Структурные облигации — это нестандартный продукт. На первый взгляд, всё как у обычных облигаций: есть номинал, есть купоны. Однако имеются и черты опциона.
Структурные облигации выпускаются ограниченным кругом эмитентов. Обычно это крупные банки и брокерско-дилерские компании, например: Сбер, ВТБ, МКБ.
В чём отличие структурных облигаций?
Разница с обычными в том, что купонный доход по структурным облигациям не гарантирован. Право на получение дохода возникает только в том случае, если наступит либо не наступит одно или несколько событий. А эти события эти обычно связаны с динамикой котировок базовых активов — акций, индексов, валютных пар.
Пример
Рассмотрим одну из 377 инвестиционно-структурных облигаций Сбербанка (ИОС). Базовый актив — акции Сбербанка.
У этой облигации есть гарантированный доход, но он чисто символический — всего лишь 0,01% годовых. А вот основной доход зависит от конкретного события, связанного с базовым активом:
- если в дату наблюдения, 08.02.2024, цена на акции Сбербанка окажется больше изначальной (на 17.02.22), то владелец облигации получит 85% от объёма этого роста;
- если нет, то ему достанутся лишь жалкие 0,01%.
То есть, суть структурной облигации вовсе не в том, что банк платит вам процент за пользование вашими деньгами. Здесь, по сути, вы заключаете с банком пари: кто лучше спрогнозирует цену акций через два года? Однако деньги для участия в этом почему-то дает только инвестор.
Чтобы выглядело привлекательнее, банк не использует слово “пари”, заменяя его на “инвестиционную стратегию банка” или “инвестиционную облигацию”.
Базовые активы по структурной облигации
Таким активом может быть даже корзина из акций различных эмитентов. Тогда, чтобы вам выплатили повышенный купон, должно одновременно произойти сразу несколько событий с активами, которые в неё входят. В этом случае “выиграть” ещё сложнее.
А можно ли вернуть хотя бы номинал?
Предположим, заработать не удалось. Но можно ли получить обратно хотя бы стоимость самой облигации?
Тут тоже не всё просто. Есть три типа структурных облигаций:
- с полной защитой капитала;
- с частичной защитой, когда эмитент гарантирует возврат какой-то части номинала;
- без защиты, самые рискованные.
Получите вы хоть что-то или нет в случае неудачи, зависит в основном от этого типа.
А в некоторых структурных облигациях есть так называемый «автоколл»: эмитент может досрочно погасить облигацию, если цена базового актива превысит определенный уровень. Тем самым он ограничивает доход инвестора.
Кто может покупать структурные облигации?
По общему правилу, структурные облигации могут покупать только квалифицированные инвесторы.
Если же от наступления или ненаступления события зависит только выплата купонного дохода, то такой продукт называется облигацией со структурным доходом, и он доступен неквалифицированным инвесторам после прохождения тестирования.
Стоит ли покупать структурные облигации?
Как видим, рисков у данного инструмента гораздо больше, чем выгод:
- риск потери номинала;
- риск неполучения дохода;
- риск недополучения дохода;
- низкая ликвидность;
- “вшитые” дополнительные комиссии.
Зачем всё это инвестору, не совсем понятно. Если хочется стабильности, можно купить обычные облигации того же Сбера. А для любителей “пари” есть стандартные фьючерсы и опционы с куда более простыми и прозрачными условиями.
При всех очевидных минусах структурных облигаций, поражают объемы их эмиссии:
- у Сбера объем структурных облигаций в обращении 295 млрд рублей;
- у ВТБ — 48 млрд рублей;
- МКБ — 9,9 млрд рублей.
Общий объем структурных облигаций в обращении более 360 млрд рублей.
Аналитик Людмила Рокотянская, редактор Никита Марычев.