовательскими модификациями – не только она. Можно сделать текстуры и эффекты более четкими и реалистичными. В плане изменения геймплея рекомендуется Turok+. Он позволяет настраивать игру под себя, добавляет больше современных возможностей. Например, стрелять из пистолета с двух рук. Или двуствольный дробовик. Но не все моды совместимы друг с другом, о чем обычно пишется в документации.
Подытоживая, в «Турке» довольно крутое оружие и приключенческий дух, но раздражает отсутствие сохранений и навязчивые прыжки над пропастью.
После вышла вторая часть, затем третья (на компьютере не появлявшаяся), пока не появилась четвертая – Turok Evolution. Ей то мы и уделим пару абзацев. Почему? Да потому что в ней единственной тот же главный герой, что и в первой части. И она является приквелом.
Отношение к ней, мягко говоря, неоднозначное… Во-первых, привычная для игры система соединенных между собой уровней заменена линейной последовательностью. Проще говоря, назад возвращаться нельзя. Пропасти уже не так раздражают и прыжков гораздо меньше. Враги умнее, разнообразнее и в основном представлены человекоподобными ящерицами… Но больше всего недоумения вызывают уровни, где нужно летать на птеродактиле. Малейшее столкновение приводит к смерти. А сохраняться в любой момент по-прежнему нельзя!
Эту часть принято ругать, но раздражает она больше по техническим причинам, которые не гарантировали нормальный запуск на ПК даже на момент выхода, а уж сейчас… Зато сюжет богаче и игрока потчуют красочными роликами о том, как храбрый дикарь попал в чужой мир и стал его хранителем. И музыка там просто великолепная. Если начать с Evolution, то первая часть будет гораздо понятней. А можно почитать комиксы-первоисточник, если английский позволяет. А мультфильм, хоть и схож по настрою (тоже индейцы и динозавры), совсем про других героев.
Обзор на TUROK 2 можно прочитать ЗДЕСЬ
Благодарим Вас за внимание! Будем рады любой Вашей оценке или комментарию!
Мы также писали про предысторию Quake и хороший ли вышел мультфильм из "Петьки и Василия Иваныча". А еще у нас есть материал про позабытую серию стрелялок про борьбу с нацизмом.