Это уже не первый материал о польском цикле про инквизитора, но формат книг по-прежнему (почти) самостоятельные повести, чаще всего детективы. Если в руки каким-то образом попался третий том, прошлые читать не обязательно (но не факт, что потом не захочется). Сюжет каждой истории начинается с того, что инквизитор получает задание от епископа, либо натыкается случайно, по ходу дела. Разберем же каждую повесть в отдельности, в порядке оглавления и по возможности без спойлеров:
Глупцы попадают в рай
История начинается с отвратительной сцены: Какой-то молодой дворянчик чуть ли не до смерти забивает любителя горячительных напитков, причем герой его останавливает, после того, как пострадавший уже не шевелится. Создается впечатление, что богатый выскочка – один из злодеев в истории и еще встретится. Но нет, это ложный ход. С насилием ради насилия. Или как маркер, потому что под конец инквизитор узрит сцены похлеще, но сюжетно те полностью оправданы.
В очередной раз Маддердин расследует то, чем заниматься не должен – пропажу актрисы. Но он берется ради денег ее отца, и потому, что девушку гипотетически могут принести в жертву – а это уже по его части.
Кстати, драматург из чьего театра украдена артистка, явно списан с Шекспира.
Что более важно, в истории появляется любовный интерес героя на весь цикл. Понимая это, автор обрисовывает дочь купца чуть подробнее, чем остальных персонажей – и красоту распишет, и в душу пытается заглянуть, что слегка выбивается из общего мрачного настроя.
Поначалу интересно, кто же украл девушку. Но об этом сразу намекают и намек вскоре подтверждается. Потом же интересно, спасут ее или нет.
Характерная черта серии – много линий в никуда. Кем была мать похитителей, которую вроде как забрала инквизиция? Куда делся отец похищенной? Этого не раскроют даже в следующих томах.
В целом, при всей банальности сюжета, за ним интересно следить. Но он раскрывается не на 100%. И вызывает недоумение, потому что герой как бы влюбляется, что противоречит его характеру.
Кости и трупы
Название намекает, что снова будет много жестокости и насилия. Хотя начало минорное, такое уже было в прошлых книгах. Инквизитор просто проезжал мимо, но решил разобраться, что не так в зачуханном городишке. Кто-то ворует части тела с кладбища, и подозревают в этом гуля.
И опять пытки и физиологические подробности. Неприятные настолько, что сам инквизитор говорит, что предпочел бы их избежать.
Создается впечатление, что Яцек Пекара смакует насилие. Чем чаще видишь сцены пыток, тем сильней растет отвращение и хочется забросить книги и никогда больше не открывать!
Но если вынести этот пренеприятнейший момент за скобки, то мы заметим еще один повторяющийся авторский прием: Основное дело, что начинает разбирать инквизитор, не стоит и выеденного яйца! Гораздо интересней то, что раскрывается попутно. Речь идет о приезжем палаче, который по совместительству шут и говорит стихами.
Кстати, инквизитор вновь нарушает субординацию и проявляет чрезмерную инициативу. А это, сами понимаете, не может рано или поздно не иметь тяжких последствий.
Сиротки
А вот тут уже повторен известный прием из первых томов «Ведьмака». Берем сказку («Гензель и Гретель») и выстраиваем на ее костях новую повесть.
Начинается с того, что инквизитор не успевает – ведьму уже сожгли. Но в остальном история где-то на уровне крипипасты про деревню и лес. Быстро становится ясно, что детей, спасшихся от старухи, подменили. А когда появляется чудовище – пропадает вся интрига.
Реалистичность тоже под вопросом. В прошлых повестях писалось, что если герой использует заклинание поиска тел или нечистой силы – ему потом бывает нестерпимо плохо. А тут пишется, что у него кровь начинает течь из ушей! В жизни это очень серьезный симптом, после которого, как правило, живут недолго. Но инквизитор, хлебнув глоточек сливовицы, едет обратно разбираться.
В книге часто повторяется прием – героя прижимают к стенке, но в последний момент возникает третья сила, о которой в повести ни разу не было упомянуто, и спасает его. Но хотя бы не ангел на этот раз.
Конечно, внезапные спасения были в той же «Саге о Рейневане» Сапковского. Но там гораздо более цельный сюжет, яркие персонажи и читалось столь увлекательно, что не хватало времени над этим задумываться.
И, в отличие от героев Сапковского, сложно сказать, что инквизитор – герой положительный. Хаотичный он какой-то. Он будто играет в бога – бессмертного вампира отпускает, а ведьму, спасшую его, везет на расправу. Иногда он действует полностью в соответствии с инструкциями… В другой раз вытирает о них ноги. Он часто произносит пафосные фразы о вере, но при этом грешит по любому поводу. Это какой-то Раскольников, решающий, кто тварь дрожащая, а кто имеет право.
Кстати, помощники героя говорят как шпана. И это очень удачный ход переводчика.
Маскарад
В кои-то веки к инквизитору приходит сдаваться чернокнижник (Вообще-то такое было в первой книге… Но герой не принял сдачу). Профессор вызвал демона, теперь тот требует его себе… И теперь чернокнижника надо довести до монастыря, защищаясь от демона и прочих врагов… Надо отдать должное автору, от такой банальной задачки мозг расслабляется – и финал получается неожиданным.
Меч ангелов
Повесть, чье название легло в заголовок книги, не сказать, что получилась выдающейся. Снова все вертится вокруг пыток. Но на этот раз жертвы с обеих сторон – несколько присутствующих, включая палача, впали в кому. Следить за сюжетом не слишком увлекательно, потому что «естествоиспытателей», в отличие от девушки в начале книги, совсем не жаль. Инквизитор тоже не пышет добротой – пырнул воришку, и говорит, что ему помог. Но в конце перед читателем приоткроется ТАЙНА, кто, собственно, герой на самом деле, и секреты религии, за которую он сражается. В очередной раз неприятная авторская привычка - важный поворот сюжета или раскрытие ЛОРА, а дальше все сделают вид, что этого не было. И вновь инквизитор займется чередой несвязанных дел.
Хочется напомнить, что это уже повторное прочтение книги, хоть и в новом переводе. И в прошлый раз впечатление было куда лучше. Сейчас же недостатки бросаются в глаза. Но, как видится, автор – беллетрист, и не очень претендует на вдумчивое повторное прочтение.
С каждой новой книгой в серии обложка все отвратительней, что как бы намекает. Мучения с каждым разом все более ужасней, будто автор учит на обратном примере, что церковь должна быть отделена от государства, пытки – это плохо, а права человека должны быть у всех равны.
В целом, книга получилась интересной, глобальный сюжет сделал еще один шаг вперед, что хорошо. Запомнился начальник героя – епископ, который теперь поражает неслыханной добротой. Кстати, немного раскрывается личность императора – он молод и грезит завоеваниями. Это будет важно в следующем томе «Ловцы душ», чье новое издание выйдет уже в апреле. И, насколько не изменяет память, там есть минимум две интересные повести – одна лирично-трагическая, продолжение ранней истории. А другая – про интриги на самых высоких уровнях власти.
Благодарим Вас за внимание! Будем рады любой Вашей оценке или комментарию! У нас также есть статьи про ПЕРВУЮ и ВТОРУЮ книги, а также ВСЮ СЕРИЮ целиком.